[11.04.2023] Православие на Украине сегодня: религиозная война или далеко идущие политические игры?

Мы встретились с отцом Владиславом в самые трагические дни, которые переживает Украинская Православная Церковь на своей канонической территории. 30 марта 2023 года, когда записывалась эта передача, прямой угрозе подвергалась величайшая святыня, колыбель не только Украинского, но и Русского Православия - Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.

Н.Бульчук: Мы поговорим сегодня о вещах серьезных. Каждый переживает их по-своему. На пятой седмице Великого поста во время Стояния преподобной Марии Египетской решалась судьба древнейшей святыни – Киево-Печерской Лавры. Как переживают все?! Со стороны легко делать выводы… Как сегодня живет УПЦ, уже не Московского патриархата? Какие предварительные выводы можно сделать, начиная с лета? Действительно ли митрополит Онуфрий отошел от Церкви? Его обвиняют чуть ли не в расколе. Одна из свежий новостей - на сторону ПЦУ перешел некий архимандрит, который тут же был блаженнейшим Онуфрием запрещен даже без права святого Причащения. Это единственный из состава Лавры, который переметнулся к раскольникам. Почему раскольники, если ПЦУ учредил Вселенский патриарх?

о.Владислав: Раскольники потому, что в свое время учинили раскол. Тем, кто с самого начала не переставал быть тем, кем был – раскольником, патриарх Константинопольский вручил Томос. Это был акт незаконный. Раскольники не имели действительного рукоположения, но признаны в своих мнимых степенях епископами или пресвитерами. И это было вторжение на каноническую территорию РПЦ или УПЦ, как части московского патриархата. Этот пресловутый Томос не мог больное сделать здоровым, раскол - каноническим образованием. На одной территории, если это не диаспора, а исконно православная территория, не может быть параллельных юрисдикций. Одно из двух образований раскольническое, и всякому ясно, что законной Церковью там является та, которую возглавляет митрополит Онуфрий. Украинская Церковь провела Собор, но сейчас не время еще давать этому квалифицированную оценку. Это был шаг, направленный на то, чтобы смягчить отношения с украинской властью в надежде, что это скажется благоприятно на правовом положении канонической УПЦ, но плодов ожидавшихся это не принесло. Заявления были разные о том, что УПЦ не входит в Московский патриархат, но надеюсь, это больше заявление на публику – там точки над i не расставлены. Слово «автокефалия» не было провозглашено, поэтому для нас УПЦ остается частью РПЦ. Думаю, что и народ это воспринимает именно так. Если бы иначе, то другая была бы и ситуация. Нынешняя украинская власть не захотела понимать, что Церковь во главе с митрополитом Онуфрием является автокефальной и независимой от патриархии. Иначе не было бы оснований для гонений и преследований. Раз гонения усилились, то мы можем сказать, что УПЦ все-таки остается во внешними силами поврежденном, но каноническом общении с РПЦ.

Н.Бульчук: А со стороны священноначалия нашей православной Церкви никакого прещения и отторжения не воспоследовало?

о.Владислав: Именно потому, что мы понимаем всю сложность ситуации, в которой находится УПЦ. Стремиться сохранить легальный статус дело правильное, но, разумеется, не любой ценой. Очевидно, Рубикон пока не преодолен. Надеемся, что и не будет. Тем более что все обнажилось, как оно есть. Антихристианская сущность нынешнего киевского правительства стала совсем очевидной.

Н.Бульчук: С тех пор, как Крым был присоединен к России, прошло довольно времени. УПЦ жила по своим законам, окормляла паству, ничего такого не происходило. Давления не было, все как-то мирно сосуществовало. Сам митрополит Онуфрий делал ли что-то, чтобы избавиться от многочисленных конфессий, которые исстари присутствовали на этой земле? Так или иначе, но он общался с представителями ПЦУ до недавних пор. Видимый мир был. Неужели только военные действия так обострили ситуацию, и Лавра наша уже открыто называется гнездом русского мира? Националисты стоят с флагами. «Московские попы» изгоняются из Украины. Почему сейчас? Причем тут Церковь?

