[10.08.2010] Помощь в несении креста
С Натали Георгиевной Романовой – педагогом-психологом высшей категории, клиническим психологом – мы решили поговорить о семейных конфликтах. Ведь на визитной карточке указано, что она помогает решать вопросы преодоления семейно-нравственной дисгармонии, а также воспитания и развития личности от 8 до 17 лет; проводит лекции, семинары, тренинги и супервизии на темы одиночества, браков, разводов. Кроме того, окончив 3-летние катехизаторские курсы при кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного, по благословению проректора СтДС архимандрита Романа (Лукина) Натали Георгиевна получила право называться православным психологом.
Натали Георгиевна стоит у самых истоков нового витка развития православной психологии, интерес к которой после семи десятилетий политики атеизма неуклонно растет. В силу того что до недавнего времени было мало учебников, по которым можно заниматься, пришлось ей с помощью и наставлениями отца Романа составлять такое учебное пособие самой. Сейчас Натали Георгиевна по благословению владыки Феофана является преподавателем Духовной Семинарии. Кроме того, она – психолог Ставропольской городской детской поликлиники №2, где в Ювенильном центре ведет психокоррекционные курсы для девочек, работает с химически зависимыми в Православном Братстве Святого Духа и говорит, что все это как раз и входит в ее профессиональные обязанности.
- Натали Георгиевна, существует связь между детскими болезнями и психологическим состоянием ребенка?
- Двадцать лет я работаю в этой области и вижу, что необходимость в психологах для различных медицинских учреждений растет. Доктора лечат тело, некоторые из них могли бы оказать психотерапевтическую помощь, поговорить с человеком, но, к сожалению, время приема ограниченно, за дверью – очередь человек из шестидесяти. Но пациенту ведь надо с кем-то поговорить, поэтому сегодня многим необходимо посещать психолога. Если в детскую поликлинику приходят особенно замкнутые, крикливые или гневливые дети и доктор видит, что договориться с таким ребенком сложно, тогда он настоятельно рекомендует обратиться к психологу. В жизни детей несколько переходных возрастов, и если в три года изменения в поведении не очень заметны, то в пять лет может появиться воинствующее непослушание, желание сделать что-нибудь в пику взрослому – происходит осознание своей личности («самости»), отдельности от мамы. Когда родители советуются относительно воспитания ребенка в этом возрасте, первое, на что я смотрю, это развитие. Вот, скажем, рисунок 5-летнего мальчика, на котором изображены неодетые фигурки без стопы, у главного героя четко выражены сжатые кулаки и… зонтик над головой. А ведь задана тема: «Играем в мяч». Другой ребенок хотел изобразить гоночную машину и водителя – видите столбик штрихов справа? Догадаться, что это, невозможно, здесь речь идет именно о коммуникативном отставании – он не может выразить, что хочет показать или сказать. В данном случае нужна работа и невропатолога, и медицинского психолога, охватывающего клиническую сторону, пригодился бы и педагог-психолог, который может заняться обучающей, тренинговой коррекцией. Принимать меры надо пока не поздно – в школу пойдет и отставание начнет накапливаться. Причины задержки развития разные: и наследственные, и приобретенные в результате перенесенных заболеваний, и полученные в результате неумелого воспитания. Любая болезнь сказывается на психологии ребенка и его характере, даже если это насморк: затрудняется дыхание, возникает раздражительность, вслед за ней, возможно, и агрессивность. Родители начинают придираться, от этого настроение ухудшается еще больше. Ребенка еще и наказывают за то, что он плохо себя ведет, начинаются конфликты в школе, вызванные ухудшением памяти и внимания, и взрослые говорят: «Он ленивый». Но нужно разобраться: может быть, ребенок плохо видит или плохо слышит, голова болит, нужно сначала исключить соматические и физиологические причины.
- Как быть с домашними конфликтами?
- Эта трагедия описана еще Тургеневым в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений выявляется особенно остро, если в трехкомнатной квартире помимо папы с мамой живут еще и бабушка с дедушкой, и дядя с женой, и у всех кризис возраста. А если еще и ребенок-подросток?.. Это сложная конфликтная ситуация, в которой договориться порой невозможно. Если мальчик или девочка попадает к грамотному психологу, тот научит их выживать в безвыходной ситуации. Есть «правильные» журналы, в том числе и молодежные («Ровесник», например), в которых люди, значимые для детей – музыканты или спортсмены, говорят, что нужно уважать родителей, несмотря ни на что, выслушивать старших и стараться объяснить свою позицию, а если не получается – промолчать, что нужно искать компромисс, чтобы не нарываться на неприятности, – словом, учат гибкости. А если в семье ситуация еще хуже: постоянные скандалы вплоть до рукоприкладства? Забрать страдающего подростка к себе или отправить хотя бы на месяц в бесплатный летний лагерь, чтобы отдохнул, возможности нет. Остается подсказывать, что есть бабушка, дедушка, у кого можно пожить, пока не вырастет. И мотивировать на получение приличного аттестата, чтобы была возможность пойти учиться в институт или техникум и жить в общежитии. Но получить бесплатное образование в вузе нынче проблематично – и здесь перекрыли кислород детям из малообеспеченных семей!
