[17.06.2024] Размышления о происходящем в связи с «миссионерской» деятельностью прот. Андрея Ткачева
4 июня в Казани и 5 июня в городе Болгаре прошла научно-практическая конференция «Духовничество и псевдостарчество». На ней выступил с репликой ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС) священник Александр Кузьмин, выразив обеспокоенность поведением известного своими публичными медийными выступлениями протоиерея Андрея Ткачева. Сразу оговорюсь, данная реплика не являлась чем-то неожиданным, поскольку бестактное, эпатажное, местами даже скандальное поведение протоиерея Андрея, привлекает к себе внимание уже достаточно давно. Пару лет назад мы уже публиковали материал под названием «О границах допустимого в миссионерской проповеди», в котором обстоятельно разобрали, на наш взгляд, весьма сомнительные «приемы» проповеднической деятельности протоиерея Андрея Ткачева и выразили свою обеспокоенность не только балаганной экспрессией и скабрезными оборотами речи проповедника, но и содержанием его выступлений – медицинским диссидентством и оккультными воззрениями на природу бытия.
Собственно говоря, ничего нового в реплике священника Александра Кузьмина нет, члены РАЦИРС и другие священники Русской Православной Церкви уже достаточно давно и неоднократно говорили о недопустимости некоторых аспектов поведения отца Андрея Ткачева во время проповеди и бесед в различных телепередачах. Профессор Александр Леонидович Дворкин свидетельствует: «Я много раз пытался поговорить с ним и донести до него мою обеспокоенность. И не я один. Но он не слышал. Человек настроен на воспроизведение, не на восприятие». Поэтому реплика отца Александра – не донос, как говорят многочисленные поклонники протоиерея Андрея Ткачева, а совершенно честная, адекватная, взвешенная реакция священника-религиоведа на весьма и весьма сомнительные выступления отца Андрея. Мы отнюдь не желаем отцу Андрею зла, каких-то дисциплинарных решений в отношении его персоны, хочется верить, что протоиерей Андрей – искренний священник, который столь же искренне и честно переживает за то, что происходит в нашей стране, нашем обществе, но, вместе с тем, повторюсь: хотелось бы донести до о. Андрея, что многие его слова являются самым настоящим соблазном для широкой общественности, причем совершенно бессмысленным. Но пока что, увы, по свидетельству А. Л. Дворкина он не слышит…
Нам часто вменяют в вину, что мы, мол, устроили эту «травлю» уважаемого батюшки отца Андрея Ткачева по зависти к его популярности. Ну, во-первых, реплика священника Александра Кузьмина – братское предупреждение, выражение обеспокоенности тем поведением протоиерея Андрея Ткачева, которое многим, подчеркиваю, – многим кажется недопустимым и даже откровенно провокативным и оскорбительным. Трудно назвать травлей одну краткую реплику. Сам апостол Павел говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11: 19), а соответственно, само по себе наличие дискуссий и даже споров в церковной среде неудивительно, можно сказать, что это всегда было обычным делом и современная ситуация ничем не отличается от других эпох. Во-вторых, популярность популярности рознь, одно дело популярность Моцарта, совсем другое – популярность Шнурова. Господи, спаси от последней. Никогда не думал, что придется сравнивать некоторых наших проповедников со «звездами» массовой культуры, но, когда об отце Андрее Ткачеве то ли в шутку, то ли всерьез говорят: «а это наш церковный Шнур» мне становится как-то не по себе. Конечно, быть доступным, понятным, «близким к народу» – достойная задача для православного миссионера, но в то же время игра «в доску своего парня» не должна доходить то такого кошмара, когда развязную манеру поведения проповедника сравнивают с поведением придуманного (!) хамоватого и безграмотного телеведущего Жорика Вартанова (в исполнении Михаила Галустяна). Чему же тут завидовать? Весьма сомнительное удовольствие быть паяцем, да еще и от лица Церкви, когда проповедник получает неофициальные прозвища «стендапер РПЦ», «православный коновал», «чугуноуст» и т. п. Как неопятидесятнические пасторы своей «харизматичной», открытой, а по сути развязной манерой подачей материала привлекают в свои залы не имеющую серьезного религиозного опыта публику, так и Ткачев привлекает к себе эти самые «тысячи» слушателей не столько содержанием проповеди, сколько вульгарной манерой подачи материала.