о.Владислав: Если иметь в виду последовательность событий, то, наверное, связь между военными действиями на территории спорной и усилением гонений на Церковь есть. В то же время основное фундаментальное значение имеет мировоззренческая ориентация современных украинских властей, их антихристианский пафос. Это правительство хуже прежних. До сих пор как-никак во главе Украины даже в советские времена стояли люди хотя бы крещеные. Был поляк один в 30-е, но католик все же. Сейчас ситуация уникальная. Связь между этим и усугублением гонений есть. Она вероятно в том, что западные хозяева современных украинских националистов подобрали националиста особого рода, чтобы на Украине произошла зачистка того, что называется «русский мир». Какая-то политическая дама из высшего руководства США 20-30 летней давности сказала, что после распада СССР главным врагом запада стала православная Церковь. Этот замысел существовал – нанести удар по Русской Церкви там, где ее самое сердце.

Н.Бульчук: Могли бы и раньше?

о.Владислав: Всему свое время. Военные действия лишь повод для репрессий.

Н.Бульчук: Мы понимаем, что Зеленский управляемая фигура, которой все же важен рейтинг, поддержка, авторитет. Церковная масса украинских верующих составляет большой процент электората. Для чего Зеленский так обостряет ситуацию? Его положение и так довольно зыбко.

о.Владислав: Рейтинг имеет значение, если на носу выборы. Сейчас не те события. Поэтому принимаются решения, направленные на обострение - любой ценой довести ситуацию до точки кипения. Что в результате будет – никто толком там и не представляет. Но идет игра ва-банк, поэтому решили ударить по своему главному врагу на Украине – православной Церкви.

Н.Бульчук: Мы говорим не только в Лавре, о монахах, которых более 300 человек. Тут и киевская Духовная семинария, академия, корпуса со студентами, это Центр образования, управления всей украинской Церковью. Возможно ли, даже если наступят черные времена, организовать это на новом месте? Это ведь колоссальные расходы и дезорганизация управления.

о.Владислав: Сейчас не совсем подходящее время для реорганизации. События развиваются стремительно. Думать, как устроить систему духовного православного образования на Украине можно будет, когда ситуация получит свое разрешение на поле боя.

Н.Бульчук: Действительно, по-военному меняется ситуация. Наше украинское духовенство пытается действовать в правовом поле. До последнего митрополит Павел объявлял, что он подал иск в судебные органы, потому что с точки зрения правовой никаких оснований оставлять это место у украинской Церкви нет.

о.Владислав: Гонимая Церковь до последнего пытается действовать в правовом поле, каким бы оно ни было. С самого начала церковной истории знаем, как в Римской империи, которая была враждебна христианству, гнала его, христиане пытались, не предавая веры, исполнять действующие законы. Это традиция. Русская Церковь, оказавшись в состоянии гонений, которыми можно сравнивать и теперешние гонения, гонения во время революции и гражданской войны, также пыталась действовать в правовом поле.

Н.Бульчук: Это выгодно отличает наше духовенство от других образований, которые стремятся действовать в другом поле. Украина - многострадальная земля. Я посмотрел фильм «Анатомия раскола». Греко-католики, которые перманентно овладевали одной, другой частью населения, патриарх Мстислав, который относительно недавно скончался. Сегодня влияние Греко-католической Униатской Церкви на Украине ослаблено в связи со всеми событиями?

о.Владислав: Национализм украинский и псевдо украинский питается теми политическими настроениями, которые преобладают в Галиции под влиянием, очевидно, униатской Церкви. Другое дело, что сама Униатская церковь, как церковная организация не особенно ярко себя проявляет в отличие от пресловутой ПЦУ.

Н.Бульчук: Зеленский не апеллирует к этим вроде как националистам, которые ему сейчас очень бы пригодились с точки зрения пропаганды.

о.Владислав: Думаю, ему особого доверия нет со стороны галицкого веками сложившегося национализма-сепаратизма.

Н.Бульчук: Чувствуют, что фигура временная?

о.Владислав: Да.

Н.Бульчук: Мы попытаемся предположить, что последует за событиями сегодня? Комиссия прибыла. Верующих, вроде не пускают на территорию. До каких пор и как могут быть организованы события?

