[17.06.2010] Артур Артемьев: посол мира или посол Муна?

Артур Артемьев называет себя одним из ведущих ученых-религиеведов Республики Казахстан. Такая характеристика дана на обложке написанного под редакцией самого Артемьева учебника «Религиеведение» [Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане. – Алматы, 2002]. Там же указано, что Артемьев «Имеет высокое звание Посол Мира, присваемого от имени ООН» [здесь и далее при цитировании сохранена стилистика и орфография оригинала].

Можно было бы порадоваться, что имя ученого из Казахстана значится в одном ряду со Стиви Уандером, Джорджем Клуни, Шарлиз Терон и прочими знаменитостями, которым международное сообщество доверило быть проводниками идей добра и гуманизма. Однако все не совсем так. Звание «посол (или посланник) мира» ООН Артемьеву никогда не присваивала. Генсек ООН Пан Ги Мун вряд ли даже подозревает о существовании Артемьева.

На самом деле звание «посол мира» Артемьев получил не от ООН, а от организации, действующей под эгидой Церкви Объединения Муна.

Основатель Церкви Объединения Сан Мён Мун имеет весьма отдаленное отношение к Пан Ги Муну (пожалуй, их связывает лишь этническое происхождение) и возглавляемой им Организации Объединенных Наций. Как говорится, Мун, да не тот.

Сан Мён Мун родился в 1920 году в Корее, он известен как основатель Церкви Объединения (Церкви Унификации). В 1945 году он объявил себя новым мессией, ниспосланным во имя спасения всего человечества и создания Царства Божия на земле. В учении этой церкви пророками, предшественниками самого Муна, объявляются едва ли не все пророки известных религий, включая Мухаммеда, Иисуса и Будду.

В 1972 году Мун переехал в США. За океаном, а также в Европе и многих других странах были созданы многочисленные филиалы церкви. Церковь Объединения действует во всем мире под прикрытием многочисленных дочерних организаций, среди которых «Федерация семей за мир во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», «Академия профессоров за мир во всем мире», «Межрелигиозная межнациональная федерация за мир во всем мире», «Федерация за всеобщий мир» и т.д.

В принципе, биография Муна вполне напоминает жизненный путь основателей многих культов, только событий с криминальным оттенком за его плечами больше. Мун был неоднократно судим, в том числе за преступления сексуального характера. Во многих странах Мун и создаваемые им организации обвинялись в различных нарушениях закона, особенно часто – в неуплате налогов. При этом «мессия» и его последователи обычно заявляют, что подвергаются преследованию исключительно за веру.

Муну в разное время был запрещен въезд в Германию, Австрию, Великобританию, Российскую Федерацию.

Данную церковь отличает активное миссионерство и окружение навязчивым вниманием потенциальных адептов. Последователи выработали изощренные механизмы привлечения в свои ряды новых членов. На территорию бывшего СССР последователи Муна начали проникать в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Тогда церковью были организованы многочисленные семинары и конференции на постсоветском пространстве, а также в США и Южной Корее. На мероприятия приглашали тысячи ученых, депутатов, чиновников, руководителей НПО, студентов.

Одним из методов лоббистов идей Муна стало присвоение звания «посол мира». Пропагандой этого «почетного звания» занимается издаваемый мунитами журнал «Мир нравственности». В 2005 году Мун предложил «значительно расширить корпус послов мира».

В ряды сознательных или случайных проводников идей Муна вливаются руководители и преподаватели вузов, ученые, журналисты, чиновники, лидеры НПО, даже религиозные деятели и представители правоохранительных органов.

Одним из самых активных участников движения «послов мира» в Казахстане является религиевед Артур Артемьев. Он принимал участие во множестве мероприятий, проводимых Федерацией за мир во всем мире и прочими организациями, действующими под эгидой церкви Муна, редактировал выпуск журнала «Мир нравственности».

Не случайно в книгах Артемьева основатель церкви Объединения Мун именуется не иначе как «преподобный». Вот выдержки из упоминавшегося выше учебника «Религиоведение»:

«Преподобный Мун "учит, что для каждого человека должно стать целью жизни быть истинным сыном или дочерью Бога, Его храмом, достичь того совершенство, о котором в Евангелии от Матфея (5:48) сказано: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". Члены Церкви Объединения верят, что преподобный Мун и его жена воплотили этот идеал в себе и в своей семье"» [с. 546].