- Какова природа конфликтов?
- Это и отсутствие правильного воспитания, и бездуховность, ведущая к бесчувственности, бездушевности. Нет понимания, терпимости, доброты, чтобы выслушать другого человека. Не принято в таких семьях помогать друг другу, разговаривать, отошли в небытие совместные трапезы, когда за столом собирается вся семья и можно посидеть, пообщаться. Утерю многих народных традиций связываю с периодом атеизма. Посмотрите, какие ценности были, о чем говорили: как работает доменная печь, сколько угля на-гора добыли шахтеры, как озимые всходят… А любовь? А человеческие отношения? Ну что вы! Нам надо было работать, писать политинформации, готовиться к выступлениям, а о том, что есть семья, дети, забыть.
- Натали Георгиевна, как же нам преодолевать разногласия с близкими?
- Если есть хоть малейшее желание идти навстречу друг другу, люди могут договориться. Нужно только задать правильный вопрос и получить на него честный ответ. Если я понимаю, что спрашивают, искренне желая понять, что случилось, и вместе разобраться в этом, то диалог возможен. Если же меня отругают за то, что попала в какую-нибудь ситуацию, то в следующий раз я промолчу – негатив прячется, как в панцирь, и копится, копится… Иногда психолог – единственный человек, к кому можно прийти и все откровенно рассказать. Хорошо, если человек попадет к православному, который поможет разобраться в себе до такой степени, чтобы понять: на следующем этапе нужно идти к священнику. Душа получает направление туда, где лечатся более глубокие переживания, – в храм, к Господу, настоящему Целителю и Врачевателю, Который поможет и утешит в любой ситуации. Только Он может дать терпение нести свой крест. Но удивительно: стоит понять это, как крест кажется не таким уж тяжелым! С другой стороны, Самому Господу помогали нести Крест на Голгофу, Он же несколько раз останавливался по пути к месту крестных мук. Оказывается, люди могут и нам помогать на жизненной дороге, если уж Господу помогали! Именно в Православии священники хорошо это понимают и облегчают наши страдания так, что поверить невозможно. Выходишь после исповеди и думаешь: нет, этого не может быть. Но ведь это произошло! И обстоятельства вокруг тебя тут же начинают меняться. Это чудо, которое каждый был бы не прочь увидеть, но иногда не знает, куда смотреть. Так дайте же Господу вам помочь!
- Каким образом конфликты влияют на психику?
- Все просто: когда тебя обижают, ты обижаешься, а уж потом... Сравнение анализов крови до конфликта и после показывает, что химический состав ее меняется. До работы с психологом или психотерапевтом – один состав крови, после – другой, что уж говорить о состоянии до исповеди и после… Включается биохимия, на физиологическом уровне идут изменения, снижается память, замедляется переключение внимания. Человек перестает адекватно воспринимать информацию или канал ее восприятия сужается, что ведет к неправильному реагированию: он начинает делать ошибки, иногда непоправимые. Самое страшное – может возникнуть состояние аффекта...
- Что делать, чтобы избежать конфликтов?
- Универсального совета не существует. Если меня правильно воспитали, если я видела образец поведения в семье – уважаемых папу и маму, семейные обеды, то мир в семье хранить легче. А что делать, если отец постоянно пил, дрался, а мать билась в истерике? Или же сама мама уничтожала все добрые ростки – множество примеров, когда мужчины в семьях затурканы деспотичной половиной до такой степени, что голову не смеют поднять, какие из них отцы? Но когда попадаешь в сложную жизненную ситуацию, нужно задуматься: почему именно со мной такое происходит? И идти к Господу – Он подскажет, за что и для чего.
По благословению Владыки Феофана в нашей поликлинике действует часовня Царственного страстотерпца царевича Алексия. Инициатор ее создания – Ирина Михайловна Скорик, ныне заместитель министра здравоохранения края. Она посчитала, что для детей-инвалидов, которые с превеликим трудом выбираются к врачу, крайне необходимо, чтобы была возможность заодно зайти в храм, помолиться, заказать молебен о здравии, обедню. И все мы – и доктора, и дети – по средам на богослужении со священником Максимом Потупчиком. Ведь это единственный выход, единственная дверь, в которую все мы можем стучаться, и нам открывают, можем просить и получаем утешение…
Елена ДЕНИСЕНКО