о.Владислав: Если этому не помешать, то вероятно силовые действия начнутся. Может быть, по людям стрелять не будут, но все предельно возможные полицейские методы могут быть применены. Рассчитывают, наверное, на предательство. Вы назвали одного. Нашелся Иуда, как же без этого, так всегда было. Пока лаврская братия держится стойко. Может быть, случатся слабые люди. В итоге все решится исходом военных действий. В свете происходящего в Киеве, Лавре, война с нашей стороны приобретает черты священной войны. Это сильно сказано, как некоторое преувеличение, но так видится.

Н.Бульчук: И не только видится. Сегодня я прочел заявление наместника Лавры владыки Павла, который прямо призвал кару Божию на голову нынешнего президента. Ему тоже это может стоить дорого.

о.Владислав: Тот, на чью голову он призвал кару Бога, на считается с перспективой такой кары, но все-таки он не настолько заклято защищен, чтобы чувствовать себя в абсолютной безопасности. Когда началась военная операция, он из какого-то убежища верещал на весь свет, что едва ли его кто увидит живым через день-два. Тогда ход событий виделся иначе. Было видно, что он боится. Неясно, откуда он может ожидать опасность. Часто она бывает в случае серьезных провалов в окружении. Но если она и заслуженная, то прежде всего она Божия.

Н.Бульчук: Такого президента еще не бывало в христианском мире. Кадры, когда Байден и Зеленский вошли, что называется «руки в карманах», в величайшую святыню Златоверхий Михайловский монастырь. С таким видом они осматривали храм изнутри – это покоробит любого верующего. Агностицизм, враждебное отношение к святыням.

о.Владислав: Байден – второй в истории США президент-католик. Первым был Кеннеди. Обыкновенно американские президенты были протестантами так называемыми. Среди них редко случались классические протестанты. Англикане, лютеране. По большей части это сектанты вроде баптистов, квакеров, мормоны, вероятно.

Н.Бульчук: Печально… Мы помним, какие были католики. Они не отличались от православных хотя бы в своем внешнем благочестии. Вели себя достойно. Вернемся к Украине. Событиями в Лавре не ограничиваются наступления на православие. Весь мир крещеный был потрясен событиями в Ивано-Франковске, где был захвачен последний храм, принадлежащий УПЦ. Там, не гнушаясь ничем, применяли слезоточивый газ против христиан, ломали руки, а люди безуспешно сражались за свои святыни. Силовые методы победили… Это разворачивается по всей Украине. Катализатор запущен. Что дальше?

о.Владислав: Борьба будет продолжаться. Как выразился один современный публицист: решается вопрос о земле - они нас закопают или мы их. Шутка немножко на грани, но описывает ситуацию хорошо.

Н.Бульчук: Еще одна святыня ждет событий. Почаевская Лавра в иной ситуации, потому что Почаев - город маленький, Лавра это все что там есть. Народ и живет рядом, и работает в Лавре. Разделить город и Лавру трудно.

о.Владислав: Исторически место вокруг Лавры особенное. Сейчас Лавра в Тернопольской области, обычно это называлось Галицией. Этот уголок исторически принадлежал Волыни. В 19 веке оказался он в составе Российской империи в отличие от самого Тернополя. Город Кременец тоже в Тернопольской области, но стал частью Российской империи. Там православие, как и на всей Волыни, укоренилось. Вокруг были области с преобладающим населением униатским по ту сторону австрийской границы, но среди населения местного много стойких ревнителей православия. Сотни священников вышли оттуда. Там есть опора для стойкого исповеднического стояния за каноническое православие.

Н.Бульчук: Батюшка, Вы главный церковный канонист. Скажите, до каких пор паства, епископат, священство могут подчиняться власти без оружия в руках? Где грань? Происходит поругание святынь. Владыка Павел говорил, что мы не призываем к насилию. А до каких пор? Почему нам не постоять за свои святыни?

