[05.01.2024] О богослужении Царских Часов

В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Это чинопоследование совершается в течение богослужебного года трижды — накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (Крещения Господня) и в Великую Пятницу. От привычных нам часов Царские часы отличаются особой торжественностью.

Название «царские» происходит от того, что на них обычно присутствовали Византийские Императоры, а потом и Московские цари.

Другое название этих часов — «Великие».

Основные отличительные особенности Царских часов:

1) Они совершаются при открытых Царских вратах, в центре храма, перед лежащим на аналое Евангелием;

2) В начале каждого часа совершается каждение;

3) Все 4 часа совершаются вместе;

4) После тропарей поются стихиры праздника, читаются ветхозаветные паремии, Апостол и Евангелие;

5) На каждом часе из обычного последования оставляется только один псалом, а два других заменяются. Вместо них берутся другие псалмы, наиболее соответствующие по своему содержанию праздику Рождества Христова.


1-й час

Пс. 5-й. Оставляется из обычного последования 1-го часа

Пс. 44-й. Здесь говорится о красоте юного Мессии («прекраснее сынов человеческих»), его величии («народы падут пред Тобою») и праведности («Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие»). Также это псалом можно назвать самым «Богородичным» — здесь говорится о славе и красоте Царицы. Песнописцы рассматривают это как пророчество о Пресвятой Богородице. Многие стихи из этого псалма используются как прокимны или припевы для стихир на Богородичные праздники.

Пс. 45-й. Говорится о поселении Бога в Его граде.

Тропарь Навечерия, глас 4-й

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время Рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

«Яко от семе Давидова» — как происходящая от семени Давидова; «Чревоносящая бессеменное Рождение» — носящая во чреве Зачатого без семени; «Яко же красная палата, вертеп Царице показашеся» — «как чертог приятный, пещера Царице была показана».

Стихиры

1. Приготовление вертепа (стихира написана в форме обращения к вертепу)

Вифлееме, уготовися, / благоукраситеся, ясли, / вертепе, приими: Истина прииде. / Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, / вообразився якоже мы и обожив плоть. / Тем Адам обновляется, со Евою зовуще: / на земли благоволение явися спасти род наш

«Благоукраситеся» — да устраиваются; «Вообразився якоже мы» — приняв образ подобный нам

2. Поэтический пересказ пророчества Михея о месте рождения Христа, которое будет читаться на этом часе

Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет, / тайно глаголющее: / и ты, Вифлееме, земле Иудова, / никакоже наречешися менши во владыках, / предуготовляющи вертеп: / из тебе бо ми изыдет Игумен языков во плоти, / от Девы Отроковицы Христос Бог, / Иже упасет люди Своя новаго Израиля; / дадим Ему вси величие

«Тайно глаголющее» — таинственно гласящее; «Никакоже наречешися менши во владыках, предуготовляющи вертеп» — никак не меньший среди правителей, ты, предутовляющий пещеру; «Из тебе бо ми изыдет Игумен языков во плоти, от Девы Отроковицы Христос Бог» — ибо из тебя выйдет для меня во плоти от Девы Отроковицы Предводитель племен, Христос Бог; «Иже упасет люди Своя новаго Израиля» — Который будет пасти народ Свой, новый Израиль

3. Сомнения Иосифа

Сия глаголет Иосиф к Деве: / Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю? / Недоумею, и удивляюся, и умом ужасаюся; / отай убо от мене буди вскоре. / Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу? / За честь – срамоту, за веселие – скорбь, / вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси. / Ктому не терплю уже поношений человеческих, / ибо от иерей из Церкве Господни яко непорочную Тя приях, / и что видимое?

«Отай убо от мене буди вскоре» — удались же тайно от меня скорее (см. Мф. 1:19 "Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее")

Паремия из 5-й главы книги пророка Михея. Здесь предсказывается о рождения Мессии в Вифлееме. Именно это пророчество процитировали иерусалимские книжники царю Ироду, когда он спросил их, где должен родиться Христос (см. Мф. 2:6).

