[13.07.2010] Париж таки стоит мессы
Казалось, вызванный открытым письмом семинариста Андрея Серебрича экуменический скандал с Русской семинарией в Париже давно сошёл на нет. Однако французский православный портал «Moinillon au quotidian» («Будни монашка») опубликовал фотографию статьи в католическом издании «La Croix» («Крест»). В ней приводились рассказы двух студентов теологического факультета Католического университета в Тулузе - кармелита Брюно и будущего ректора Русской семинарии во Франции иеромонаха Александра, тогда - семнадцатилетнего Дмитрия Синякова, названного автором интервью «православным послушником». В этой заметке интересно всё - от названия и до её конца. Вот что в ней говорилось: «Студенты, подкупленные («séduits» переводится и как «обольщённые», «сооблазнённые») открытием разума их преподавателей». Дмитрий Синяков, 17 лет, православный послушник. «Я приехал во Францию, чтобы узнать католичество и быть способным для экуменического диалога. Перед отъездом я немного опасался католиков, которые представляются у нас в России папистами-идолопоклонниками, представителями декадентского Запада. Следовательно, я решил не общаться с ними в таинствах. Но, после общения с профессорами факультета теологии я полностью изменил свое мнение о них. Они открыты намного больше, чем преподаватели православных семинарий, которые строго придерживаются традиций (являются большими традиционалистами). Например, я знаю, что молодые французские католики, которые хотят делать тоже, что и я, (как и я), в России не были приняты в семинарии: чтобы поступить, они должны были объявить себя православными. В конечном счете, я причащаюсь с католиками, сохраняя свои православные убеждения». Дмитрий признался, что однажды хотел бы быть призванным к священству. Но, улыбаясь, он сознается в том, что всё изученное им в Тулузе, несколько подрывает его призвание к священству (le rend un peu subversif)»[1]. Удивляет само название статьи. Понятно, что автор хотел внести в него позитивный смысл: покорённые интеллектом и эрудицией преподавателей студенты дают высокие оценки католичеству и экуменизму. Однако вместо того, чтобы использовать глагол «soumettre» (покорять) он употребил причастие от глагола «séduire», имеющее во французском языке негативное значение: «соблазнять», «пленять», «совращать», «прельщать», «подкупать». Второй вопрос возник у меня при упоминании Синяковым «молодых французских католиков», которые, дабы попасть в российские семинарии, вынуждены скрывать своё католичество. Понятно, что, если такие случаи действительно имели место, католическое руководство вряд ли стало бы распространяться об этом. Однако молодому человеку позволили высказать это и, более того, растиражировали данную информацию. Ну, и третий вопрос хотелось бы поставить к финалу заметки - что именно подорвало желание юноши стать священником? И священником какой именно Церкви - Православной или Католической? Из статьи это остаётся неясным.
Мы ещё вернёмся к отцу Александру, а сейчас давайте посмотрим, что же представляет собой издание «La Croix», и почему выход подобной заметки именно в нём вряд ли можно назвать случайным. Но для этого нам придётся перенестись в первую половину XIX века, а ещё точнее, в 1845 год. Именно тогда французский священник Эммануэль Д’Аланзон реорганизовал один из старейших католических монашеских орденов - августинцев. Так появился орден Ассумпционистов - августинцев Успения Божией Матери. Главной целью ордена стало противостояние секулярным тенденциям в Европе, отсюда приоритетом их деятельности оказались наука, образование, книгоиздание и организация паломничеств. С 1862 года началось продвижение ордена в православные страны. Папа Пий IX благословил работу ассумпционистов «на Западе и на Востоке», и их дома возникли в Стамбуле, Адрианополе, Варне, Рушуке и во многих других странах. Монахи этого ордена содержали униатские семинарии для болгар в Стамбуле и Филипполе. В 1866 году в Кадикее орден организовал «Школу византийских исследований», издававшую ежемесячный журнал «Эхо Востока»[2]. Естественно, что, работая в православных