о.Владислав: Надо видеть диапазон. Если требуют отпадения от Церкви, впадения в ересь, отречения от Христа, отпадения в расколы – таковым требованиям никогда ни при каких обстоятельствах подчиняться нельзя никакому христианину, мирянину, архиерею, священнику. Это грех. Личный. Тут стояние за православие без оговорок, без извинений. Пока не требуют отречения, а просто гонят. А если речь о притеснении, гонениях, изгнаниях, то тут надо исходить из реальной ситуации. Если есть возможность сорвать враждебные Христу планы гонителей, то это надо сделать. Если надежды на победу в таком деле нет, то надо исходить из здравого смысла, что получится, а что нет. Возможны и ошибки по немощи человеческой. Но защищать святыни – понятный долг. Починяться и уходить прежде, чем вынесут, не стоит.

Н.Бульчук: Слова владыки Павла: с креста не сходят, с него снимают.

о.Владислав: Это вот он верно и хорошо сказал.

Н.Бульчук: Есть на Украине еще одна фигура, которая пока остается как бы в тени во всем этом конфликте, хотя святейший патриарх Кирилл и делал громкое заявление, направленное ко всем людям доброй воли, не говоря уже о главах Церквей и правительств. Я имею в виду патриарха Варфоломея. Как я понимаю, за вселенского патриарха мы сейчас его не признаем? События на канонической территории РПЦ инициировал он, и он не мог не знать того, что он делает. Многие прямо сегодня его называют агентом США, американской разведки, тем более он там служил когда-то. Как с ним быть? Почему он молчит?

о.Владислав: Я не уверен, что он располагает потенциалом по собственному выбору ставить ту или другую фигуру. Он действительно очень зависим. Не могу знать наверняка про спецслужбы, но совсем точно, что он зависит от государственных властей, Турции ли, США ли. В обратном случае едва ли его кафедра могла бы оставаться на территории Турции, потому что в настоящее время это уже противоречит турецким законам. Там требуется 70 000 паствы, а там ее в десять раз меньше. Этот факт очевиден. Он пожинает плоды, радуется или огорчается он ими, не знаю. Он делал, что делал, выполняя чужую волю, и он прекрасно понимал, что он раскалывает православие. Невозможно, чтобы РПЦ в лице священноначалия, главы согласилось с той акцией, которую он учинил. На это рассчитывать не было шансов. Значит, он знал, что последует разрыв общения с Московским патриархатом, а значит и с Русской Церковью, которая по числу своей паствы – две трети всего православного мира. Он себя загнал в угол, где его поддерживают только грекоязычные Церкви. Пока не разрывают с ним общение другие Православные церкви: Сербская, Румынская, Болгарская.

Н.Бульчук: Мы с ними не разорвали общения?

о.Владислав: С этими Церквями, разумеется, нет. А с ним – да. Эти Церкви продолжают иметь общение и с нами, и с ними. Парадокс такой. Точки не поставлены. Четкая граница между теми, кто в канонической Церкви, а кто за ее пределами, не поставлена.

Н.Бульчук: Может состояться некий церковный форум, который эти точки расставит?

о.Владислав: В ближайшее время трудно ожидать, чтобы Румынская и Болгарская церкви заняли определенную позицию, четкую, ясную. Страны, где эти Церкви действуют и живут, находятся в военном союзе, который сейчас противостоит России.

Н.Бульчук: Мы все вспоминаем 2014 год. Много копий было сломано по поводу голландской встречи патриарха Кирилла и папы Франциска. Сегодня мы видим, что глава Католической церкви, который был госпитализирован, кстати, предпринимал попытки к мирному решению, в том числе и церковной ситуации на Украине. И это при молчании патриарха Варфоломея. Это пропагандистская уловка или папа пытался сделать что-то?

о.Владислав: Не вижу, чтобы он мог сейчас повлиять на ситуацию радикально. Но мы скорее должны быть удовлетворены его позицией, чем наоборот. Он имеет кафедру в городе, где конечно очень сильно не любят американцев, но эта страна оккупирована Америкой. Это буквально, юридически, а не риторически. Советский Союз в 1955 отменил режим оккупации территории ГДР. Вероятно, считали, что как ни назови, они же наши, тут войска наши, куда им деваться. А США не отменили до сих пор режим оккупации в Германии и Италии – странах, которые они победили. И они остаются оккупантами. И свободу Папы это ограничивает.

