[27.02.2024] «Каминг-аут» Фанара
В Константинопольском патриархате прокомментировали решение Синода Элладской Православной Церкви против легализации правительством Греции однополых «браков». Экспертом выступил архидиакон Иоанн Хрисавгис, советник патриарха Варфоломея и глава Экуменического института Хаффингтона при Греческой школе Святого Креста (г. Бруклайн, штат Массачусетс, США).
Хрисавгис выдвинул целый ряд обвинений в адрес греческих иерархов и монахов Афона, «посмевших» выступить против «прогрессивного» закона.
От Церкви, похоже, ускользает то, что точно так же, как область веры или духовности предполагает непрерывный процесс, так и демократия или современность находятся в процессе развития. Ни то, ни другое не является статичным или исключительным; оба стремятся к зрелости и целостности и борются за них...
Однополые браки касаются не Церкви или ее существования, а ограниченного и специфического сегмента общества, за который государство несет ответственность и обязано заботиться, в то время как Церковь тоже — заметьте! — должна, по крайней мере, демонстрировать такую же пастырскую и духовную заботу, как и о любом другом сегменте общества.
Ссылаясь на Священное Писание или на христианство, смело, если не сказать дерзновенно, предполагать, что наши слова или эмоции являются Божьими утверждениями или чувствами. Когда Бог “говорит” в книге Бытия, слова, несомненно, принадлежат автору Пятикнижия, а не невидимому, невыразимому и трансцендентному Божеству. Это основа и сущность герменевтики.
В отличие от Корана, Священное Писание не нисходит магическим или механическим образом свыше. Более того, в отличие от шариата, вероучение церкви может определять личное поведение, но оно не может диктовать пути развития общества. И в отличие от мусульманских государств, “православные страны” — особенно те, которые смешаны или ассоциируются с западными демократиями — должны избегать таких заявлений, как “В церкви нет гомосексуалистов” или “Нельзя быть геем и членом церкви (или, если уж на то пошло, христианином!)”.
Именно поэтому коммюнике “40 настоятелей и представителей экстраординарного двойного синаксиса” на горе Афон об “этих людях” (sic!), другими словами, о геях, является как минимум анахронизмом и лицемерием.
Вызывает сожаление, что Церковь выглядит “примитивной” в вопросах, относящихся к науке и праву (включая такие вопросы, как гражданские браки и цифровая идентичность), а именно, в отношении всего, что появилось за последние десятилетия, даже столетия, и в то же время “первопроходческой” в распространении теорий заговора. И хотя мы живем в 21 веке, некоторые иерархи все еще настаивают на отождествлении гомосексуальности с патологическими симптомами, требующими психотерапии.
Церковь по самой своей природе обязана и призвана поддерживать тех, кто подвергается дискриминации и остракизму. В конце концов, именно здесь всегда можно найти Бога в пастырской и реальной практике.
Статья Хрисавгиса является, пожалуй, одной из первых попыток фанариотов разработать богословское «обоснование» принятия Церковью однополых «браков». Хрисавгис обвиняет сторонников традиционного христианского учения в «дремучести», непринятии «достижений» науки, апеллирует к левым идеям по типу «теологии освобождения» (привет папе Франциску) и подвергает сомнению богодухновенность Священного Писания.
Насаждение «новой этики» затрагивает не только Грецию. Вопрос легализации однополых «браков» рано или поздно встанет перед остальными странами ЕС с православным большинством, а также уже сейчас бросает вызов православному сообществу тех стран Запада, которые, по словам Хрисавгиса, пошли по пути «развития демократии к зрелости».
Представляется совсем неслучайным то, что к легитимации новой «новой социальной реальности» Фанар начинает подключать своих ведущих богословов.
В появлении статьи Хрисавгиса видим и положительный момент. Чем больше подобных материалов будет выходить из центров учености Константинопольского патриархата, тем проще будет иерархам Элладской и других Церквей переосмыслить место и роль Фанара в мировом Православии.