[15.09.2010] Ираклий Квирикадзе: «О драматургии жизни и драматургии любви»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию интервью с известнейшим сценаристом и режиссером, заслуженным деятелем Грузии Ираклием КВИРИКАДЗЕ.
Мы с Ираклием знакомы несколько лет. Встретившись в очередной раз после событий, происшедших в Южной Осетии, мы не могли не затронуть эту тему. Далее разговор пошел об ответственности перед Родиной, близкими, о жертвенности и о любви.
– Ираклий Михайлович, мне кажется, что мы заговорили с Вами о любви неспроста. Любовь является центром мироздания, центром нашей жизни. Все, что происходит вокруг нас, нужно рассматривать только с этой точки зрения. И мелочей здесь не существует.
– Я вспоминаю школьные годы… Одно время у нас было модно записывать в блокноты афоризмы известных людей. Девяносто пять процентов из них были о любви. Что-то типа «Любовь – это хрустальная ваза, которую нужно аккуратно нести по жизни, разобьется – не соберешь». Смешно, но и трогательно. У детей чуткое сердце, оно улавливает самые тонкие вибрации души, и это «странное» желание собирать в этом возрасте высказывания о возвышенном чувстве, возможно, есть неосознанное стремление соприкоснуться с прекрасным.
– Мне интересно узнать Ваше мнение: что, по-Вашему, есть любовь?
– Сразу приходят на ум, на первый взгляд, избитые фразы: «начало начал», «смысл человеческого существования»… Существует несметное количество объяснений, и все они так или иначе характеризуют это чувство – вернее, отдельную его грань. Потому что любовь многогранна, и граней этих – бесконечное число. Любовь невозможно объять. Объять может она. Кто ее познал, тот, по-видимому, находится на вершине блаженства. Я понимаю, что без любви человек не может существовать. Это то, что поддерживает его на плаву.
Уж не знаю, к месту ли, но вспомнил сейчас Нину Чавчавадзе, супругу Александра Грибоедова, которая над могилой мужа установила памятник с замечательной надписью «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?» Может быть, потому, что в ее сердце жила любовь, а настоящая любовь не может умереть.
– Любовь может принимать самые разные формы: любовь к ближнему, любовь к Родине, любовь между народами….
– У нас двор в Старом Тбилиси был самым что ни на есть интернациональным. В доме жили грузины, армяне, греки, евреи, русские… «Армяно-грузинские отношения» строились исключительно на футболе, не было в них негативного напряжения, а были юмор и ирония. О том, что в определенных кругах муссируется «еврейский вопрос», я узнал только в Москве. Недалеко от нашего дома находилась совсем крошечная площадь, на которой с одной стороны возвышалась православная церковь, с другой – мечеть, чуть в стороне стояла синагога. Это был какой-то символ добрососедства и… любви к ближнему!
Мой дедушка, Давид Алексеевич, был знаменитым свадебным тамадой. Грузия ведь имеет культ застолья, и тамада в Грузии – это почти профессия. Дедушка был эффектен, невероятно красноречив, мог много выпить, но при этом всегда сохранял разум и никогда не терял бразды правления. Однако я всегда удивлялся его первому тосту: «За мир во всем мире!» Мне казалось это плоским и банальным. И однажды я сказал ему об этом. «Запомни, – ответил он мне, – в мире нет ничего важнее мира во всем мире!» Со временем я понял, как это верно!
– Слова молитвы «О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся», совершаемой каждый день за Божественной Литургией, как раз и означает – «За мир во всем мире». Скажу более того… Апостол Павел в своем послании к ефесянам пишет: «Ибо Он (Христос) есть мир наш» (Еф., 2; 14). А апостол и евангелист Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин., 4;16). В связи с этим пожелание «За мир во всем мире» по своей сути является прошением ко Господу, чтобы Он излил свою Любовь на все человечество… Но что же все-таки произошло? Почему так изменились люди, общество?..
– Я не аналитик, мне трудно ответить на этот вопрос с точки зрения политики. Но с человеческой точки зрения это произошло по причине оскудения в людях любви, ибо, как я помню из Священного Писания, «любовь не мыслит зла» (1 Кор. 13; 5).
– Ираклий Михайлович, Вы сценарист и режиссер фильма «Святой Георгий», который завоевал множество призов на самых разных кинофестивалях. Расскажите, как он создавался.
– Сначала ко мне обратились с просьбой написать сценарий. Наверное, потому, что я грузин, а в Грузии, как это всем хорошо известно, святой великомученик и Победоносец Георгий почитается особенно. Безусловно, я знал житие святого, но для серьезной работы мне этого было недостаточно, и я сел за книги. Вскоре выяснилось, что святого Георгия почитают не только в христианских странах, но даже в мусульманских, например, в Ливане. Только его имя там произносят немного на другой лад. В написании сценария я решил зацепиться за это. А вскоре поступило предложение уже снять фильм. В результате мы объездили огромное число стран. Были в Ливане, Сирии, Англии, Греции, Турции, Италии, Грузии, конечно же, России. Изначально мне хотелось сделать фильм не только назидательный, но и одновременно простой, легкий, душевный, может, даже с некоторым юмором. И это удалось. Я обращался к очень простым людям – рабочим, крестьянам, рыбакам – с просьбой рассказать о святом Георгии. Но вот что интересно: говоря о святом, каждый из них, будучи уроженцем своей страны, утверждал, что убил змея святой Георгий именно в их стране, и именно около этого источника – и показывали рукой на конкретное место. Получалось, что святой Георгий убивал змея всюду. Это вызывало улыбку, но в этом заключается и великая правда, ибо святые, облеченные в Любовь, помогают всем людям, независимо от их местожительства и вероисповедания, если те обратятся к ним с сердечной молитвой.