Н.Бульчук: Все равно хорошая инициатива и поддержка. Но пока разговоры о предательстве, о том, что война странная, затянувшаяся, а кто-то говорит, что она только входит в какую-то фазу. С самого начала была надежда, что Киев возьмут и ситуация разрешится, но на деле она усугубляется. В православной среде много пророчеств, высказываний, которые предрекали ситуацию, в которой мы сегодня оказались. Как к этому относиться? Я имею в виду иеромонаха Зосиму Сокура, например. Старец Кукша много говорил о судьбе Украины, старец Иона Одесский. Даже про затопление Киева шла речь.

о.Владислав: Я читал Лаврентия Черниговского. Но все это мне трудно комментировать. Исходя из военных действий, легко ожидать от нынешней киевской власти, что если затопление задержит на месяц, полгода, год падение режима, то на это легко пойдут. Хотя бы и с гибелью половины киевлян при этом. Это гипотетически, реально – Бог только знает. Что до совсем апокалиптических ожиданий, они уместны. Так было в разные времена. Признаки апокалипсиса обнаруживались, но Господь еще терпит нас, грешащих, кающихся.

Н.Бульчук: Можно силой оружия победить даже в краткой перспективе, а обида или поражение не оставит ли незаживающую рану у людей, которые обмануты пропагандой, хотели видеть независимой свою страну. Смирятся ли они?

о.Владислав: Те, кто хотели видеть свою страну бес проклятых москалей, думаю, не заслуживают особого с нашей стороны сочувствия. Разве только в той мере, в какой мы всякому падшему грешнику можем сочувствовать. Другое дело, что есть люди, которые может быть рассчитывали и благожелательно относились к независимости Украины, но все же не так, чтобы братья по крови считались проклятыми москалями. Эти люди, вероятно, смогут убедиться, что как-то не получается, что слишком много на территории Украины развелось щирых украинцев самостийников, враждебным своим братьям-москалям. Есть и мотивы вполне личные. Потери, гибель, ранения, утрата здоровья. Ожесточенность этой войны очевидна, но это как раз не доказательство тезиса, что мы либо совсем братские близкие народы, либо что один народ, что мне лично представляется наиболее верным. Люди на Украине отличаются от нас так же, как жители центральной России от донских или кубанских казаков, например. Есть же этнические группы, которые и по быту отличаются, но все равно это один русский народ. Любопытное обстоятельство – во времена дореволюционные казаки донские иначе смотрели на то, как обстоят дела с национальными различиями. Они считали, что они, казаки, конечно не русские, да, православные, да, тот же язык, но не русские. А русские делятся на кацапов и хохлов. Вот так виделось соотношение в иной перспективе. Так вот ожесточенность войны это аргумент в пользу того, что эта война гражданская. Она всегда бывает более ожесточенной, чем война различных государств. Это различие влияло даже на то, как брали пленных. Сейчас с нашей стороны есть деликатность в обращении с военнопленными, но все-таки война свирепо идет.

Н.Бульчук: И не только на поле боя, в церковной сфере, но и в сфере культуры. Мы слышали о безумной инициативе Зеленского и Рады переименовать Россию в Московию. Дмитрий Анатольевич Медведев ответил на это как мог. Но а то, что происходит с отменой русской культуры – это тема сложная, как сегодня отвинчивать голову Ломоносову, Пушкину, уничтожают памятники. Это по-детски как-то выглядит, но все же недальновидность эту не объяснить.

