[28.05.2024] Рабыни, пытки и ванны из денег. Где сегодня обитает «бог Кузя»?

В мае 2014 года было возбуждено уголовное дело против известного как «бог Кузя» Андрея Попова и его окружения. В 2018-м их признали виновными в мошенничестве в особо крупном размере и создании деструктивного религиозного сообщества.


Слеп и хитер

Обрюзгший, заросший, неопрятный — «бог Кузя» в конце 90-х, начале 2000-х сгубил не одну человеческую жизнь, изображая из себя то священнослужителя, то посланника небес. Андрей Попов, родившийся в 1977 году в подмосковном Долгопрудном, был лидером незарегистрированной, псевдоправославной секты, у которой в Москве было семь «явочных квартир».

А еще слабовидящий Попов прославился своими пристрастиями: гаремом из женщин-рабынь, экзотическими гадами и коробками, набитыми купюрами в квартирах, где жили его последователи и он сам. Попов был приговорен к 5 годам колонии. Позже ему скостили срок, и в апреле 2019 года лже-владыка вышел на свободу. Где же «бог Кузя» сегодня?

В разговоре с aif.ru российский исследователь современного сектантства профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин объяснил феномен «бога Кузи» и как ему так долго удавалось держаться на плаву.

«Кузя — это житель Подмосковья, Андрей Попов. С рождения он был слабовидящим, но изображал из себя слепого, ему было выгодно представлять себя так. Эту манипуляцию Андрей выучил с детства, его воспитывали бабушка и дедушка. Он очень хорошо ими манипулировал, как и своими одноклассниками. Случай Попова очень похож на случай лидера другой секты „Аум синрикё“*», — рассказывает Дворкин.

Лидер японской секты Сёко Асахара действовал схожим образом. Выросший в интернате для слепых, Сёко мог хотя бы немного видеть, это качество он использовал для манипуляций над другими детьми и эксплуатации их. Попов же в начале своей «карьеры» начал притворяться священником. Надо понимать контекст тех лет: конец 90-х, начало 2000-х, тогда священников в церквях не хватало, что играло на руку будущему «богу Кузе».

«Он приобрел себе подрясник и наперсный крест, так стал ходить по столичным храмам. Попов тогда выглядел иначе: стройный, подтянутый, благообразный. Вы удивитесь, у него был прекрасный голос. Такой обволакивающий, бархатистый, мягкий. Попов наведывался в храм и подходил к священнику, где говорил, что приехал в храм из другого города, и предлагал помощь на службе. Священники соглашались», — объясняет Дворкин.

Далее схема была простая, Попов начинал исповедовать прихожан (или «захожан») и так получал возможность их «обрабатывать». Доверчивые люди, по словам Дворкина, верили Попову сразу. Как же, такой заботливый батюшка, который раздает советы. Гастроли Попова по Москве и Московской области увенчались успехом — первой группой последователей. Люди безоговорочно верили Попову, многие мечтали быть приближенными к нему, поскольку лже-батюшка создал искусственную конкуренцию под эгидой некого «секрета». Приближенные знали его, остальные нет, но очень хотели войти в «тайное общество».

«Для пущей важности вскоре Попов начал называть себя тайным епископом, слепым, но который все видит духовными очами. Люди в это верили. Дальше — больше. Он начал проводить оккультные семинары, но последователи и это проглотили. В это время уже до патриархии дошли сведения о каком-то бродячем священнике, тогда в отношении него проводилось расследование, где выяснилось, что он никакой не священник, не епископ. Никаких удостоверений на руках у него не было. Тогда Попов начал называть себя „богом“», — продолжает Дворкин.

Ведь от «бога» последователи не попросят удостоверения? Никто и не просил, все безоговорочно верили Попову. По словам ученого, все были от него без ума.


Почему Кузя?

Как вспоминает Дворкин, «бог Кузя» — изначально это была кличка от журналистов для Попова. Сам он себя таковым не называл. Но имя Кузя он любил, потому что в детстве у него был попугай с этим прозвищем. Попов же себя нарекал исключительно «бог».

«Но приближенному кругу, который совпадал с его личным гаремом, он разрешал себя называть „Кузя“. Наложницы жили в квартирах: какие-то принадлежали Попову, какие-то его приближенным. Также был у Попова зоопарк с экзотическими животными в террариумах. Надо отметить, что это особый тип людей, которые заводят змей и ящериц в виде „любимцев“. Это же не кошка и не собака», — отметил Дворкин.

Основной доход Попов получал от православных ярмарок. Он посылал на них своих адептов, которые грамотно монетизировали своего секретного «бога». Схема также была проста: последователи «Кузи» арендовали несколько ларьков, продавая свечки, «монастырский медок». Но все это было для отвода глаз, а основной доход заключался в молебнах.

«Самые экзотические, например, как снятие венца безбрачия, продвижение по работе, избавление от родового проклятия и т. д. Адепты Попова уверяли покупателей, что у них есть какой-то невероятный старец, который живет где-то далеко в провинции, и можно заплатить ему, он будет молиться, и все решится. Стоимость услуги была примерно 10 тысяч рублей», — отметил Дворкин.


Избить или унизить — вот в чем вопрос

Удивительно, но хитрым схемам Попова могла бы позавидовать сама Блиновская. Свою деятельность «бог Кузя» тщательно оберегал и скрывал. Его адепты приезжали в провинциальные храмы, уверяли служителей, что участвуют в православных ярмарках, и просили от храмов документы, чтобы параллельно вести сборы для этих приходов. И даже платили им какие-то копеечки, но постоянно. А когда у правоохранительных органов и были вопросы к адептам «Кузи», они показывали справку, где значилось: «собираем на нужды храма». С подписью и печатью.

«Вы представляете, что по тем временем даже 5 тысяч рублей для деревенской церкви ежемесячно — это большая сумма. А адепты „Кузи“ тем временем снимали миллионы с каждой ярмарки. Попов балдел от этих денег, он устраивал ванны из них. Он ложился голым в ванну, а адепты засыпали его банкнотами. Это у него вызывало оргазм. Для последователей он устраивал избиения, играл в „щук и выдр“ с ними», — отмечает Дворкин.

Игра «щуки и выдры» заключалась в том, что виновный, по мнению главного сектанта, садился на стул, где решалась дальнейшая его судьба. Если выпадала «щука», то провинившийся подвергался жестким оскорблениям и словесному абьюзу, если «выдра», то его избивали. Били и женщин, и мужчин.

«Попов бил женщин тапком с толстой резиновой подошвой. У одной из бывших его последовательниц шрам на все лицо после подобных пыток. Женщин били по лицу, мужчин — ногой в пах. На Попова подали в суд сразу несколько человек, бывших адептов, только после этого началось расследование. Полиции было за что зацепиться», — отметил Дворкин.

Выйдя на свободу в 2019 году, Попов пропал с радаров. Как предполагает Дворкин, тот затих надолго.

«Явно Попову в тюрьме очень не понравилось. Вряд ли он в ближайшее время возобновит свои приключения», — заключил Дворкин.

Хотя раз после освобождения «бог Кузя» все-таки появился в информационном поле. В коротком интервью Рен-ТВ он сказал, что взялся за писательство.

*запрещенная террористическая организация

Екатерина Скрижалина
АиФ