[27.07.2023] Александр Дворкин: «Язычество никогда не являлось традиционной религией русского народа»
В чем истоки бурного роста неоязычества в последние десятилетия – причем как в России, так и в других странах, и в чем лукавство пропагандистов, позиционирующих языческие верования как традиционную религию нашего народа? Об этом, а также об изучении истории как лекарстве от неоязычества зашла речь в беседе с известным сектоведом, президентом Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского и автором книги «Кто придумал неоязычество» Александром Дворкиным.
«Все вожди и ни одного индейца»
В каких странах сегодня наиболее популярно неоязычество, и когда оно появилось в России?
– Неоязычество не характерно для славянских государств, в большей степени оно распространено в Западной Европе и в США, где викканство (одна из форм современного ведьмовства) сделалось одной из признанных религий. И символ викканства – пентакль (вписанная в круг пентаграмма), с середины 90-х годов включен США в список почитаемых общенациональных религиозных символов. Викканские капелланы официально есть в армии, в тюрьмах и в больницах. Поэтому это не что-то особенное, это общие тренды.
Но можно добавить, что религиозное одичание, которое произошло в течение 70-летнего коммунистического правления в нашей стране, тоже сыграло свою роль. Есть верное высказывание Честертона, что если люди перестают верить в Бога, то они начинают верить во все остальное. Особенно к концу советского правления был невероятный расцвет возможных суеверий, когда все стучали по столу, плевали через плечо, обходили черных кошек... И эта почва, на которой язычество возрастало.
– Много ли последователей неоязычества в России? – Неоязыческих сект довольно много, а вот членов мало. Есть такая ироническая американская поговорка, которая мне очень нравится: «Все вожди и ни одного индейца». В неоязыческом сектанском сообществе это та самая картина: очень мало рядовых язычников, а все сплошные волхвы. Точной статистики нет, но по моим очень приблизительным оценкам, на всю Россию их от 5 до 10 тысяч человек.
Однако основная проблема сегодня – распространение неоязыческой идеологии: это люди, которые не входят ни в какое сообщество или относительно в них состоят, но увлечены мифами и легендами Древней Руси. И таких действительно много – сотни тысяч.
Почему неоязычество противостоит христианству?
– Одна из отличительных черт неоязычества, но особенно нативизма, – враждебное отношение к христианству. Потому что если люди говорят о необходимости возрождения дохристианских верований данной страны, значит, христианство является врагом тех верований, которые оно заменило. И для того чтобы их вернуть, как они считают, необходимо отодвинуть христианство подальше и, в общем, по большому счету уничтожить.
Патриотизм и национализм: в чем разница?
Александр Леонидович, каким образом связаны между собой неоязычество и неонацизм?
– Неоязычество может выступать одной из идеологических основ для неонацизма. Когда мы говорим о возрождении дохристианских верований, будь то неодруидизм в Англии и Франции, псевдоскандинавское или славянское неоязычество – это всё нативистские культы. Они часто бывают связаны с культом силы, с культом национальной исключительности и попутно с антисемитизмом и соответственно с антихристианством.
Стоит ли нам опасаться в России неонацизма?
– Стоит; он есть, и об этом нужно помнить.
Тогда чем патриотизм отличается от национализма?
– Патриотизм – это когда человек любит свою страну, свой народ, и это не значит, что он не любит всех остальных. Национализм начинается тогда, когда я отрицаю другие народы и возвышаю свой народ над всеми остальными.
Следующий шаг – это уже нацизм: если мой народ избранный, то тогда другие либо должны быть нашими рабами, либо вовсе подлежат уничтожению. К сожалению, те украинские силы, которые пришли к власти в 2014 году после государственного переворота, в поисках поддержки сделали опору как раз на разные неоязыческие и неонацистские формирования. Играть с ними достаточно опасно, потому что это такой крокодил, который и тебя проглотит.
«Разделение народа идет на сектантской основе»
Один из самых распространенных доводов неоязычников, мол, язычество – это традиционная религия русского народа...