о.Владислав: Это импровизации государственных незрелых политиков. Из истории Отечественной войны или другой, что никаких отмен культуры не происходило, что ни Баха, ни Гете ни в Советской России, ни в США не отменяли даже во время военных действий. Даже воцерковление нацистской Германии тиражи книг Толстого или Достоевского не изымались из продажи и не уничтожались. Это одичание, которое заметно на киевском политическом олимпе, беспримерно. А когда они говорит о Московии, это означает, что они не могут толком понять, они совсем другая страна или нет. Украина было название географическим, оно приобрело этническое звучание понемногу с начала 19 века, но в очень узких кругах. Слово украинец означало то же, что сибиряк, новгородец – регион. Украина изначально – польская окраина на границе с Россией. Это то, что называлось 150 лет назад, это примерно пятая часть нынешней Украины. Даже Малороссия была более пространной областью, потому что кроме Украины в нее включалась Волынь, которую тоже Украиной не называли. Не говоря уже о Галиции, которая только вследствие политического изобретения стала считаться Украиной, это укоренилось в 20 веке уже.

Н.Бульчук: Митрополит Епифаний зыбко себя сейчас ощущает, несмотря на выданный Томос. Сторонников ПЦУ пока очень мало. На что он рассчитывает, видя удаленное отношение Варфоломея к своему детищу? И неприемлемое с точки зрения православных вступление в ПЦУ. На что он может рассчитывать как политическая фигура?

о.Владислав: Как обновленцы у нас в 20-30 годы, он рассчитывает на власть, ту, что на западе. Больше не на что. Те, что ненавидят москалей, но по традиции считают себя христианами, могут оставаться без внешнего побуждения в раскольническом этом образовании.

Н.Бульчук: Поместные Церкви не признали УПЦ?

о.Владислав: Кроме тех самых грекоязычных. Перечень нам известен. Александрийский патриархат, Элладская Церковь, Кипрская Церковь кажется тоже. Албанская пока нет, хотя возглавляется греком по происхождению. И польская нет.

Н.Бульчук: Говоря о культуре отмены, нельзя не упомянуть церковную» культуру отмены. С ужасом я прочел, что из житий и святцев будут изыматься русские святые. Речь чуть ли не о мощах.

о.Владислав: Интересно, как они границу проведут. Антония и Феодосия если они исключать будут, то тогда уже совсем безумие, но ведь святитель Алексий Московский по резиденции, с каким именем он вошел в историю, но титул он носил тоже киевского. Родился он во Владимиро-Суздальской земле, но предки его из Чернигова. Они куда его отнесут? В чистые включат или нечистые?

Н.Бульчук: Мы с замиранием сердца следим за тем, что происходит на Украине. Митрополит Лука Коваленко был здесь год назад и говорил отрадные вещи. Православная Церковь Украины не находит своих адептов, даже там люди прекрасно понимают, что они в расколе. Они даже крестят в нашей Церкви детей, тайнообразующе. Относятся с соответствующим пиететом к законным представителям Церкви. Не знаю, много ли изменилось за год и многое ли еще изменится. Владыка Павел, видимо, что-то почувствовал и вышел на другой тон разговора, на другую аргументацию. Репрессии на Украине даже на уровне иерархов существуют. Выдающийся украинский церковный композитор Ионафан (Елецких) подвергся прещениям, арестован, может быть. Владыка Павел тоже вступил в некотором смысле на крестный путь. Думаю, всем нам нужно сугубо молиться в эти дни. Будем смотреть, как развиваются события. Дадут встретить православным Пасху эти нецерковные и совсем бездуховные власти Украины?

о.Владислав: Прогноз давать не решаюсь. Может быть, до Пасхи монахов не выгонят. Но к этому, наверное, все будет подготовлено. Посмотрят, в случае изгнания монахов придут ли люди в Лавру праздновать Пасху. С Божией помощью все устроится, как тому надлежит быть.

Н.Бульчук: Самое печальное, что недавний еще наш невидимый враг, ковид, заставлял нас переживать сильные чувства, вспомнить только о том, как должна была закрыться Троице-Сергиева Лавра. Но прошло время, и кажется, что ничего не поменялось. Людей в храмах больше не стало после того, как сняли все ограничения. Печально это осознавать.

о.Владислав: Вы вспомнили ковид, реакцию на него. Болезнь называют посещением Божиим, поэтому не только буквальная болезнь, но и испытания, гонения, преследования тоже могут быть названы посещением Божиим. Для христианина, как бы ни складывались обстоятельства, нет оснований впадать в пессимистическое настроение. Помимо воли Бога ничего не совершается. «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!»

Радонеж