странах, ассумпционасты не могли обойти вниманием Россию. Вот что сказал своим монахам на одном из собраний основатель этого ордена в 1873 году: «Братья мои, не желаете ли вы покорить Россию и собрать таким образом обильный урожай в житницы Отца? Трепещу, говоря вам такие слова, но что-то убеждает меня, что если Орден Успения захочет совершить это дело, то, с Божией помощью, жатва будет успешной»[3]. Работа в Болгарии начинает восприниматься Д’ Аланзоном как плацдарм для проникновения в Россию[4]. В 1878 году он передал в Конгрегацию пропаганды веры «Памятную записку об опыте евангелизации в России». Однако попасть в нашу страну ассумпционисты смогли только в 1903 году, через 13 лет после смерти своего основателя. С этого времени здесь побывали 22 монаха этого ордена. После Революции 1917 г. те из них, кто не смог или не захотел уехать, остались здесь. Они продолжали передавать на Запад информацию о репрессиях в России против верующих, пока сами не стали лагерными заключенными. Нужно отдать должное отцам-ассумпционастам: во время голода они помогали не только католикам, но и верующим других конфессий. Вот что сегодня говорит о присутствии в России ассумпционистов Наталья Баранова в своей статье «Восток-Запад»: «В минувшем столетии в нашей стране жили 22 ассумпциониста, а сейчас здесь находятся лишь два представителя этого ордена. Тем не менее, католики считают их присутствие в России важным фактом истории и высоко оценивают роль служивших прежде и служащих ныне в России ассумпционистов в развитии братских отношений, налаживании взаимодействия и взаимопонимания между христианами Востока и Запада, между Католической и Русской Православной Церквами»[5].
Думаю, что интерес, проявленный к молодому православному студенту-экуменисту издания именно ордена ассумпционистов, вряд ли случаен. Рассказывая краткую биографию иеромонаха Александра Синякова, католический журнал архидиоцеза Бордо «Аквитания» назвал его «интеллектуальным франкофилом», который сам себя считает «полуправославным, полудоминиканцем»[6]. Его церковная карьера началась в знаменитом костромском Ипатьевском монастыре тринадцать лет назад. Именно там молодой послушник познакомился с деятельностью Культурного центра аббатства Сильванес (Sylvanes). В результате в 1998 году он - студент доминиканского Тулузского института (Institut Catholique de Toulouse), в котором он проучился с 1998 по 2001 гг., и, возможно, в это же время Дмитрий был послушником доминиканского ордена. В 2001 году будущий ректор учился сразу в четырёх учебных заведениях: Парижском богословском институте, на филологическом факультете Сорбонны, в Кембридже и в Лувене. Уже через год в Парижском богословском институте состоится защита его магистерской диссертации на тему «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». Ещё через год, в 2003-м, отец Александр защищает магистерскую диссертацию в Сорбонне (кафедра истории древних и средневековых обществ). Её тема: «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского соборов». Помимо этого он учился в аспирантуре Практической школы высших исследований (Ecole pratique des Hautes Études). Этот институт занимается исследованиями в области общественных наук и повышением квалификации специалистов. В 2002 году Синяков становится сотрудником представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. В 2003 году Синяков пострижен в монашество, рукоположен в диаконы епископом Иларионом (Алфеевым). 14 сентября 2003 года рукоположен в диаконы, а 14 ноября 2004 года епископ Иларион рукополагает о.Александра (Синякова) в сан иеромонаха. Уже в сане отец Александр два года (2004-2006) преподает в Сорбонне курс «русская цивилизация и история Церкви». С 2006 года - иеромонах Александр секретарь Корсунской епархии по экуменическим связям и по работе со средствами массовой информации, секретарь епархиального совета и главный редактор франкоязычного издания - епархиального «Вестника Русской Православной Церкви». В январе 2009 г. о.Александр (Синяков) был участником Поместного собора Русской Православной Церкви от Корсунской епархии.
