[06.09.2024] Справка о так называемой иконе «Богородица Донецкая избавительница»
В 90-е годы прошлого века в православных околоцерковных кругах активно распространялась оккультная псевдоикона «Воскресающая Русь». Она появилась в домашней «часовне» практикующей оккультистки, объявившей себя «хранительницей святыни», которая затем начала возить ее на гастроли по всей территории РФ и ближнего Зарубежья. Многие православные были введены в заблуждение, эта «икона» появилась в некоторых храмах, с нее начали писать списки, и лишь многолетняя просветительская работа Церкви положила конец распространению этого оккультного изображения и связанных с ним нелепых ритуалов и злостных суеверий. К сожалению, сейчас происходит повторение той ситуации и по нашей стране вновь начинает путешествие новая псевдоикона, активно пропагандируемая группой предприимчивых оккультистов.
В последнее время некоей сектоподобной группой лиц формируется культ «образа», а точнее картины, которую эти люди называют иконой «Богородица Донецкая Избавительница» (Прил. 1) (не имеющей никакого отношения к канонической иконе Божией Матери «Донецкая») (Прил. 2), якобы явленной мистическим образом «свыше».
По их словам, эта «икона» была написана по «тройному благословению»: неназванных афонских старцев, по «благословению» Самой Пресвятой Богородицы (в некоторых материалах группы даже сообщается, что икона «написана самой Богородицей»), а также правящего архиерея Тихвинской епархии епископа Мстислава и якобы освящена в Тихвинском монастыре у чудотворного первообраза Тихвинской Божией Матери (епархия опубликовала опровержение, сообщив, что епископ Мстислав никакого благословения не давал: http://www.tikhvin-eparhia.ru/novosti/6106-vazhnaya-informatsiya).
Также в материалах группы сообщается, что, якобы, «Сама Богородица запретила держать Свой образ в православных храмах, но выбрала местом его пребывания квартиру Александра Петутина» (см. об этом во втором видео по ссылке: https://diak60422.ru/zastupnicza-donbassa-ikona-bozhej-materi-doneczkaya/ Видео есть в архиве ЦРИ). (Ещё об этом тут: https://dzen.ru/a/YfIhPbbPzS6DoDKB) (иногда его фамилию пишут «Петунин»), 1952 г.р., проживающего в г. Харцызск Донецкой области, ул. Титова, 52. Одно время он числился в Донецком ополчении с характерным позывным «Святой». Петутин называет себя потомком князя Путятина и утверждает, что «Богородица Сама назначила его хранителем «иконы»», а квартиру свою, увешанную псевдоиконами разных неканонизированных нашей Церковью лиц (в том числе Распутина, Иоанна Грозного, Игоря Талькова, Славика Чебаркульского и др.), именует «домашней часовней» (Прил.3). Со слов самого г-на Петутина, ни местный епископ, ни священники, ни храмы не принимают этот «образ», называя его неканоническим. Однако ему непрестанно является сама «Богородица» и «командирует» его в разные города России.
На самом деле эту картину некоторое время назад написала Санкт-Петербургская художница Мария Жарова. С ее слов (скриношоты переписки имеются в ЦРИ), на этом полотне изображена Мать-Россия (не Богородица), на руках у которой плачущий младенец как образ страдающего Донбасса. Чтобы усилить образ, художница стилизовала картину под икону. Не сумев найти покупателя (что неудивительно, ввиду невысокой художественной ценности картины и сомнительности ее образного языка), она решила подарить картину местному «Музею воинской доблести Донбасса».
Там картина была замечена Светланой Щиблевой, которая без разрешения автора сняла с нее копию (в еще более низком художественном исполнении) (Прил. 4). Сама Щиблева уверяет, что этот «образ» был начертан некоей тайной силой помимо ее воли (что указывает на оккультное мышление самой художницы). Далее картина была передана Петутину, который и начал ее активно пропагандировать уже как икону, несмотря на очевидно и явно неканонический характер изображения (младенец на руках у изображенной женщины повернут к зрителю затылком). Производятся громадные тиражи изображения, которые затем распространяются. Некоторые из них – с дополнениями. Например, изображенная женщина с ребенком помещается на фон пшеничного поля, что в сочетании с голубым небом составляет украинский флаг (Прил. 5).