Апостольское чтение взято из 1-й главы послания к Евреям. Оно содержит 6 ветхозаветных цитат, которые рассматриваются Апостолом как мессианские. С помощью них Апостол показывает превосходство Христа над Ангелами и Его равенство с Отцом. Слова "... в эти последние дни говорил нам в Сыне" говорят о пришествии в мир Сына Божия. Еще раз это чтение будет читаться на Литургии в сочельник (т. е. в тот же день).

Евангелие содержит начальную часть истории празднуемого события — сомнения Иосифа, явление ему Ангела и Рождество Христово (кратко). Это чтение мы еще несколько раз услышим в предпраздничные и праздничные дни.


3-й час

Пс. 66-й. Говорится о том, что все народы восхвалят Единого Бога и будут поклоняться Ему. Христос пришел в мир, чтобы исполнить это пророчество и обратить к истиной вере все народы.

Пс. 86-й. Говорится о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии.

Бог обещает «упомянуть» ведущим Его (т. е. избранному народу, описанному ранее в псалме Сиону) о «Рааве» – как переносно называется Египет – и Вавилоне (южная и северная великие монархии), очевидно как о таких народах, которые тоже познают Бога (с евр. можно перевести: «призову их как знающих Меня»), т. е. войдут в состав Сиона. В том же Сионе («тамо») будут и другие, менее значительные народы, Филистимляне («иноплеменницы»), Тир и Ефиопия («сии быша тамо» – с евр. «этот, т. е. каждый из этих народов родился там»); Сион называет (каждый) человек своей матерью, и это потому, что в нем родился (какой-то особенный) человек («Человек и Человек родися в нем» — по объяснению св. Афанасия Великого и блаженного Феодорита: Христос).

Пс. 50-й. Оставляется из обычного последования 3-го часа

Стихиры

1. Поэтический пересказ пророчества Варуха, которое будет читаться на этом часе

Сей Бог наш, / не вменится ин к Нему, / родивыйся от Девы, и с человеки поживе; / во яслех убогих / Сын Единородный лежащь видится человек / и пеленами повивается, иже славы Господь. / И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. / И мы поим: Троице Святая, спаси души наша

«Не вменится ин к Нему» — не сравнится с Ним никто иной

2. Удивление Ангелов смирением Родившегося Бога

Прежде Рождества Твоего, / трепетно зряще таинство Твое, Господи, / разумная воинства дивляхуся: / якоже бо Младенец родитися благоизволил еси, / небо украсивый звездами, / и во яслех безсловесных возлежиши, / дланию содержай всея земли концы. / Таковым бо смотрением уведено бысть милосердие Твое, Христе, / велия милость Твоя, слава Тебе

«Якоже бо Младенец родитися благоизволил еси» — ибо Ты уподобиться новорожденному Младенцу благоволил; «Таковым бо смотрением уведено бысть милосердие Твое» — Подлинно, через такой Твой промысел стало известно милосердие Твое

3. Поэтическое обращение песнописца к Иосифу, котрый в ответ произносит свое исповедание тайны Рождения Христа

Иосифе, рцы нам: / како, Юже от святых приял еси, / Деву непраздну приводиши в Вифлеем? / Аз, рече, пророки испытах / и, весть прием от Ангела, уверихся, / яко Бога родит Мария несказанно; / Емуже на поклонение волсви от востоков приидут, / с дары честными служаще. / Воплотивыйся нас ради, Господи, / слава Тебе

Паремия из книги Варуха (это единственный раз в году, когда за богослужением читается эта пророческая книга). Главная фраза этой паремии, говорящая о пришествии Бога в мир — «(Бог) на земли явися и с человеки поживе».