Сегодня иеромонах Александр Синяков - ректор первой в истории РПЦ Русской духовной семинарии за пределами РФ и постсоветского пространства. Главная цель семинарии - подготовка элиты православного духовенства. Части её выпускников предстоит окормлять русскую диаспору за рубежом, другие будут служить в России. В своем приветствии студентам и преподавателям семинарии Святейший Патриарх Кирилл сказал следующее: «Считаю важным отметить, что Парижская духовная семинария призвана стать не только образовательным и богословским центром, но также местом православного свидетельства. Сам факт ее создания является выражением нашей готовности к взаимодействию с европейской христианской цивилизацией, реализовавшимся желанием изучать ее достижения и духовный потенциал. Наряду с этим, убежден, что открытие Парижской семинарии станет значимым шагом на пути выстраивания взаимоотношений с европейскими Церквами. Такое сотрудничество, надеюсь, будет плодотворным и полезным»[7]. А вот как охарактеризовал в октябре 2009 года цель и задачи семинарии глава ОВЦС архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев): «Главной задачей Парижской семинарии, - сказал он, - будет предоставление качественного богословского образования. Семинария также должна стать связующим звеном между Русской Православной Церковью и христианами Франции»[8]. Помимо учебы в стенах семинарии, студенты в обязательном порядке посещают лекции в Сорбонне и в Католическом университете. Естественно, в последнем с ними работают католические преподаватели и, смею предположить, обучение там ведется с католических же позиций. Появлению семинарии сопутствовали положительные отзывы о ней в зарубежных и российских СМИ. Однако спустя три месяца после её открытия разгорелся скандал: один из студентов, Андрей Серебрич, отказался продолжать своё обучение в Париже, мотивируя это решение тем, что руководство семинарии открыто симпатизирует католикам и отступает от норм православного вероучения и благочестия. В письме содержится шесть пунктов, каждый из которых подтвержден фактами[9]. В частности, А.Серебрич пишет: «при том, что жизнь семинаристов проходит в постоянном соприкосновении и диалоге с католиками (они есть среди преподавателей, некоторые лекции для семинаристов проходят в католическом университете), возбраняется свидетельствовать католикам о Православии, под тем предлогом, что у них, якобы "все в порядке с вероучением"», а также, что о. ректор учит: «у православных нет никакой позиции (относительно filioque. - М.Н.), и вообще нет разницы, как читать Символ веры - с filioque или без». Кончается это письмо так: «Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества. К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско-бытовых вопросах местом православного свидетельства. В виду всего вышесказанного, считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым. Претензий личного характера к руководству семинарии не имею»[10]. Вскоре после публикации письма семинариста иеромонах Александр Синяков дал интервью порталу «Благовест-инфо», - одному из старейших российских религиозных новостных порталов, у истоков которого стояли, прежде всего, католики. В этом интервью он сказал следующее: «Не обошлось и без некоторых испытаний. В последнее время в некоторых СМИ распространялось «открытое письмо» одного бывшего студента нашей семинарии. Нас оно очень удивило. Студент уехал на рождественские каникулы, расстались мы с ним в теплых отношениях. Никакого недовольства за два месяца пребывания в семинарии он не высказывал, хотя общались мы с ним каждый день. Активно участвовал во всех мероприятиях. После каникул он не вернулся в сроки, о которых сообщал, написав мне, что столкнулся с частными проблемами. Более недели мы не получали от него никакой информации, все мои электронные сообщения оставались без ответа, а потом вдруг было опубликовано открытое письмо на недоброжелательных сайтах. В нем выдвигаются очень серьезные и несправедливые обвинения. С полной ответственностью могу сказать, что те неправославные богословские взгляды, которые мне приписываются в этом письме, я никогда не разделял и не разделяю. Я считаю особой благодатью быть православным и надеюсь таковым умереть. Всегда считал для себя огромной честью быть сыном и служителем Русской Православной Церкви, учение которой разделяю всем сердцем. Последние годы старался посвятить именно тому, чтобы донести голос русского Православия до западного общества»[11]. Однако если А. Серебрич оперировал конкретными фактами, то о. ректор ограничился всего лишь общими словами, прямо не опровергающими обвинения против семинарии, и выставляет свою деятельность чуть ли не как выдающийся миссионерский проект.
