[27.01.2024] Протоиерей Александр Новопашин: Нужно «прокачивать» критическое мышление
Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, консультант силовых ведомств, в том числе главного управления по противодействию экстремизму при МВД, режиссер и сценарист, настоятель Александро-Невского собора в Новосибирске, протоиерей Александр Новопашин рассказывает о религиозных «прикрытиях» современного экстремизма. (В тексте упоминаются течения и организации, признанные экстремистскими в РФ).
— Вы предпочитаете называть религиозный экстремизм псевдорелигиозным, почему?
— Часто говорят о «религиозном экстремизме» или даже «религиозном терроризме». Мне же нравится высказывание Святейшего Патриарха Кирилла о том, что не существует религиозного терроризма и экстремизма — есть преступные действия, которые прикрываются религиозной риторикой. Ни одна традиционная религия в России не призывает убивать и разрушать.
Например, очень часто у нас обыватель смешивает ислам и исламизм. Я неоднократно беседовал на эту тему с исламскими богословами: ислам — это одна из традиционных религий России, а исламизм — это радикальные политические движения, которые прикрываются религиозной риторикой. И на почве любой традиционной религии существуют всевозможные секты: псевдохристианские, псевдобуддийские и так далее, — которые вырывают из контекста религиозного учения отдельные цитаты и на их основе строят свои умозаключения. Более того, есть секты, лидеры которых создают псевдорелигиозные организации под свои порочные наклонности, для оправдания которых могут использовать даже цитаты из Библии.
— Например?
— Есть совершенно изуверская секта «Children of God» Дэвида Берга. Там был узаконен инцест, педофилия и проституция, в том числе детская. Это у членов секты один из способов вербовки — «флирти фишинг». При этом они себя называют христианами! И вот они для оправдания своих извращений используют цитату из Библии: «Возлюби ближнего своего», трактуя её в таком ключе, что ради любви к ближнему можно пожертвовать даже своим целомудрием, девственностью и так далее.
Изначально секта создается под порочные наклонности лидера или группы-организатора. А далее каждый адепт реализует себя как в меру своих порочных наклонностей, так и в меру своего духовного невежества.
Когда ты не знаком с первоисточником и тебе вырванные из контекста цитаты склеивают произвольно и настаивают, что именно так их и нужно понимать. Центром «Детей Божьих» в России был как раз Новосибирск, академгородок!
— Но как нормальные-то люди в такую секту попадают?
— Когда мы узнали об этой организации, нам стали рассказывать, как, например, в детский дом или детский сад приходили люди, привозили продукты от благотворителей из США — и при этом литературу порнографического содержания. Мы стали разбираться, выяснили, что это за организация и к счастью смогли из этой секты вывести немало людей. И когда потом разговаривали, выясняли подробности вербовки, бывший адепт, например, женщина, говорила: «А я считала это нормой».
Представьте, человек никогда не слышал Евангелия, и вдруг попал в группу, где говорят о любви, о крепкой любви, о любви к детям, любви друг к другу… Человека развращают постепенно, под благовидными предлогами помощи детям, помощи ближним и так далее. Женщина-адепт рассказывала, как шаг за шагом «объясняют» искаженное Евангелие — с картинками, многочисленными проповедями — и постепенно при отсутствии знаний о настоящей религии человек перестает считать ненормальными совершенно дикие вещи… (Подробности деятельности и методов вербовки секты, которые есть в распоряжении редакции, мы опускаем из этических соображений — Ред.)
Любая вербовка идет постепенно. Никто из лидеров экстремистской секты не отправит человека сразу что-нибудь взрывать, например. Сначала расскажут, что весь мир лежит во зле, а спасение только в секте, только здесь можно раскрыть свой духовный потенциал.
Да, иногда на собраниях человек слышит какие-то фразы, которые настораживают и удивляют, — например, о том, что есть плохие люди, которых нужно уничтожать, ни с чем не считаясь. Но если человек начинает задавать вопросы, он замечет, что его вдруг начинают сторониться. А он же только-только обрел круг таких замечательных друзей в этом холодном и черством мире. Человеку комфортно и тепло в секте, он даже не догадывается, что в отношении него применяется вербовочная технология под названием «бомбардировка любовью». И вдруг отношение резко меняется! А человек боится уже потерять это комфортное состояние, боится остаться один, особенно если это накладывается на проблемы переходного возраста, проблемы общения. И вот он уже готов что угодно принять, на что угодно согласиться, лишь бы не терять новые отношения. Готов отказаться от критического мышления.
