[29.07.2010] «Биопсихологика» с оккультным душком

По запросу представителей правоохранительных органов подготовлено научное заключение на содержание книги Сергея Басовца «Художественное введение в биопсихологику». Эту работу провел руководитель столичного Центра религиоведческих исследований, профессор, доктор философии, кандидат богословия, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ, председатель Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин.

Уроженец Ярославля и гражданин Канады Сергей Басовец известен как человек, уже восьмой год заявляющий претензии на руководство ярославским заводом «Красный Маяк». Когда-то он выступил одним из учредителей маленькой фирмы, ставшей акционером лежавшего «на боку» предприятия. Затем разуверился, что завод можно реанимировать, и отошел от дел. Тогда попытку поставить предприятие на ноги сделал другой владевший большим количеством акций ярославец - Константин Сонин. Он взвалил на себя груз управления заводом и вывел «Красный Маяк» из предбанкротного состояния. Производство ожило, а из разных уголков страны и зарубежья вновь начали поступать заказы на его продукцию.

Когда предприятие стало приносить доход, Басовец внезапно «проснулся» и стал утверждать, что акции были распределены неправильно, и именно он является основным владельцем завода. Это вылилось в серию громких скандалов и судов, которые из-за прорех в законодательстве никак не могут поставить точку в споре. Особую пикантность ситуации придает то, что иностранный подданный пытается установить контроль над предприятием, выполняющим оборонный заказ. Ведь «Красный Маяк» производит не только строительные инструменты, но и оборудование для концерна «Алмаз - Антей», где выпускаются российские комплексы ПВО.


Откровения «сильного экстрасенса»

За всеми этими шумными конфликтами от глаз ярославцев как-то ускользнул другой аспект деятельности Сергея Басовца. Еще в девяностых он увлекся богоискательством и стал читать оккультную литературу. В результате Басовец опубликовал под своим именем написанную в далеком Торонто, но изданную в Ярославле книгу «Художественное введение в биопсихологику». В аннотации к работе сообщалось, что автор, оказывается, - «сильный экстрасенс», имеющий «глубокие познания в области мировых религий и эзотерических школ», которого многие считают гуру или просто Учителем с большой буквы. В самой книге сухие тезисы, технические описания, формулы, графики и таблицы странным образом соседствовали с рассуждениями о Боге, душе, буддийской карме, астральных мирах и оккультных специалистах.

Недавно эта работа, которая стоит на полках местных библиотек и «гуляет по рукам» жителей, попала в поле зрения Центра по противодействию экстремизму УВД Ярославской области. Сюда поступили жалобы, что автор под видом научного исследования попросту глумится над традиционной религией, и это может вызвать открытое недовольство ее последователей.

Разобраться, что в реальности представляет собой труд Басовца, милицейское ведомство поручило профессору Александру Дворкину. С самой книгой ему пришлось изрядно повозиться.

- К нам часто поступают из правоохранительных органов запросы на экспертизу тех или иных печатных материалов. - сообщил Дворкин. - Но анализ трудов «околопсихологического» характера, которые на деле носят оккультное содержание, отличается особой сложностью. Авторы такой литературы обычно говорят на псевдонаучном языке, изобретают заумные термины, лепят бесформенный ком из собственных и где-то вычитанных «откровений». Понять, где кончается «околонаука» и начинается мистика, порой трудно. Приходится сперва определять религиозные источники, которыми пользовался автор, детально с ними знакомиться - а уже затем делать выводы, что оттуда было интерпретировано и выдано за кусочки «новой отрасли знаний». Чтобы понять общую логику книги Басовца, мы, например, были вынуждены сначала проработать книги пяти других авторов, которых он занес в свой «золотой список».

В итоге появилось фундаментальное, на 46-страниц, заключение, которое уже размещено на официальном сайте столичного «Центра религиоведческих исследований». Оно снабжено полутора сотнями ссылок на иностранные и российские источники, и подтверждает, что в рассказе о некоей неизвестной миру «науке биопсихологике» автор опирался на несколько оккультных доктрин.


Рассказы от имени Бога

Согласно заключению специалиста, основная часть книги Сергея Басовца является интерпретацией работ Роберта Уилсона - поклонника известного европейского сатаниста Алистера Кроули и популяризатора длинного ряда оккультно-мистических учений. Есть также щедрые заимствования из трудов мистика Георгия Гурджиева и скандально известного основателя «сексуальных медитаций» Ошо. Немало теплых слов автор сказал в адрес Каббалы - средневекового оккультного учения, из которого многое позаимствовали масоны эпохи Возрождения, теософы XIX века и современные «черные маги». Делаются также реверансы мистику Карлосу Кастанеде, хорошо известному в качестве пропагандиста наркотиков как «расширителей сознания». Кроме того, сам Басовец упомянул, что нашел «ответы на некоторые свои вопросы» у Рона Хаббарда - основателя тоталитарной секты «Международная церковь сайентологии».