Размывчатый, но более-менее подробный ответ дал в своем блоге один из студентов семинарии Дмитрий (http://dmitr-guro.livejournal.com/profile). Вот что он пишет: «Потихоньку разворачивается скандал по поводу нашей семинарии. Могу сказать одно: Андрей Серебрич - гордец, националист-традиционалист, борющийся за чистоту православия, забывая о христианской любви... Все, что он описал в своем письме, - клевета на отца ректора и семинарию! Благословения у католиков никто не берет, Филиокве в Верую... мы не читаем, придерживаемся православных догм! С Католической Церковью Франции у нас теплые дружеские отношения. Никто католиком становиться не собирается - и если бы кто и хотел, то давным-давно бы им стал!»[12]. Однако заметим, что такой эмоциональный ответ рядового учащегося в личном блоге никак нельзя считать официальным опровержением изложенной в письме А.Серебрича информации. Интересно, что в другой записи своего дневника, рассказывающей об обеде семинаристов в гостях у католического епископа, на вопрос одного из читателей журнала молились ли наши ребята перед едой вместе с католиками, автор строк в защиту Русской семинарии сказал диаметрально противоположное и в результате опроверг своё прежнее утверждение об отсутствии совместных молитв с католиками: «Ну, а то, что мы живем на территории католиков? - может, нам уехать? Если рядом стоят католический епископ и православный иеромонах - кому благословлять стол?»[13]. Подобная позиция понятна и объяснима, но хотелось бы отметить, что по замыслу русские студенты должны свидетельствовать о Православии Западу, что проще сделать, не изменяя своим традициям, не мимикрируя под принимающую сторону.
Несмотря на поднявшуюся в блогах и различных сайтах волну недоумения, требования разъяснений происходящего в Парижской семинарии от священноначалия Корсунской епархии РПЦ МП и даже протеста, высказанного верующими МП в открытом письме на имя Корсунского епископа Иннокентия, иеромонах Александр Синяков остался на своем ректорском посту. А в этом письме сказано следующее: «...Нас весьма беспокоят растущие униатские тенденции в епархии, которые прежде всего находят свое отражение на официальном сайте епархии. Сайт переполнен материалами (рекордные 13 страниц названий статей!), посвященными разнообразным контактам и взаимодействию с инославием, что вероятно, отнюдь не является главной темой епархиального сайта. Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 года было благословлено создание Православной духовной семинарии в Париже (журнал № 15). К великой скорби верующих Вашей епархии и других братских Православных церквей во Франции великое благое дело по созданию и развитию православной семинарии извращается. Руководство семинарии демонстрирует чрезвычайное расположение к римо-католицизму, и граничащие с вероотступничеством суждения и действия, производящие немалое смущение и разделение среди православных...Например, к великому сожалению, ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков) на страницах римо-католической прессы странно шутит, называя себя "полудоминиканцем, полуправославным" (Журнал архиепископии Бордо и Базас, № 8 за 17 апреля 2009 года, стр.13), считает, что различия между православием и католицизмом ничтожны (передача на римо-католическом телеканале KTO за 30 мая 2006), семинаристы принуждались учиться в праздник Рождества Христова, несмотря на предусмотренный французским законодательством выходной день 7 января для православных христиан, а также множество других подобных фактов и свидетельств, перечислить которые нет возможности в прошении к Вашему Высокопреосвященству. Зная о нынешних нравственных и зачастую физических страданиях наших православных братий на Западной Украине от униатства, подобные суждения и заигрывания с римо-католицизмом не могут не вызывать наше отвержение. Ваше Высокопреосвященство, эти факты и свидетельства производят оправданное беспокойство среди Вашей паствы за судьбу Православия в Корсунской епархии, и мы нижайше просим защитить нас. Мы не желаем размывания святой православной веры и постепенного окатоличевания "экуменическим диалогом", за который так ратует руководство семинарии ("La Croix" за 18 января 2010 года), и настоятельно просим Ваше Высокопреосвященство обратить внимание на озабоченность Вашей паствы и принять соответствующие меры.