— Но ведь какие-то вопросы человек не может не задавать…
— Рядовой вербовщик на вопросы отвечает уклончиво: я, мол, не так много знаю, не смогу тебе всё пояснить, но вот у меня есть опытный товарищ… И человека передают вербовщику следующего уровня. И тот уже более убедительно «объясняет», например, «необходимость» массовых убийств. И происходит это не за день, не за два. А в итоге это кончается тем, что человек надевает пояс смертника, убежденный, что именно таким образом он и сам попадет в рай, и участь убитых сделает чуть лучше. В своем фильме «Рядом с нами» я попытался показать все стадии: попадание в секту, удержание в секте, методики обработки сознания…
Чаще всего человек попадает в секту не только по своим наклонностям, но и по причине того, что находится в какой-либо кризисной, стрессовой ситуации. В состоянии стресса критическая планка понижена, а внушаемость повышена. В сущности, для успешной вербовки нужно лишь два условия: чтобы вы находились во внушаемом состоянии, а наживка на крючке вербовщика соответствовала вашим чаяниям.
Если бы к вам на улице подошли и сразу сказали: «Девушка, приходите к нам в секту, мы пошлем вас на панель, будете нам зарабатывать деньги. А если не будете, мы отвинтим вам голову!» — думаю, мало кто согласился бы на такое лестное предложение. А если бы и согласится, тогда это осознанный выбор, и я не могу предъявить претензий к вербовщикам. Но тогда процент вербуемых был бы ничтожным!
Поэтому секты лгут при вербовке, вывешивают самые благородные и чистые лозунги, подходят к вам, так сказать, с улыбкой любимой мамы. А через некоторое время эта улыбка превратится в оскал людоеда. И вот в этой ситуации спасает хорошо прокачанный навык критического мышления.
— Вот это, мне кажется, неожиданное для многих заявление от священника. У нас традиционно антирелигиозная пропаганда строится на противопоставлении веры как «предрассудков» — и науки с её «здоровым критическим мышлением».
— Это просто мнение, навязанное большинству меньшинством порочных в духовном плане людей. Люди, которые не хотят духовной свободы других людей, запугивают их страшилками про «церковное мракобесие». А ведь именно вера дает полную духовную свободу — свободу от порока, от рабства греху. Человек в этом мире абсолютной свободы иметь не может: он либо раб греха, либо раб Бога. Но когда человек — раб Божий, это не человеческое рабство, когда человек человеком владеет, как вещью. Рабство Богу — это когда Сам Бог идет за тебя на Крест и крестные муки, чтобы ты был свободен. «Иго Моё благо и бремя Моё легко есть»!
А вот если мы попадаем в рабство греху — всё! Мы разрушаем свое сознание, свою душу, свою психику, своё физическое здоровье, ведь порочный образ жизни разрушает, он не может созидать. И важно вовремя понять, чьим рабом мы хотим быть, в чьи руки мы хотим отдать личную свободу. Ведь Господь каждого человека наделил величайшим даром — личной свободой. И потерять её просто так, попавшись в руки вербовщика-проходимца, — величайшая трагедия, ведь платить придется и здоровьем, и семьей, и материальным благополучием, а может быть даже и жизнью.
Поэтому, повторюсь, нужно критическое мышление, взвешенность, нужна добродетель, которую святые отцы называли рассудительностью. Рассудительность они сравнивали с фонарем, который в темной ночи освещает дорогу, чтобы мы видели на ней ямы и не свернули себе шею. Рассудительность нужна любому человеку, в том числе и верующему. Фанатик в Церкви — это тоже не добро. К чему приводит фанатизм, мы видим на примере схиигумена Сергия Романова. Если посмотреть записи его проповедей, виден просто оскал ненависти ко всем, хотя человек вроде бы христианин, вроде бы даже монах…
Сектоведы Новопашин, Дворкин, Вилков, Кузьмин
— А почему это людям так «заходит»? Ведь у Сергия было немало защитников.