Добавил автор в свой трактат, конечно, кое-что и «от себя». Так, главный герой книги уверяет, что создал людей «по образу и подобию своему», сообщая, как затем часто злился на свои «творения», но потом их прощал - и тихо наблюдал за всем ходом развития человечества. Нетрудно понять, в чью роль вошел Сергей Басовец и почему книга вызвала такое неприятие у приверженцев традиционных религий… Вряд ли они обрадовались, попутно прочитав, что в сердце каждого святого имеется особый «контур», который механически поглощает зло. Профессор Александр Дворкин отметил: «Во всех мировых религиях и мировой культуре борьба со злом, преодоление зла в том или ином виде - это осознанный, глубоко прочувствованный процесс, базирующийся на постулатах веры и нормах морали. В сознательной борьбе со злом выковываются лучшие качества личности, «взрастает дух» человека. Подменяя такую борьбу тезисом о простом механическом поглощении зла неким «сердечным контуром», автор сводит к нулю цель самого существования религии.»

Весьма нелицеприятным представляется мнение Басовца о детях. Оказывается, они по воле неких «космических конструкторов» вообще лишены тяги к альтруизму, который прививается с младых ногтей и Церковью, и обществом. Автор уверен, что если ребенок и совершает добрые поступки - то лишь копируя поведение взрослых или в надежде на некие материальные выгоды.

Кстати, мораль, если верить Сергею Басовцу - штука тоже относительная, поскольку «не существует в объективной реальности», и если человек не чувствует угрызений совести, то всё нормально. «Мораль - это своего рода договор», - подчеркивает он. И добавляет, что «не может быть торжества морали», а может быть только торжество ее трактовки, которая зависит «от объективной выгоды». В этой связи очень любопытна иллюстрация, которую приводит автор. Он подробно, аж на две страницы, расписывает технологию «захвата чужой доли собственности» в некоем условном предприятии. Басовец сообщает, что если овчинка стоит выделки, то иногда человеку «выгодно пойти на нарушение моральных принципов», и ничего страшного тут нет. Чудеса, да и только: ведь книга была выпущена за два года до того, как Сергей Клавдиевич впервые открыто заявил о претензиях на контроль за заводом «Красный Маяк». Неужели готовился загодя?


Реверансы в адрес экстремиста

Но особо интересны, конечно, теплые слова автора в адрес работ основателя сайентологии Рона Хаббарда.Дело в том, что создатель новой религии придумал в свое время не только приемы по изъятию денег у наивных прихожан, но и «новейшие технологии», позволяющие единоверцам постепенно брать под контроль промышленные предприятия.

Такие попытки уже имели место и в России. Пятнадцать лет назад «хаббард-технологии» были внедрены на московском вентиляторном заводе «Мовен». Звучали заявления, что уж теперь-то дела там пойдут в гору. Однако на деле «волшебные» технологии обернулись атмосферой тотального доносительства рабочих друг на друга, оттоком квалифицированных кадров и превращения предприятия в убыточное, а следом - заказным убийством генерального директора Александра Миронова. Еще большую тревогу стал вызывать интерес сайентологов к установлению контроля за российскими предприятиями, выполняющими Государственный оборонный заказ. Были зафиксированы случаи их внедрения на производящие военную продукцию Уральский оптико-механический завод и Пермский приборостроительный завод. Проверку аналогичной деятельности в подмосковном Обнинске вело местное отделение ФСБ. В своем докладе оно отмечало, что хаббардисты «получили сведения о положении дел на предприятиях, включая режимные объекты». Спецслужбы также установили, что зарубежные сайентологи часто направляют на российские заводы единоверцев из числа русскоязычных эмигрантов, осевших в США и Канаде. Мол, к вам там будет больше доверия, чем к иностранцам…

Со временем появились многочисленные претензии и к религиозной практике сайентологов. Кончилось тем, что власти ликвидировали в судебном порядке несколько российских центров последователей Рона Хаббарда, а часть его произведений была недавно включена решением суда в Федеральный список экстремистских материалов. На этом фоне теплые слова Басовца в адрес Хаббарда, сказанные ещё 10 лет назад, выглядят весьма символично.

Остается заметить, что пока проводилось исследование книги, сам Сергей Клавдиевич заметно нервничал. Узнав, что его эпохальный труд отправлен на московскую экспертизу, он начал жаловаться на «произвол» в разные государственные инстанции. Примерный смысл заявлений сводился к тому, что организован тайный заговор могущественных кругов с целью выдать «русского канадца» за полоумного оккультиста. Несколько почтенных ведомств были вынуждены оторваться от дел и провести по этим странным жалобам проверки. Разумеется, никаких зловещих «заговоров» не выявилось.

Ожидается, что теперь самой книгой «Художественное введение в биопсихологику» всерьез заинтересуется прокуратура Российской Фдерации.

Андрей Кричевский
ЯРНОВОСТИ