[14.06.2024] О правильной и неправильной проповеди Церкви

Логика ПРОПОВЕДИ Церкви Христовой такова, что она не должна затрагивать никаких сиюминутных политических, общественных и национальных вопросов, даже если они сегодня, на этой неделе или в этом году считаются очень важными. Да и никаких других вопросов, не относящихся к духовной жизни человека, в Своей ПРОПОВЕДИ Церковь не рассматривает. Но в силу того, что обыватель (никто себя не считает обывателем, поэтому, думаю, никого эта фраза не обидит) сейчас живет марионеточной логикой — кого наслушается, тому и вторит — то и Церковь будет всегда таких потребителей сиюминутности раздражать Своей неотмирностью, Своим евангельским положением НАД СХВАТКОЙ. И как же приятно таким обывателям наблюдать, как какой-нибудь церковный человек вдруг опускается до такой обывальщины…

Сейчас все чаще благодаря блогосфере и Интернету стали появляться отдельные личности, которые, будучи членами Церкви Христовой, стараются действовать по своим страстям — в своих интересах, а не в интересах Церкви («хайпануть», как сейчас говорят). И площадку для церковной проповеди начинают использовать в своих личных целях. Ищут темы «на злобу дня», комментируют новости, стараются угодить «лайкам» и «репостам». Духовная жизнь и Предание Церкви поначалу фигурируют в таких реакциях, но постепенно всё превращается в базар, где уже становится маловажным и христианство, если таковое имеется, и священство такого вещателя.

Как показывает церковная практика, от таких Господь неминуемо отступает и они начинают действовать по своим страстям — публично актёрничают, восклицают, гневаются, смехотворят, позволяют нести всякую отсебятину в богословии, истории, литургике, стараются прослыть среди своих зрителей и слушателей «своим в доску парнем». Становятся заложником того образа, который сами же и создали (на самом деле здесь поработал лукавый и соглашательство с лукавым помыслом, где власть и деньги продолжают оставаться основными искушениями).

К большому сожалению, это на руку владельцам и редакторам телеканалов и радиостанций, включая церковные, поскольку такие стендаперы и говоруны на их площадках приносят им хорошую статистику и делают хорошие финансы. Появляется круговая порука. Такое не раз было со лжестарцами, которых приглашали, не разобравшись, в эфир, и они несли свою отсебятину в прямом эфире, формируя вокруг себя круг медийных почитателей.

Если такой новоявленный гуру любит посюсюкаться, то ему подражают в этом, если погневаться или посмехотворить, то тоже стараются копировать его до мельчайших нюансов в голосе и поведении. И тут уже начинается идолопоклонство и настоящий гуруизм.

Потом эта раскрученная медийная личность что-то ляпает такое, чего терпеть становится уже невозможно, и вся наша церковная полнота пытается эту проблему со скорбью и молитвой как-то решать. Иногда кардинальными мерами.

Деструктивный результат такой САМОСТИ медийных личностей Церкви весьма плачевен — люди из-за них уходят в расколы, либо просто за ограду Церкви («ну вас, так было хорошо его послушать»), а спасением души такие слушатели как не занимались, так и не занимаются. Остаётся в головах политика, нацвопрос, эмоции, выражения, популярные фразочки…

Это не церковная проповедь. Это печальное явление лжестарчества, которое приносит губительные плоды для всех. Именно это и многое другое, что с этим связано, мы и обсуждали в Казани по благословению священноначалия.

В качестве реплики был упомянут протоиерей Андрей Ткачев. Что он и его поклонники вызывают беспокойство. Что мы просто тревожимся. Сказал эту реплику я от имени Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), ответственным секретарем которой являюсь по общему голосованию. Наша деятельность благословлена Святейшим Патриархом и призвана предупреждать об опасности сектантства, чем мы и занимаемся. Чем занимались и в Казани.

Но что началось? Сегодня ночью (13.06.2024) была организована самая настоящая травля меня лично. Оскорблений была масса. С переходом на личность. С гневом. Негодованием. Всё как в лексиконе той медийной личности, по поводу которой мы, негодяи такие, позволили себе что-то там высказать. Меня приговорили ко всему, и работе на ВСУ, и что, мол, заказ чей-то отрабатываю, и что Каин, и фарисей, и негодяй, и прочее. Церковные словоформы наслушались понятно где.

Теперь переходят на других членов РАЦИРС, на всех защитников нашей позиции, включая архиереев и священство, мирян и монашествующих.

Разделение, к которому приводит лжестарчество, даёт свои плоды. И все это очень стало похоже на историю с лжестарцем Владимиром Головиным, защитники которого, кстати говоря, объединились сейчас с защитниками Ткачёва. И везде почему-то фигурирует политическая секта НОД, в рамках деятельности которой были замечены и неоязычники, и другие секты…

Будем помнить важность следования правилам церковной проповеди и не действовать по страстям. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 15:16).

И предуведомляя реакции на этот текст еще скажу, что вскрыть разделение и стараться предупреждать о нем — это не значит организовать это разделение.

Наша попытка остановить и уменьшить тяжесть последствий этого разделения заняла всего 5 минут, но какая реакция! Значит проблема есть и мы не зря ее подняли на поверхность.

Поскольку вся эта ситуация с протоиереем Андреем Ткачевым и его высказываниями, а теперь уже и с высказываниями его последователей, порождает именно разделение. Одна половина смакует каждую фразу, довольно потирая сжатые от гнева кулаки, а другая негодует на хамство и недоумевает, почему это люди Церкви так себя вдруг ведут, ведь не должны же…

Закончу тем, с чего начал — если бы люди Церкви, будучи блогерами и медийными личностями, больше следовали гомилетической науке (науке о церковной проповеди) и ее законам, то не было бы таких искушений и разделений.

Священник Александр Кузьмин,
ответственный секретарь РАЦИРС
Антисекта