— Так ведь предлагается простое решение любых проблем: «Нет человека — нет проблемы». Проповедовать ненависть легко, но ненависть разрушает. И происходит подмена: под видом христианства предлагается самый настоящий сатанизм. И ты убежден, что ты «воин Христов», истовый христианин, а на самом-то деле служишь сатане. Вот так происходит и в других сектах. И всегда — под благовидным предлогом. На поверхности могут быть лозунги политические, образовательные, оздоровительные — что угодно, лишь бы затащить вербуемого в секту до того, как он что-либо об этой организации узнает и поймет.
— Почему не только Церковь, но и государство так активно включилось в борьбу с сектантами?
— Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с деструктивными организациями, которые несут разрушение на уровне личности, на уровне семьи, общества и государства. Последнее — уже вопросы национальной безопасности. И часто вот такие псевдорелигиозные рычаги деструктивного воздействия на общество используются для внешнеполитических задач странами-противниками нашего Отечества. Доказать это довольно просто.
В 1998 году Конгресс США принял закон под названием «Акт о международной религиозной свободе», где объявляется, что правительство США является гарантом любой организации религиозного характера в любой стране Третьего мира. Вы же догадываетесь, о какой стране идет речь? То есть достаточно, чтобы любая организация на территории России вдруг объявила себя религиозной. Таким образом её существование, распространение её взглядов становятся «гарантированными» США. И неважно, что из себя представляет организация.
Любая террористическая организация может назвать себя религиозной и ей должна быть «гарантирована» свобода, даже если сектанты заявят, что в рамках их религиозного учения они должны метро взрывать вместе с людьми.
Более того, в 2008 году президент США Барак Обама внес дополнение в этот закон о религиозной свободе и объявил, что ограничение деятельности религиозных организаций на территории тех стран, где они действуют, несёт… угрозу национальной безопасности США. То есть если мы запрещаем (а мы запрещаем) деятельность террористических организаций, то таким образом якобы несём угрозу США. И неважно, американского происхождения это будет секта или любая другая. Важно, что секты подходят для того, чтобы нести деструкцию в нашей стране на уровне личности, семьи, общества и государства.
— А как человеку «прокачать» критическое мышление, чтобы остаться устойчивым к вербовке?
— Во-первых, запомнить простые правила. Если при встрече вам предлагают принять решение немедленно, уже надо насторожиться, потому что человек, который делает тебе такое предложение, не желает, чтобы ты всё всесторонне обдумал, а сделал бы выбор на эмоциях. Но платить-то придется всем, что есть! Почему я должен взапуски бежать за первым встречным? Тем более сейчас все-таки уже не осталось человека, который бы не слышал слово «секта». И нужно уважать — очень уважать — себя, чувствовать себя достаточно самодостаточным, чтобы не бежать, бросив всё, в неизвестную группу, где неизвестно, что с тобой произойдет. Нужно здоровое недоверие.
Кроме того, нужно знать перевоисточники, чтобы не попасть в руки проходимцев. Если я знаю оригинал, я на подделку уже не поведусь. Знание своей религиозной традиции, в которой жили предки, дает некий иммунитет.
— А вот если речь про предков зашла, то сразу всплывает вопрос о неоязычестве, родноверии. Современные язычники утверждают, что они-то как раз и хранят «веру предков».
— Это такая обманка! У нас есть некоторые языческие народы — чукчи, эвенки — у которых сохранилась их достаточно древняя языческая традиция, но это мизерная часть общества. А то, что нам сегодня предлагают под видом «веры предков» — это новодел и ничего больше. К древним верованиям неоязычество отношения не имеет, поскольку никто не знает, какими были эти верования, не сохранилось письменных источников. Знаменитая «Велесова книга», созданная в США в 40-х годах ХХ века, давно и основательно признана подделкой. А чтобы понять, кто этим течением рулит, достаточно посмотреть на несчастную Украину.
Там у националистических батальонов во главе стоят так называемые «волхвы», и большая часть членов этих батальонов являются также членами неоязыческих группировок, в которых намешаны неоязычество, нацизм и сатанизм. На Украине этот гремучий идеологический коктейль был опробован спецслужбами США.
Был такой интересный английский исследователь, профессор Николас Гудрик-Кларк, автор книг «Оккультные корни нацизма», «Черное солнце нацизма» и других. Он пишет, что в США с 70 годов с нацистской символикой начали заигрывать сатанисты, а потом их взяли под контроль спецслужбы. Сегодня мы видим, что смесь эту опробовали на Украине, и вот теперь мы имеем дело с группами совершенно отмороженной неоязыческой молодежи, для которой ничего святого нет, никаких моральных тормозов.
