[02.07.2024] Чин копия или исколотые и исцелившиеся
Сегодня многие слышали о том, что кое-где в монастырях или на приходах практикуется весьма оригинальный способ лечения: так называемый «чин копия». Священник читает молитвы, а потом покалывает копием определенные участки тела. Что же это за чин и имеет ли он основания в церковной традиции?
Начнем с того, что такое копие. Копие – элемент богослужебной утвари, остро заточенный обоюдоострый нож с треугольным лезвием. Большое копие используется во время приготовления даров перед литургией для вырезания Агнца – кубической частицы из большой богослужебной просфоры, которая на литургии освящается и прелагается в Тело Христово. Копия меньшего размера используются для вынимания частиц из просфор в память Божией Матери, святых угодников, а также при поминовении живых и усопших. Все это совершается во время проскомидии – подготовительной части к Божественной литургии.
Кроме своей непосредственной функции – служить орудием для вырезания частиц из просфор – копие ассоциативно связывается с копием римского воина-сотника, который, согласно рассказу евангелиста Иоанна, пронзил подреберье распятого на Кресте Иисуса Христа.
Во второй части Требника – книги, где печатаются различные богослужебные чины треб на разные случаи – можно найти «Последование, егда крест творит священник на страсть недуга со святым копием». Совершается эта служба таким образом. Во время проскомидии, то есть перед началом Божественной литургии, священник, воспевая три тропаря (небольших песнопения), посвященных распятию Иисуса Христа, крестообразно погружает копие в воду, а после литургии помазывает ею болящих.
В «Настольной книге священнослужителя» есть разъяснение по поводу этого чина. Вот оно: «В некоторых местах, по просьбе болящих или их родственников, священники совершают это последование в качестве молитвы об избавлении от болезни. По объяснению «Новой Скрижали», обряд освящения воды св. копием практиковался у восточных христиан. Они, «полагая всю надежду к сохранению здравия на врачевания духовныя, творят знамение креста св. копием над водою…» («Нов. Скриж.», СПб. 1870, с.562). В случае, если бы кто обратился к священнику с просьбою совершить этот обряд, надо совершить его тем св. копием, которое употребляется на проскомидии для изъятия св. Агнца, и над не освященною еще водою. Больные пьют после священнодействия воду и мажутся ею, с верою в исцеляющую благодатную силу ее. В Москве, в дореволюционное время, погружали в воду гвоздь, которым было пригвождено к кресту пречистое тело Господа Иисуса Христа, и раздавали потом эту воду верующим, как освященную («Церк. В-к», 1900, №14. «Рук. для сел. Паст.», 1885, №42)».
Из этого объяснения видно, что чин освящения воды с помощью копия практиковался не повсеместно. Это – одна из разновидностей освящения через соприкосновение. И сейчас в практике Православной Церкви есть два типа освящения:
1) через молитву призывания Святого Духа и благословение – так освящаются Тело и Кровь Христовы на Божественной литургии и вода при совершении чина Великого водоосвящения (в день Навечения Богоявления и в самый праздник Крещения Господня, а также всякий раз при совершении таинства Крещения);
2) через соприкосновение со святыней – так освящается Чаша с вином во время литургии Преждеосвященных даров, а также вода во время чина малого водоосвящения (совершается 1/14 августа – в день Происхождения (изнесения) честных древ Креста Господня, а также всякий раз, когда служится «водосвятный молебен». Если великое освящение воды – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест, как образ Креста Христова. В древности существовали довольно «экзотические», на нынешний взгляд, способы освящения воды: через погружение в нее гвоздя от Креста Христова, как мы читали выше в цитате из «Настольной книги», а также через омовение мощей святых. Известно, что в XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле.
Что же касается покалывания копием некоторых участков тела, с помощью чего некоторые священники «лечат» людей, то православная христианская традиция не знала и не знает такого чина. С сайта на сайт кочует фраза о том, что якобы в «Последовании… на страсть недуга со святым копием», священнику полагается копием крестообразно осенять больного человека. Но как только что мы рассмотрели, это не соответствует действительности: крестообразно погружается копие в воду, а этой водой потом помазывается человек. Но богослужебным книгам не известно, чтобы копием крестообразно осеняли самого больного.
Ни один нормальный, вменяемый священник, не знает такого способа «лечения». Это не описано в богослужебных книгах, этому не учат в духовных семинариях и академиях. Подобные «чины» – низкопробная самодеятельность, «православный шаманизм», рассчитанный на далеких от церковной традиции людей, которым нужен быстрый «результат» без долгой работы над собой и внутреннего роста и перемены.
Конечно, в каких-то случаях это помогает, в силу плацебо эффекта, и такие случаи еще больше укрепляют веру людей в такого «целителя». Человек верит, что это ему поможет, и это ему помогает. «Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере», – сообщает Википедия. Эффект от многих современных лекарственных препаратов содержит и «плацебо-составляющую». Так что и в случае покалывания копием эффект может «сработать», но к вере во Христа это имеет весьма опосредованное отношение.