– А над чем работаете сейчас?
– Все та же тема любви… Это история о человеке, который по каким-то обстоятельствам на пять лет попал в тюрьму. Жена от него ушла к другому, а двух маленьких ребятишек, которым в тот момент было года два, остался воспитывать дедушка, отец того человека. И дедушка много рассказывал внукам о своем сыне, говорил, что он рослый, физически очень сильный, смелый, справедливый, и они должны быть похожими на него. В представлении детей их отец был настоящим витязем. А когда он выходит из тюрьмы, то дети видят, что это худенький маленький человечек. И они его не признают. Теперь этому человеку нужно собственным добрым примером завоевать любовь детей, вернуть блудную жену и объединить распавшуюся семью.
– Господь благотворит «добрым и правым в сердцах своих» (Пс. 124; 4). Кстати, я слышал, что в Вашей жизни был момент, когда Вы от смерти стояли в одном шаге. Но добрые люди помогли Вам…
– В одном из своих псалмов Царь Давид говорит: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс. 36; 27). Как это верно!
В 1991 году мы привезли в Америку фильм, но за день до его показа я почувствовал себя неважно. Попросил у американского коллеги валидол, а он мне сказал, что у них не принято вот так сразу давать лекарство, и если есть проблема, нужно срочно обратиться к врачу. В результате меня увезли в больницу. Как мне потом рассказывали друзья, исследование коронарных сосудов показало, что я, по выражению американских врачей, должен умереть если ни сию минуту, то завтра – точно. Необходимо было срочное хирургическое вмешательство. Однако операция стоила очень дорого, таких денег у меня не было и в помине. Тогда американские коллеги организовали своеобразный штаб по моему спасению и за одну ночь собрали необходимую сумму. И утром мне сделали операцию. Премьера моего фильма прошла без меня, но зато я живой и спустя много лет разговариваю с Вами, отец Александр.
Что же послужило причиной такого отношения ко мне, спросите Вы? В жизни нужно творить добрые дела, и тогда люди будут отвечать тебе добром. До того, как мне попасть в американскую больницу, со мной произошло следующее. В Советский Союз приехала гильдия сценаристов Америки. Они побывали в Москве, Петербурге и собрались в Тбилиси. Мне позвонили за два дня и сказали, чтобы я встречал гостей. Я обратился за помощью к своим друзьям-бизнесменам, и они из любви и уважения ко мне пошли мне навстречу. В результате три дня, проведенные американцами в Грузии, были поистине фантастическими! Друзья даже мне всего не рассказали, что они приготовили, поэтому я вместе с американцами не один раз разевал рот от удивления, умиления, восторга. Вот, например: мы едем по безумно живописному месту мимо старинного православного храма, и «неожиданно» поступает предложение зайти в церковь. Все выходят из автобуса, подходят к храму, и вдруг откуда-то сверху раздается ангельское пение. Это пел хор мальчиков, которых мои друзья заблаговременно привезли сюда. От умиления люди заплакали. В другой раз проезжаем в Кахетии село, останавливаемся на минуту и заходим во двор «первого попавшегося дома» показать гостям, как живут люди в деревне. И попадаем к грандиозному застолью с тамадой и великолепным хором стариков. Это было, как в сказке!
Среди гостей был известнейший американский сценарист (один из сценаристов фильма «Касабланка»). Ему, наверное, тогда было около 80 лет. Нам показывали винный завод, винные погреба, и директор завода, повернувшись к этому сценаристу, спросил, какого он года рождения. Тот ответил. И тогда директор преподнес ему в подарок великолепное вино в запыленной бутылке урожая именно того года, в котором он родился. Радости его не было предела! Когда американцы уже в аэропорту садились в автобус, который должен был подвести их к трапу самолета, этот самый сценарист, несмотря на преклонные года, как молодой, спрыгнул с подножки и закричал (конечно же, в шутку!): «Я прошу политического убежища! В Америке меня никто не ждет, а здесь меня любят, и я хочу провести остаток своей жизни в этой сказочной стране!»
Именно эти люди и собирали мне потом в Америке деньги на срочную операцию. Вот такая драматургия жизни и драматургия любви.
– Ираклий Михайлович, у нас в редакции сложилась традиция просить гостей высказать пожелания нашим читателям. Будьте добры!
– Так любви и пожелаю!
– Как говорит Апостол: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13; 13). Спаси Господи!
Протоиерей Александр Новопашин