«Церковь объединяет людей независимо от их расовой, национальной принадлежности, вероисповедания. Ее цель – объединить всех христиан, а впоследствии всех людей, осознавших, что их Небесный Отец – единый Бог» [с. 546].

В том же духе описывается организация Муна в хрестоматии «Религии в Казахстане», вышедшей в Алматы в 2002 году под редакцией Артемьева:

«Преподобный Сан Мён Мун видит данную ему Богом миссию в том, чтобы привести к единению мировые религии и людей доброй воли с целью установления мира во всём мире» [с. 440].

«Церковь Объединения стремится улучшить межрелигиозные и межнациональные отношения, воспитать у людей терпимость к иным взглядам и убеждениям» [с. 440-441].

«Последователи преподобного Сан Мён Муна считают себя его духовными детьми, называют супругов Мун Истинными Родителями, доверяют выбор своей второй половины Истинным Родителям, тем самым веря в их высокую духовность и проницательность» [с. 441].

Заметим, все эти цитаты взяты из книг, которые используются в качестве учебных пособий в вузах Казахстана.

Последователи Муна не жалеют усилий на вовлечение в ряды своих сторонников новых членов. В число «послов мира» от Казахстана в свое время были включены:

  • Артемьев Артур Игоревич – доктор философских наук, профессор Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, возглавляющий движение «послов мира» в Казахстане.
  • Ахметова Лайла Сейсембековна – доктор исторических наук, профессор Казахского Национального университета им. аль-Фараби.
  • Аюпов Нурмагамбет Глаждынович – доктор философских наук, профессор Казахского Национального педагогического университета им. Абая.
  • Джусубалиева Дина Мухтаховна – доктор педагогических наук, профессор, академик международной академии информатизации при ООН, проректор по учебно-воспитательной работе Казахского Национального аграрного университета.
  • Иванов Владимир Александрович – кандидат философских наук, главный инспектор Акима г. Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями.
  • Каратаева Гайнигуль Сергазиевна – председатель комиссии по культуре, межнациональным отношениям и связи со средствами массовой информации Алматинского городского Совета ветеранов.
  • Колчигин Сергей Юрьевич – доктор философских наук, профессор Института философии и политологии МОН РК.
  • Цепкова Ирина Борисовна – кандидат политических наук, доцент Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева.

Мунитские организации активно действуют в Алматы, где зарегистрированы религиозное объединение «Церковь Объединения», общественные объединения «Федерация семей за мир и единство во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», «Международный фонд образования», «Федерация боевых искусств Муна». Миссионерскую деятельность последователи Муна ведут во многих регионах нашей страны.

Кстати, упоминавшийся выше В.А. Иванов, один из «послов мира», судя по всему, не питает ныне теплых чувств в отношении церкви Муна. Вот как эта организация охарактеризована в его новой книге по религиоведению:

«Вероучение церкви объединения представляет собой эклектическое соединение псевдохристианства, мистических, философских и харизматических элементов. Мунисты утверждают, что Библия является «не истиной, а учебником, по которому изучают истину». Подлинным авторитетом для приверженцев культа являются сочинения Муна...» (Трофимов Я.Ф., Иванов В.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Религиоведение». Караганда: Болашак, 2009. – 313 с. – С. 222).

«Несмотря на довольно широкое распространение, отношение к церкви Муна со стороны общественности и последователей других религий чаще всего негативное. Осуждение обычно вызывают двойная мораль Муна и его приближенных, проповедь аскетизма для рядовых членов церкви и пребывание в роскоши верхушки церкви. Имели место скандалы финансового характера. Вызывают отрицательную реакцию и методы психологической обработки членов церкви. Особенно непримиримо относятся к Церкви Объединения представители различных течений Христианства, считающих, что ссылки на их вероучение компрометируют всех христиан» (Там же, с. 224).

«Активность миссионеров в начале и середине 90-х гг. была весьма высока, при этом особое внимание уделялось педагогам и студентам. Так, в 1991-1993 гг. были организованы поездки в престижные санатории Крыма и Иссык-Куля десятков тысяч студентов, педагогов, врачей. Неоднократно проводились многодневные семинары в доме отдыха «Монтажник» близ Алматы и в Каркаралинске (Карагандинская обл.), на которые приглашались студенты, преподаватели вузов и техникумов. Церковь объединения организовала поездку в Сеул ректоров Казахской государственной архитектурно-строительной академии и Алматинского института железнодорожного транспорта, которые договорились о направлении на стажировку в Южную Корею и муновские учебные заведения своих студентов» (Там же, с. 225).

Internet-Zona