Сторонники протоиерея Андрея Ткачева постоянно говорят, что отец Андрей тысячи людей привел к Богу, в Церковь! Слава Богу, если действительно к Богу и в Церковь… На то он и священник, яркий, харизматичный, одаренный талантом проповедника. Но, позвольте спросить: а скольких он отвратил от Церкви своими совершенно неуместными, грубыми, оскорбительными высказываниями касательно теракта в Крокус-Сити или бомбардировок Белгородской области? Неоднократно именно светские СМИ с негодованием сообщали, что священник РПЦ назвал пострадавших от теракта в Красногорске «дураками». «Очередным скандалом» назвали именно светские СМИ высказывание протоиерея Ткачева о белгородцах, в которых он не видит «молитвенного ажиотажа». Сколько раздраженности и жестокости содержится в словах протоиерея Андрея. Конечно, в данной ситуации, чисто по-человечески, можно понять все эти эмоциональные выпады, но все же нехорошо, когда все эти ругательства звучат из уст священника Церкви. Священник – он на то и священник, что в любой ситуации, и даже на войне он не должен терять своего пастырского достоинства, оставаться именно священником, служителем того Бога, Который есть Любовь! Полагаем, здесь стоит привести замечательные слова апостола Павла – «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор: 13: 4-8). Необходимо помнить, что благочестие, можно даже сказать – благоговение – необходимое условие христианской проповеди, там, где нет благоговения – нет христианства, нет подлинной религиозности. На сегодняшний день в рамках нашего телевидения достаточно профессиональных телеведущих, которые с вполне понятным эмоциональным накалом рассказывают о происходящих событиях, и в этих условиях постоянное и, можно сказать, неиссякаемое злоречие из уст священника является совершенно излишним. Конечно, проповедник не должен говорить с миром на языке XI века, но превращаться в стендапера, строить свои проповеди и выступления в манере «наезда» 90-х годов, используя и соответствующую развязную манеру, и соответствующий лексикон, искусственно вводя себя в состояние гневного раздражения, чтобы эмоционально «завестись». Все это для православного проповедника является непозволительным.
Стоит напомнить и слова прп. Ефрема Сирина: «Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды».
Ревностные поклонники протоиерея Андрея Ткачева также вызывают обеспокоенность. Дело в том, что сразу после публикации реплики священника Александра Кузьмина на него тут же обрушился поток оскорблений и даже угроз от сторонников протоиерея Ткачева – приходили сообщения с гневом, негодованием, согласно лексикону их пастыря. Сам отец Александр свидетельствует: «Меня приговорили ко всему, и работе на ВСУ, и что, мол, заказ чей-то отрабатываю, и что Каин, и фарисей, и негодяй, и прочее. Церковные словоформы наслушались понятно где. Теперь переходят на других членов РАЦИРС, на всех защитников нашей позиции, включая архиереев и священство, мирян и монашествующих». В телеграм-каналы свящ. Александра Кузьмина, проф. Александра Дворкина, прот. Андрея Ефанова приходят десятки сообщений с грубой площадной матерной руганью и сотни с угрозами. Разделяю беспокойство отца Александра о том, что «все это очень стало похоже на историю с лжестарцем Владимиром Головиным, защитники которого, кстати говоря, сейчас влились в ряды защитников Ткачёва. И везде почему-то фигурирует политическая секта НОД, в рамках деятельности которой были замечены и неоязычники, и другие секты… НОДовцы (и не рядовые) работали в храме св. Троицы в Хохлах, попутно занимаясь там политической деятельностью, НОД на своих сайтах рекламирует прот. Андрея Ткачева, как одного из своих главных сторонников, стремясь показать это как церковную санкцию на свою деятельность».