Анализ изученных материалов, выступлений, многочисленных интервью (в том числе на Ютубе) позволяет сделать выводы, что Александр Петутин – человек с очевидным грубо-оккультным мировоззрением (https://novorosinform.org/znak-prisutstviya-o-chem-plachet-bogorodica-doneckaya-91337.html), принадлежит к псевдоправославному сектантскому движению «царебожников». Рекламируемая им картина также популярна и в другом псевдоправославном движении – почитателей Славика Чебаркульского. Интересно и то, что помощник Петутина Константин Важенин, судя по его постам во «ВКонтакте» (Прил. 6), состоит в нью-эйджевском сообществе, активно сотрудничающем с тоталитарной сектой «Общество сознания Кришны».
Сложившаяся вокруг Петутина сектоподобная группа постоянно публикует в Интернете материалы о многочисленных «чудесах», совершающихся возле этой «иконы», о «мироточении» (или «кровоточении») от нее, о пророчествах, которые от нее исходят, исцелениях и т. д. В числе прочего, например, сообщается, что якобы сама «икона» меняет цвет своего нимба (Прил. 7), а текущее из нее «миро» также варьируется по цвету от синего и зеленого, до желтого, красного и черного (см. об этом в первом видео по ссылке: https://diak60422.ru/zastupnicza-donbassa-ikona-bozhej-materi-doneczkaya/ Видео есть в архиве ЦРИ). В качестве «экспертов», подтверждающих чудотворность «иконы», петутинцы ссылаются на некоего «отца Бориса – священника батальона «Восток»» (Прил. 8) (на самом деле, прот. Борис Хлипитько давно находится под запретом, а полкового священника у батальона «Восток» нет), неназванных «экспертов Шадринской епархии РПЦ» и т. д. Многие из «батюшек», на которых ссылается группа, оказываются либо раскольниками, либо лжесвященниками.
Тем не менее, петутинцам удается, пользуясь неведением местного духовенства, навязать свою «икону» целому ряду приходов и монастырей РПЦ. Как правило, это храмы в глубинке, но иногда сектантам удается проявить свою активность и в более заметных местах. Активно возят икону и по всему протяжению ЛБС СВО. Приведем список некоторых посещенных петутинцами мест, где «икона» была в храмах, перед ней служили молебны или даже проводили крестные ходы (взято из источников самой секты. Некоторые сообщения подкреплены фотографиями или ссылками на сообщения с мест: другие остаются неподтвержденными):
Донецк, Пермь (Кунгур), Ливны (Орловская область), Мариуполь, г. Кондрово Дзержинского района Калужской области, Обнинск, Свято-Воскресенский монастырь в Тольятти, Переславль-Залесский, Дивеево (там был проведен крестный ход), Спасо-Нерукотворный женский монастырь села Тульское Тербунского района (Липецкая область), Задонский монастырь, Усть-Катавский Храм Рождества Христова (Златоустовская и Саткинская епархия), Чебаркуль (Челябинская обл.), Боровский женский монастырь Похвалы Божией Матери, г. Катайск (Шадринская епархия), Церковь Николая Чудотворца в селе Куйбышево Ростовской области (Куйбышевское благочиние Ростовской-на-Дону епархии), Санкт-Петербург, Москва (храм Нерукотворного Образа в с. Большое Свинорье (Новая Москва)) и т. д.
Такое «признание иконы» хотя бы в нескольких канонических храмах позволяет ввести в заблуждение священников других храмов, которые также пускают ее на свою территорию, служат молебны, приглашают людей для поклонения псевдоиконе.
Очевидно, что культ иконы, спекулирующий на трагедии Донецка, стрессовом состоянии многих людей, связанном с тревогой за своих близких на СВО, будет и далее развиваться, вовлекая все большее количество православных и сочувствующих и принося Петутину и его команде солидные доходы. Им даже удалось ввести в заблуждение гендиректора ТВ «Спас» Бориса Корчевникова (Прил. 9) (мы сообщили об этом Корчевникову, он признал, что его обманули и убрал фото «иконы» со своих каналов; тем не менее сведения о его поддержке Петутинской иконы по-прежнему широко распространяются) и митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия (Прил. 10). Кроме того, этот культ внушает людям недоверие к «официальной Церкви» (так сектанты называют РПЦ), не признающей «икону» с ее чудесами, и создает параллельные псевдоцерковные структуры. Призываем православных христиан не поддаваться на пропаганду выдаваемого за икону изображения, осуществляемую псевдоправославной группой оккультистов.
Iriney.ru