— А что же дальше? Возможна ли моральная «реабилитация» такого язычника? Может быть что-то подобное реабилитации наркоманов…
— Да всё возможно, но должно быть личное желание человека. Против воли как я могу кого-то реабилитировать? Взять бейсбольную биту и «перепрограммировать»?
Вообще хочется заметить, что в последние десятилетия мы наблюдаем гибридную ментальную войну. В ней неоязыческие и оккультные течения, ЛГБТ-пропаганда, либеральные взгляды и всё прочее, что сыпется в голову подрастаюшего поколения — это способ опрокинуть самосознание народа, демотивировать его защищать свою Родину. Если мы утрачиваем свой «цивилизационный код», то, по словам П.А. Столыпина, величайшего нашего политика царских времен, «народ, потерявший самосознание, превращается в навоз, на котором произрастают другие народы».
— К слову, не так давно Верховный суд признал ЛГБТ-движение экстремистской организацией. В определенных кругах это вызвало бурю. Но почему ЛГБТ — это именно экстремизм?
— Да, кто-то уже начал передергивать: возвращается, мол, советское время, когда сажали за извращения. Это не так. Здесь важно понимать, к чему относится определение суда. К ЛГБТ-идеологии и ЛГБТ-сообществу. К идеологии, которая финансируется для разложения нашей культуры, разложения социальных отношений, разложения сознания детей, для разрушения семьи. Это и есть экстремизм.
И слава Богу, что ЛГБТ-движение было признано экстремистским.Экстремизм проявляется в разных видах. Бывает экстремизм культурный, политический, межнациональный…
Церковь всегда признавала содомию грехом — с точки зрения Церкви тут нечего обсуждать. А с точки зрения государства — смотрите, в чем дело. ЛГБТ — это общественно-политическое движение и идеология, настаивающие на ликвидации некоего «ущемления прав» гомосексуалистов и даже на предоставлении им некоторых привилегий.
В рамках ЛГБТ-идеологии обычным людям живется по принципу, о котором с иронией пел один мой знакомый: «А я всё чаще замечаю, что я грязный натурал». В рамках такой идеологии пропагандируется особое отношение к лицам, которые придерживаются гомосексуальных практик. Проводятся политические акции, в том числе международные, принимаются дискриминационные меры, в том числе в отношении стран, общественных структур и лиц, которые «недостаточно поддерживают» ЛГБТ.
За публичное неодобрение содомии люди традиционных взглядов получают реальные сроки в странах с ЛГБТ-идеологией. Очень характерный пример — зарубежная практика отобрания детей в семьях, которые считают гомосексуализм грехом. В западных странах практикуется травля и даже уголовное преследование лиц, которые отказываются признавать такого рода грехи нормой. Через школьные программы идеология ЛГБТ навязывается как единственный верный взгляд на мир.
Вместе с другой экстремистской идеологией — радикальным феминизмом — ЛГБТ провозглашает своей целью уничтожение традиционной морали, религиозного мировоззрения, «прогибание» под себя религиозных структур.
Таким образом, идеология ЛГБТ представляет реальную общественную опасность. Особенно опасна для общества идеология ЛГБТ в своей, скажем так, транс-части. Трансгендерная идеология разрушает не только мораль и нравственность, но и саму биологию человека, под её влиянием в некоторых странах происходит не только моральное, но и физическое калечение детей. Это когда, например, маленького мальчика с несформированным мышлением спрашивают: «А может, ты ощущаешь себя девочкой?» — и ведут калечить с помощью операций и гормонов.
— Безумие.
— Именно. Таким образом, перед нами реальная международная идеологическая и политическая сила экстремистского характера, опасная для России, последовательно выступающей за защиту семьи.
Запрещен не гомосексуализм как поведение, не содомия как грех, не восстановлена статья за мужеложество, как было в Советском Союзе. Запрет относится именно к деструктивной идеологии и пропагандирующему его сообществу.
Таким образом, решение суда о признании ЛГБТ-сообщества экстремистским — верное и гуманное, не требующее от государства преследований за личные грехи. Но если человек сочтет необходимым политизировать свои сексуальные предпочтения и навязывать их другим как социальную норму, особенно на уровне государства, он должен столкнуться с тем, что не все нормы одинаково нормальны. А некоторые — совсем ненормальны и социально опасны.
Беседовала Елена Фетисова
Логосъ