Сей Бог наш, и не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде и Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки; вси, держащиися ея, в живот внидут, оставившии же ю, умрут. Обратися, Иакове, и имися ея. Поиди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы твоея и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть. Это – Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. Изобрел Он всякий путь познания и дал его Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному Им. После (же) того Он на земле явился и обитал среди людей. Это – книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, (войдут) в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её. Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя – народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам.

Апостольское чтение взято из 3-й главы послания к Галатам. Апостол говорит о спасительных последствиях Боговоплощения: все, крестившиеся во Христа, становятся наследниками обетований, данных Аврааму и усыновляются Богу.

Евангелие. Перед нами разворачивается событие Рождества Христова в пересказе евангелиста Луки. Здесь есть оригинальные фрагменты, которых нет у евангелиста Матфея: сообщение о всеобщей переписи населения, описание подробностей прибытия Иосифа и Марии в Вифлеем, повествование о ангельском славословии и поклонении Младенцу Христу пастухов.


6-й час

Пс. 71-й. Псалом говорит о праведном царе, который будет поступать со всеми справедливо и за это его будут почитать все народы. Формально он надписан «о Соломоне» и может рассматриваться как завещание Давида своему сыну. Но мы знаем, что Соломон не смог осуществить заданный здесь идеал, да и он вообще едва ли достижим для человека. Поэтому в совершенном смысле текст этого псалма прилагается к Мессии как к праведному Правителю и нелицеприятному Судии всех народов.

Особенно интересен в контексте праздника Рождества Христова стих «Ца?рие Фарси?йстии и о?строви да?ры принесу?т. Ца?рие Ара?встии и Сава? да?ры приведу?т». Его можно рассматривать как пророчество о поклонении Христу иноземных царей — волхвов.

Пс. 131-й. Изображается благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки престола. Мессия описан как потом Давида, Котрому уготовано вечное царство. Христос, Который был потомком Давида по плоти и родился в Вифлееме (городе Давида), стал именно тем Царем, царству Которого не будет конца.

Пс. 90-й. Оставляется из обычного последования 6-го часа

Стихиры

1. Призыв готовиться к встрече праздника

Приидите, вернии, возведемся Божественне / и видим схождение Божественное свыше, / в Вифлееме к нам явленне, / и, умом очистившеся, житие принесем добродетели, / вместо мира предуготовляюще верно рождественныя входы, / от душевных сокровищ зовуще: / в Вышних слава Богу, / сущему в Троице, / Егоже ради в человецех благоволение явися, адама избавляя первородныя клятвы, яко человеколюбец

«Возведемся Божественне и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явленне» — Богом вдохновленные, возвысимся и увидим ясно в Вифлееме Божественное схождение к нам с высоты; «Предуготовляюще верно рождественныя входы, от душевных сокровищ» — «с верою заранее готовя от душевных сокровищ»

2. Прославление события Боговоплощения

Слыши, Небо, и внуши, земле, / да подвижатся основания, / да приимут трепет преисподняя: / яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, / и Иже державною рукою создавый тварь, / утробы зрится здание. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яко неиспытаны судьбы Его / и неизследовани путие Его

«Яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, и Иже державною рукою создавый тварь, утробы зрится здание» — ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть, и Создавший мощною рукою все творение как произведение чрева созерцается.

3. О том же

Приидите, христоноснии людие, да видим чудо, / всякий разум ужасающее и обдержащее, / и, благочестно воспевающе, вернии, поклонимся. / Днесь к Вифлеему непраздна сущи Дева приходит родити Господа, / лицы же ангельстии предтекут. / И, сия видев, вопияше Иосиф обручник: / что еже в Тебе странное таинство, Дево? / И како хощеши родити, Неискусобрачная Юнице?

«Всякий разум ужасающее и обдержащее» — «всякую мысль поражающее и пленяющее»

Паремия из 7-8 глав книги пророка Исаии. Здесь содержится одно из самых известных ветхозаветных пророчеств о Рождестве Христовом — пророчество о рождении Эммануила от Девы ("се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил").

