[03.07.2010] Алексей Ярасов: «Оккультная литература приводит людей в секты и отталкивает от Церкви…»
Этот материал мы решили посвятить «плохой» литературе, чтение которой зачастую наносит вред, но которая, тем не менее, пользуется постоянным и повышенным спросом. Почему так происходит и что это за издания, мы попросили рассказать Алексея Ярасова — сектоведа, члена Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), сотрудника Миссионерского отдела тульской епархии.
— Алексей, скажите, на Ваш взгляд, какая литература более опасна: сектантская, оккультная, псевдоправославная?
— По степени опасности я бы поставил их на одну полку, недаром в книжных магазинах они, как правило, так и стоят.
— Знаю, что Вы утверждаете это, исходя из опыта, ведь Миссионерский центр оказывает консультативную помощь в формировании отделов религиозной литературы в книжных магазинах г. Тулы. Как начиналось это сотрудничество?
— Мы увидели, что такая помощь действительно необходима, и год назад подготовили письмо в головной офис выбранной нами книжной сети. Получили «добро». Выехали в магазины, переговорили с заведующими. Уточнили, когда нам лучше приезжать, чтобы не мешать рабочему процессу магазина. Предложили свои рубрикаторы для полок («Православие», «История христианства» и др.), т.к. в некоторых магазинах они отсутствовали или были неточными. Расставили книги соответственно рубрикам.
— Как обстоят дела сейчас?
— Работа продолжается. Как показала практика, смена книг православной тематики происходит медленно и их немного. Конечно, можно встретить очень неплохие издания. Спросом пользуются книги по иконографии, жития святых и биографии современных церковных деятелей, книги о паломничестве по святым местам. Встречались и хороший учебник по догматике, и пособие «Православная культура Тулы и Тульской области», выпущенное в прошлом году тульским методическим объединением учителей ОПК.
Но вместе с этим много литературы сомнительной. Поэтому один-два раза в месяц выезжаем и убираем с полок, отведенных под православную литературу, разного рода книги — околоправославные, откровенно окккультные, отправляя их на полки с оккультной литературой.
— Почему, по- Вашему, оккультная литература пользуется спросом у людей крещеных?
— У номинально-православных— крещеных, но невоцерковленных людей недостаточное понимание веры. Вера и всякого рода мистика для них в широком понимании этого слова, в целом — вещи одинаковые. Они невольно становятся жертвой обмана.
Все оккультные книги имеют языческие основы: описываются определенные ритуальные действия, которые могут подчинить божество или некие таинственные силы человеку. Если кратко, схема выглядит так: «сделаешь — получишь сразу». А ведь это очень заманчиво, потому что не требует духовного труда. Такое мировоззрение имеет место, когда человек, ставит свечу перед образом, не подразумевая личного молитвенного участия. Еще легче — в Церковь не заходить, а купить «руководство к действию». Таких книг, к сожалению, много.
На основании профессионального опыта могу сказать, что оккультная литература наносит огромный духовный вред: провоцирует нервно-психические расстройства, приводит в секты — оккультные или иного рода — и отталкивает от Церкви. Такие люди испытывают к Ней негативное отношение и вернуться в церковную ограду им очень нелегко.
— В Миссионерском центре, помимо православной библиотеки, я заметила полки с оккультной, сектантской, псевдоправославной литературой. Откуда эти поступления?
— Мы непосредственно общаемся с теми, кто воздействие таких книг ощутил на себе лично: с жертвами тоталитарных сект и их родственниками. Они и приносят эти книги. На данный момент их более тысячи. Мы их не выкидываем, не сжигаем, а изучаем, чтобы разговаривать с людьми более аргументировано.
— Скажите, сектантская литература присутствует в светских магазинах Тульской области?
— Что касается магазинов: недавно был вопиющиий случай. В магазине «Тула-пресс» на прилавках были обнаружены, книги антицерковного содержания (например, о том, что гонения на Церковь в советский период —1 искусственный миф), откровенно антисемитские издания, книга одного из основателей немецкого фашизма Рудольфа Гесса. Еще 4 года назад все подоконники этого магазина были завалены литературой такой деструктивной оккультной организации, как КПЕ («Концептуальная партия Единение» или секта генерала Петрова). Это материалы откровенно антиправославного, антииудейского содержания. Сейчас возбуждено уголовное дело.