Мы смеем надеяться, что семинария, и в целом наша епархия, не станут местом сближения Православия и Католицизма путем вероучительных уступок, но будут тем мостом, который поможет перебраться через поток заблуждений любому ищущему Истину человеку»[14]. Более того, на официальных сайтах самой семинарии, Корсунской епархии и в живом журнале Дмитрия периодически появляется информация о богослужениях православных семинаристов в католических храмах в присутствии католического духовенства и встречах с представителями католического духовенства[15]. В марте 2010 года в сопровождение отца Дестивелля семинарию посетили три бенедиктинца - аббат Филипп Пирон (Франция), аббат Бернард Савицкий (Польша) и ксендз Ришард Корзеньский (Венгрия), которые, помимо всего, молились за богослужением в семинарском храме[16].
В уже цитируемом здесь интервью отец Александр заявляет следующее: «Хочу подчеркнуть, что семинария наша существует в особом контексте. Живем мы в стране с долгой и непростой историей и с высоко развитой культурой. Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия»[17]. И до, и после публикации письма А. Серебрича русская семинария продолжает на разных уровнях свое общение с католиками. Как мы видим из приведенной выше цитаты, участие католической стороны в создании семинарии даже не скрывается её ректором. Портал «Антимодернизм.ру» сообщает, что новому проекту Корсунской епархии оказывает поддержку издательство доминиканского ордена Éditions du Cerf [18]. Не последнюю роль играет и экуменический центр «Istina» вместе с его директором доминиканцем Иоакинфом Дестивеллем (католическим специалистом по истории РПЦ). Эти события в русской парижской семинарии привели к тому, что список поступающих в Русскую семинарию будет утверждаться лично Святейшим Патриархом Кириллом[19]. Но боюсь, что в её стенах будут находиться и те, для кого Париж стоит мессы, а игра - свеч.
Примечания:
- Французский текст статьи: http://www.moinillon.net/post/2010/06/25/je-communie-avec-les-catholiques. Перевод М.Е. Никифоровой.
- Впоследствии «Журнал византийских исследований».
- Венгер Антуан. Рим и Москва. 1900 - 1950. http://www.krotov.info/history/20/tsypin/page02.htm#2
- Там же.
- Мужество веры: о. Леопольд Браун в сталинской Москве. Ассумпционисты и Россия: 100 трудных лет
- http://bordeaux.catholique.fr/aquitaine/2009/AQ200908-bd.pdf
- http://www.mospat.ru/ru/2009/11/14/news8376/
- Андрей Серебрич «Считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным»
- Там же
- Там же.
- Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии - свидетельствовать о Православии западному обществу
- http://dmitr-guro.livejournal.com/3222.html
- http://dmitr-guro.livejournal.com/5567.html
- Андрей Серебрич «Считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным». Комментарии
- http://antimodern.wordpress.com/2010/07/05/siniakov/#comments
- Visite au séminaires de trois abbés bénédictins
- Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии - свидетельствовать о Православии западному обществу
- http://antimodern.wordpress.com/2010/07/05/siniakov/#comments
- http://dmitr-guro.livejournal.com/13332.html?style=mine
От редакции «Благодатного Огня»: см. также исповедание против экуменизма. Филокатолические тенденции среди духовенства Русской Православной Церкви среди прочего могут иметь и внешнюю геополитическую составляющую. Так «по мнению американцев, Россия представляет собой одну из величайших угроз для безопасности США, поэтому главная задача заключается в снижении этой угрозы. Американская внешняя политика может достигнуть своей цели, способствуя переменам в России: окончательному отказу от единого мировоззрения и движению к плюралистическому обществу. У русских сильно чувство национального самосознания, и русская политика всегда определялась некоторой единой идеологией. Русские религиозные традиции также ведут к укреплению национального чувства. По мнению американцев, все эти особенности способствуют сплочению русских против Америки, которое можно предотвратить, поощряя плюрализм во всех областях человеческой жизни, прежде всего в идеологической и религиозной. Таким образом, Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой» (Федор Штаркман. Католическая Церковь на русской канонической территории // Церковно-общественный вестник. Приложение к газете «Русская мысль». 1996. № 2).
Журнал «Благодатный Огонь»
Русская народная линия