Апостол. Продолжается чтение 1-й главы послания к Евреям (которое началось на 1-м часе). Апостол предостерегает христиан от пренебрежения дарованным нам спасением.

Евангелие. Повествование о поклонении волхвов.

 

9-й час

Пс 109-й. Один из самых известных мессианских псалмов. Сам Христос процитировал первый стих из него в беседе с иудеями о Своем Божественном достоинстве (см. Мф. 22:41-46). Здесь говорится о равенстве Мессии с Богом Отцом («седи одесную Меня»), Его торжестве над врагами («дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих») и о Его предвечном рождении («Из чрева прежде Денницы родих Тя»). Последнее особенно важно в контексте праздника Рождества. Этот стих используется на праздничном богослужении несколько раз.

Пс. 110-й. Слова этого псалма «Избавление послал Он народу Своему» указывают, что Рождество Христово принесло спасение всем людям.

Пс. 85-й. Оставляется из обычного последования 9-го часа

Стихиры

1. Повествование об избиении Иродом вифлеемских младенцев (Евангельское чтение на 9-м часе описывает этот библейский сюжет)

Удивляшеся Ирод, / зря волхвов благочестие, / и, гневом побеждаемь, / лета испыташе разстояния; / матери безчадствуемы бываху, / и безвременный возраст младенцев горце пожинашеся, / сосцы ссыхахуся, / и источницы млечнии удержавахуся, / велие бяше лютое. / Темже благочестно, вернии, сошедшеся, / поклонимся Христову Рождеству

«Лета испыташе разстояния» — точно рассчитывал время, прошедшее с момента явления на небе звезды; «Безвременный возраст младенцев» — несозревшие возрастом младенцы

2. Ответ Марии на недоумения Иосифа (которые поэтически описаны в 3-й стихире на 1-м часе)

Егда Иосиф, Дево, печалию уязвляшеся, / к Вифлеему идя, вопияла еси к нему: / что Мя зря непраздну дряхлуеши и смущаешися, / не ведый всяко еже во Мне страшнаго таинства? / Прочее отложи страх всяк, преславное познавая: / Бог бо низходит на землю милости ради, / во чреве Моем ныне аще и плоть прият. / Егоже, раждаема, узриши, якоже благоизволи, / и, радости исполнився, поклонишися яко Зиждителю твоему, / Егоже Ангели поют непрестанно / и славословят со Отцем и Духом Святым

«Дряхлуеши» — мрачнеешь

3. Эта стихира написана в подражание стихире Великой Пятницы "Днесь висит на Древе...". Здесь во всей полноте раскрывается величие события Боговоплощения. В конце стихиры мы выражаем надежду на то, что Господь сподобит нас дожить до праздника Богоявления.

Днесь раждается от Девы / рукою всю содержай тварь, / пеленами, якоже земен, повивается, / Иже существом неприкосновенен Бог. / В яслех возлежит / утвердивый Небеса словом в началех, / от сосцев млеком питается, / Иже в пустыни манну одождивый людем, / волхвы призывает Жених церковный, / дары сих приемлет Сын Девы. / Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе: / покажи нам и Божественная Твоя Богоявления

Паремия из 9-й главы книги пророка Исаии. Говорится о служении Мессии и Его свойствах

Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его; и нарицается Имя Его: великаго совета Ангел, чуден Советник, Бог Крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века, приведет бо мир на начальники, и здравие Его, и велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов и на царство Его, исправити е и заступити е судьбою и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа сотворит сия «Младенец родился нам, Сын – и дан нам, Чье владычество было на плече Его, и называется имя Его: Великого Совета Ангел, чудный Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, ибо привлеку Я мир на начальников: мир и здравие Ему! (И) велико владычество Его, и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его и поддержать его в суде и правде отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это!»

Апостол. Продолжается чтение послания к Евреям. Апостол горит о Боговоплощении. Это очень известный отрывок — он читается на чине малого освящения воды.

«Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже» — А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные.

Евангелие. Повествование об избиении младенцев.