Литературу баптистов, адвентистов седьмого дня, «евангелических» движений, в магазинах можно увидеть редко. Распостраняется она, как правило, в «узких кругах», среди «непосвященных» вначале бесплатно. Потом уже адептов добровольно-принудительно призывают на личные деньги покупать и распостранять их среди населения. Широко распостранена в нашей области секта «Свидетели Иеговы» и их издания — журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь», и ряд книг. Кстати, часть из них в настоящее время признана в судебном порядке экстремистской и внесена в федеральный список экстремистских материалов.
— Брошюры, по-прежнему, вручаются прохожим?
— Не только. Очень активно сектанты проникают в сферу образования. В стенах тульских университетов, колледжей и школ неоднократно проводили открытые семинары и пропагандировали свои издания представители таких сект и деструктивных культов как «свидетели Иеговы», адвентисты седьмого дня, «Карма Кагью», «Школа йоги гуру Ар Сантема», секты сайентологов и др. В библиотеках вузов имеются подборки сектантской литературы, есть даже магазинчики оккультной литературы.
— А какие характерные признаки имеет сектантская литература? Какие идеи, приводимые в ней, привлекают людей в секту, какие скрываются?
— Человек неосознанно или сознательно может подавлять свои религиозные потребности, но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Пусть в искаженном виде, но эти потребности реализуются.
Вот у нас сейчас распостранены такие коммерческие культы как «Гербалайф», «Вижн», «Амвэй». С их представителями и каталогами сталкивались все. Казалось бы, на первый взгляд, совсем невинные вещи: БАДы, бытовая химия, парфюмерия. И, тем не менее, можно утверждать, что эти организации представляют собой аналог тоталитарных сект и имеют слеующие «сектанские» признаки: структуру сетевого маркетинга — вовлечение в деятельность все новых и новых членов, иерархию; сокрытость, т.е. отсутствие рекламы в СМИ и яркую идеологическую составляющую — «миссию»: распостранителям внушается, что они и только они несут в мир свет, радость, благополучие. Таким образом, совершается подмена религиозных потребностей человека, он уводится «на сторону далече».
Большинство сект ведут свое начало из США, находятся в той или иной степени на их финансировании или в идеологической зависимости. Соответственно, в том числе, и обильно распространяемой переводной низкопробной иностранной религиозной литературой, они наносят духовный вред нашим соотечественникам.
— Существует ли противоядие? Есть ли у нас антисектантская литература?
— Для людей крещеных, конечно же, первоисточником должно быть Евангелие. Чтение и знание Священного Писания, творений Св.Отцов и слушание голоса Церкви защищает людей от псевдодуховных источников. От этого отрываться нельзя, обманываясь, например, кажущейся «несовременностью» святоотеческого наследия. Создавать новое можно только на прочной основе.
К сожалению, на практике бывает, что люди судят о Евангелии на основании, например, «Мастера и Маргариты» М. Булгакова или «Анастасии» В. Мегрэ, не испытывая ни малейшей потребности обращения к первоисточнику.
Что касается специальной антисектантской литературы, я бы назвал, прежде всего, справочник по сектам, изданный Миссионерским отделом Русской Православной Церкви, книгу «Сектоведение» проф. А. Л. Дворкина.
— Человек делает духовное усилие, приходит в Церковь и … сталкивается с разнообразной псевдоправославной литературой. Какую литературу Вы относите к этой категории?
— Во-первых, это многочисленные книги, искаженно описывающие жизнь тех или иных священнослужителей — подвижников благочестия, а также повествующие о лжестарцах, содержащие их жития, акафисты им, например: книга о преп. Феодосии Кавказском «Предтеча воскресения Руси (тайны старца Феодосия)» иеромонаха Корнилия, книга «Старец Иероним» А. Жоголева — сборник воспоминаний об известном духовнике Санаксарского монастыря (Мордовия) схиигумене Иерониме, действительно бывшем при жизни молитвенником и любвеобильным утешителем; брошюры о пензенском «старце» Алексии и т.д.;
во-вторых, сборники псевдоцелительных молитв, заговоров: труды «матушки» Фотинии, «отца Вадима» и другие;
в-третьих, труды социально-политической направленности, пропагандирующие борьбу с паспортами, ИНН, штрих-кодами; ратующие за канонизацию одиозных исторических фигур - И. Грозного, Г. Распутина, Сталина и других. Сюда бы я отнес, прежде всего, газеты «Пасха третьего Рима», «Дух христианина»; журналы «Первый и последний», «Воскрешающая Русь», «Русь Православная» и др.; книги В .П.Филимонова «Святое Православие и тайна беззакония – 21 век», «Архипастыри, пастыри и монашествующие Русской Православной Церкви о глобализации и цифровом кодировании людей», иеросхим. Рафаила (Берестова) и И. С
— Что, по-Вашему, определяет «православность» литературы?