– К сожалению, люди не задумываются над такой простой вещью, что язычество не может быть и никогда не являлось традиционной религией русского народа. Потому что когда на этих территориях существовало язычество, тогда не было русского народа, а жили разные племена – поляне, древляне, вятичи, кривичи, к северу – чудь, меря, к югу – половецкие племена и так далее, и у всех этих племен были собственные боги, своя религия, свой культ.
Тогда в первую очередь возникает вопрос, чье язычество нам предлагается возрождать? Полян или древлян? Вятичей или кривичей? Или нам нужно разделиться на вот эти самые племена и начать друг с другом воевать. Это, конечно, очень интересный сценарий, но причем тут патриотизм?!
И тут самое время вспомнить книгу «Застольные разговоры Адольфа Гитлера», в которой рассказывается, как тот делился своими размышлениями. И у него есть заслуживающее внимания высказывание, мол, рано или поздно столкновение с Россией неизбежно, мы станем с русскими воевать, но не сможем победить, если этот народ будет объединен. Русский народ необходимо разделить, и прежде всего – в религиозном смысле. Гитлер подчеркивает: если поддерживать создание сект на территории России, в том числе самого грубого, самого примитивного, языческого свойства, если в каждой деревне будет несколько подобных сект, тогда народ окажется разделен и его можно будет победить.
По счастью, Гитлер не смог реализовать этот план. Но, к сожалению, мы видим, что как раз сейчас он воплощается в жизнь. Разделение народа идет на сектантской, в том числе на неоязыческой основе.
Александр Леонидович, когда начинается история русского государства?
– С крещения князя Владимира, с 988 года. Все, что было до этого, – предыстория. Можно сказать, что русский народ родился в купели князя Владимира. Именно Православие создало нашу общность, культуру, литературу, архитектуру, государственность, наш язык. Вычлени Православие из русской истории – что там останется? Да ничего не останется. Потому что не будет тогда русского народа.
Получается, что когда неоязычники говорят о своем патриотизме, фактически он означает ненависть ко всему, что произошло в течение последних тысяч лет.
«Открыть для себя историю»
Почему люди уходят в неоязычество?
– У каждого человека своя история. Но всегда примитив привлекателен и ощущением собственной избранности. Мы особые, мы не такие. Ну, это как молодые люди стремятся проявить свою индивидуальность, поэтому все становятся ужасно похожими друг на друга: делают одинаковые пирсинги, красят волосы в одинаковый цвет, носят одинаковую одежду, и их один от одного не отличить...
Сложно ли выйти из неоязычества?
– К сожалению, люди, которые восприняли эту идеологию, очень упертые, просто не слышат тебя, когда начинаешь им что-либо доказывать. Ну, это в общем-то тоже конспирология: есть заговор христиан, которые переделали всю историю, поэтому ни одному их источнику не верю. Тогда покажите, на что вы опираетесь, где хоть какое-то историческое сочинение?! Сказать ничего не могут. Может, эти аргументы как-то их заставляют задуматься...
Что бы вы посоветовали родственникам, чьи близкие попали в секту?
– Алгоритма нет, каждый случай индивидуален. Мы всегда работаем с семьей. Чем крепче семья и чем больше там любви, тем больше шансов, что человека удастся вытащить. И моя главная задача – заставить его задуматься. Если он начнет думать своей головой, тогда сам выйдет из секты.
Может быть, неоязычество – это модное веяние, от которого постепенно люди отойдут. Если же нет, тогда задам вечный вопрос: что делать?
– Просвещать, и мы сейчас вместе с вами этим занимаемся. Неоднократно сегодня с самых высоких трибун говорят о необходимости исторической грамотности. Нужно, чтобы люди заново открыли для себя историю.
Сейчас, к сожалению, мало читают, а увлечь детей очень помогают исторические романы. Ребенок знакомится с персонажами, они делаются для него знакомыми, родными. Следующий шаг – это читать настоящие исторические книги. Кого-то из героев дети уже знают по романам, испытывают к ним симпатию или антипатию, в общем, те делаются для них живыми людьми, и история становится увлекательной и интересной.
Беседовала Елена Ларина
Приход.ру