Увы, но приходится констатировать: действительно поведение сторонников протоиерея Андрея Ткачева невероятно похоже на поведение сторонников бывшего священника Владимира Головина – те же оскорбления (в том числе и в нецензурной форме), те же угрозы. На сегодняшний день т. н. община В. В. Головина – самая настоящая секта, наподобие «церкви последнего завета» Виссариона (Сергея Торопа), хотя о Головине его сторонники столь же самозабвенно утверждали, что «он тысячи привел к Богу…». А оказалось не к Богу, а в Болгар, в свою собственную организацию, где единственный авторитет, бог и владыка сам Головин. И к какому Богу привел своих сторонников протоиерей Андрей Ткачев, если они позволяют себе такое развязное и злобное поведение, которое считается позором даже в светском обществе? Любому нормальному священнику было бы крайне неприятно, если бы его духовные чада матерились и угрожали человеку и особенно священнику. Мы все же христиане и не надо об этом забывать!
К этому хочется добавить, что крайне непрофессионально, некрасиво и нечестно ведут себя некоторые представители некоторых церковных СМИ, используя свое служебное положение в личных целях, которые, не разобравшись в ситуации, и будучи побуждаемы личными симпатиями и дружескими отношениями с протоиереем Андреем Ткачевым, начинают заведомо нечестную, неравную полемику с представителями РАЦИРС. Нечестную и неравную, потому что используют мощный медиаресурс, который лично им не принадлежит. К тому же недопустимо выдавать мнение узкого круга лиц (православного журналиста и его подчиненных) за мнение всей Церкви и обвинять священника Александра Кузьмина во лжи. Отец Александр говорит ПРАВДУ! Действительно, реплика протоиерея Андрея Ткачева касательно теракта в Крокус-Сити была воспринята многими нашими соотечественниками (в том числе и верующими), как грубое оскорбление, насмехательство, и лучшим тому подтверждением является тот факт, что сам же автор удалил этот пост, видимо, поняв абсолютную его неуместность. Где же здесь ложь, которую якобы сказал о. Александр? Журналист называет слова протоиерея Андрея Ткачева «тяжелой пищей» для мира… Назвать погибших в Крокус-Сити, их родных и близких дураками – это жесткая пища? Для любого нравственно вменяемого человека подобные слова, как минимум хамство и оскорбление! Это же можно сказать и о претензиях к живущим под постоянными бомбежками белгородцам.
Это же касается и богослужебных новшеств, вводимых отцом Андреем в богослужебную жизнь прихода – частая отмена Шестопсалмия, Часов, чтение акафистов после 6-й песни канона, совершение собственных авторских молитв во время Литургии, замена положенных по Уставу Литургий Преждеосвященных Даров на многоразовые Соборования, чтение Апокалипсиса вместо Воскресных Евангелий на крестных ходах, и, наконец, разорение живой и активной общины храма Святой Троицы в Хохлах – это все ПРАВДА, которую могут подтвердить многие члены общины.
И все те же бесконечные обвинения критиков протоиерея Андрея в зависти, мол, они якобы завидуют широте охвата его аудитории — вот, мол, оказывается, в чем дело… Что будут делать представители некоторых церковных СМИ, когда все вышеперечисленное выйдет на свет? И кто в данном случае говорит ложь? Прав отец Александр, который, в частности, сказал: «К большому сожалению, это на руку владельцам и редакторам телеканалов и радиостанций, включая церковные, поскольку такие стендаперы и говоруны на их площадках приносят им хорошую статистику и делают хорошие финансы». Может в этом все дело?
Вице-президент РАЦИРС,
руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии,
протоиерей Александр Новопашин