— Церковная литература — акафисты, каноны, молитвословы; книги по библеистике, догматике, литургике, церковной истории; литература, посвященная различным церковным проблемам, и т. д. — не должна противоречить Священному Писанию, Преданию Церкви.
Кроме этого, и особенно в отношении вероучительных книг, важно помнить слова св. старца Амвросия Оптинского, которые он адресовал своим чадам: "Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому… не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные".
Что касается оценки творчества писателей с православным мировоззрением, нужно, конечно, учитывать, что художественное произведение включает в себя авторский вымысел, разнообразные стилистические приемы, способы выразительности, запечатляет непростой духовный поиск и индивидуальный опыт, субъективное восприятие и т. д.
— Не секрет, что во многих свещных ящиках при храмах продается и держит лидерство по спросу «Щит православного христианина» — книга, объединяющая огромное количество молитв «на потребу». Можно ли назвать ее псевдоправославной?
— Да. Эта книга, рассчитанная на мирян, содержит иерейские молитвы без указания, что они могут использоваться только священником. Кроме того, она формирует неправильное понимание веры. И эта книга не единственная. Есть, например, ей подобная — «145 молитв Божьей Матери». Во всех этих книгах формируется определенный психологический стереотип мышления: та или иная нужда привязывается к определенной иконе, круг замыкается. В этом «механизме» нет места общению Бога и человека, нет личной встречи, связи. Кроме того, человек чрезмерно сосредотачивает свой ум на телесном недуге.
— Но ведь в Православии принято почитать святых и обращаться к ним в нуждах. Признанным является и факт некоторой «специализации» помощи святых и образов Божией Матери, что отразилось даже в названии икон: «Млекопитательница», «Троеручница», «Неопалимая Купина»; св. Николай Чудотворец — покровитель путешествующих, заступник сирот и т. д. В то же время такой «языческий подход» неискушенных вызывает критику. Есть ли здесь противоречие: если да, то как его разрешить?
— Явление, безусловно, сложное. Борясь с языческими проявлениями, нужно постоянно соизмерять свои действия, слова с евангельскими истинами, помнить две главные заповеди: о любви к Богу и любви к ближнему. Можно и Христа проповедовать немилосердно.
Служащим Церкви, все-таки, надо постараться, несмотря на очень многие помехи — нехватку времени, терпения, например, — объяснить, что человек получает благодать и исцеление от Бога, а не от святого. Получает по молитвам святого, благодаря его заступничеству, предстоянию перед Богом как имеющего силу, за нас, более духовно слабых. В этом смысле не святой исцеляет, исцеляет Господь — «врач душ и телес».
Обращаться же к святым за помощью и можно и нужно. И многочисленные примеры такой помощи — они реальны. Бывает так, что человек, обращаясь к святому, к его образу – иконе, ощущает себя мистически сопричастным со святым и с теми людьми, которые имеют похожую нужду, страдают теми же недугами. Обращаясь к святому, который стяжал святость как благодать Святого Духа, как дар Божественный, я думаю, человек не минует Бога, приходит к Нему.
— А что можно посоветовать людям, которые приобрели «Щит православного христианина» и подобные ему сборники?
— Чтобы «щит не превратился в меч», нужно, конечно, пользоваться правильно составленным молитвословом.
Применять без ущерба для себя такие сборники могут только воцерковленные, духовно опытные люди, которые способны отделять «зерна от плевел». Они, обычно, следят за процессами, которые происходят в Церкви, в курсе наших дискуссий. Некоторые разделы в этих молитвословах не представляют опасности: утреннее и вечернее правило, последование ко Святому Причащению, Пасхальный канон — они канонически выдержаны.
Если внимательно посмотреть тексты молитв к Божией Матери и святым, то мы не найдем там «узкой специализации», просят ведь прежде всего «все благопотребное к жизни сей и все к душевному спасению полезное», а не о руке или ноге. Это соответствует завету Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
— И все-таки, почему в храмах продается псевдоправославная литература? Каковы, на Ваш взгляд, пути выхода из этой ситуации?
— Прежде всего, это происходит от незнания тех людей, которые формируют фонд литературы. У настоятеля, как правило, на это просто нет времени. В каком-то смысле, это банальная нехватка кадров. Считаю, что крайне необходимым в наше время для работников свещных ящиков, лавок, певчих и др. является прохождение специальных катехизаторских курсов.
Хорошо бы было в каждой епархии ежеквартально формировать списки «псевдоизданий» и в виде простеньких брошюр распостранять в каждую церковную лавку, ориентировать работников лавок и читателя таким образом.
Исправлять положение можно, думаю, и посредством проповеди с амвона, бесед священников с прихожанами. Проповедь же может быть и не непосредственно о книгах, а о сущности Православия, о его принципиальном отличии от языческих и иных верований. С другой стороны, почему бы и не посоветовать прямо хорошие книжки читать, а от ненужного воздержаться, называя их конкретно?
— На портале «Правкнига» даны рецензии на многие «шедевры» псевдоправославного жанра; Издательский совет РПЦ опубликовал список книг, не рекомендованных к распостранению в церковных лавках. Охарактеризуйте, пожалуйста, подробнее несколько книг, еще не внесенных, но имеющих все шансы попасть в этот список.
— Я думаю, что в этот список было бы неплохо внести практически все труды уже упоминаемого мною Авеля (Семенова). В настоящее время написано с десяток такого рода книг и брошюр: «Во что мы верим», «Апология Церкви», «Число паспорта», «Знамение пререкаемо» и др. Также известна его книга "Схиархимандрит Христофор". В ней под редакцией иеродиакона публикуются в основном воспоминания людей, знавших ныне почившего служителя Тульской епархии схиархимандрита Христофора (Никольского). Я не берусь судить, насколько правдивые свидетельства приводятся в данной книге, но она по своему содержанию, вне сомнения, дополняет написанные ранее иеродиак. Авелем расколо-сектантские работы. Кстати, более подробная информация об этой книге была взята порталом «Правкнига» (http://pravkniga.ru/obman.html?id=597) с сайта тульской епархии.
Вполне можно, из-за сомнительного содержания, в этот список включить работы, написанные по воспоминаниям духовных чад, также ныне почившего служителя Церкви иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). Например, в книге «Иеросхимонах Сампсон Сиверс: жизнеописание, беседы и поучения, письма» (1995 г.), приводится масса духовных наставлений иеросхимонаха Сампсона, читая которые православный христианин может столкнуться с весьма странными для православного духовника подходами. Поучения иеросхимонаха Сампсона изложенные в этой книге, порой прямо противоположны святоотеческим. К тому же, в настоящее время документально подтверждается несоответствие биографии иеросхимонаха Сампсона, публикуемой в книгах по воспоминаниям его духовных чад, тому, что было на самом деле.
— Воспоминаниям духовных чад доверять не стоит?
— Сталкивась с любыми «воспоминаниями» о действительных подвижниках или лжестарцах, надо отдавать себе отчет в том, что воспоминания (книги) не равны описываемой в них личности. Желаемое может выдаваться «авторами» за действительное, и из-за этого взгляды человека сильно искажаются. Вместе с тем, даже канонизация святого не означает автоматической канонизации всех его взглядов, высказываний. И святым, как людям, свойственно ошибаться.
— В Туле в декабре 2009 г. было решено ввести в благочиниях новое миссионерское служение: еженедельное дежурство священника в храме. Расскажите, чем вызвано такое решение, как оно воплощается?
— Да, действительно такое решение принято. Вызвано оно необходимостью создания больших возможностей внебогослужебного общения мирян со священником. Многие испытывают нужду в обстоятельной и не на ходу беседе со священником. И хорошо, когда в определенное время в определенный день можно в храме застать священника, могущего уделить достаточно времени на разговор.
На сегодняшний день во многих храмах епархии такое дежурство уже осуществляется и совмещается с работой православной библиотечки, раздачей полезных материалов (как подготовиться к исповеди и причастию, что такое крещение, о расположении икон в данном храме, об истории храма и т. д.), т. е. деятельностью непосредственно катехизаторской. Все это также может способствовать постепенному изживанию псевдоправославных взглядов и оградить приходящих в храм от всякого рода псевдодуховной литературы.
Наталия Редозубова
PravKniga.ru