[19.08.2008] Слово на Преображение Господне

Мы почти заканчиваем годовой круг богослужения. Остаетcя только один праздник церковного года - Успение Пресвятой Богородицы, после которого праздником Рождества Богородицы мы войдем в начало богослужебного круга. И вот в эти последние дни после Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы Святая Церковь неожиданно приводит нас на гору Фаворскую. Казалось бы, такой порядок не соответствует последовательности Евангельских событий.

Нам следует понять, почему нас, получивших обновление Святого Духа в день Пятидесятницы и собирающихся погребать первую и последнюю Христианку - Божию Матерь, Церковь снова приводит на гору Преображения.

Мы знаем, что Преображение Господне произошло за 40 дней до Его крестных страданий, поэтому, если исходить из хронологической последовательности Евангельских событий, мы должны были бы праздновать Преображение в первые дни Великого поста.
 


Святые отцы, творцы богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник в дни, посвященные сугубому покаянию и сетованию о грехах, и перенесли его на другое время. Впрочем, в Постной Триоди мы находим указание на место, которое должен был бы занимать праздник Преображения Господня. Это Неделя о Фаворском свете, второе воскресенье поста, когда Святая Церковь прославляет память одного из великих подвижников и учителей духовного делания - Святого Григория Паламы, который учил, что через очищение сердца, хранение ума и постоянную молитву Иисусову мы можем еще здесь, на земле, увидеть тот несозданный Божественный свет, который озарил апостолов на горе Фаворской. Есть и другая причина установления такой последовательности праздника.

Возводя нас в эти последние дни церковного года на гору Преображения, Святая Церковь напоминает о том, что для нас, христиан, существует только один путь - путь Преображения своей души. Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно словесным делом. Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преподобного Макария Египетского: «Иное дело рассуждать о трапезе и иное насытиться ею». К сожалению для нас, которые сделали христианство привременным мечтанием и «мирским пристрастием», эти слова могут остаться только словами. Ибо многие вместо того чтобы следовать тому, чему учат святые отцы, надмеваются умом, гордясь своим знанием святых отцов.

Что же означает это Преображение души, о котором говорит сегодняшний праздник, и для чего Святая Церковь ныне приглашает нас вместе с апостолами взойти на гору Фаворскую? Вспомним, каково было состояние апостолов, вместе со Христом взошедших на гору Преображения. Призванные Господом, они пришли к Нему от своих мирских дел: оставили свой дом, свои занятия и пошли за Ним. Это уже был большой подвиг, большое делание. Ведь Сын Человеческий часто не имел где главы преклонить, был для многих посмешищем и поруганием. Поэтому, когда Петр, Иаков и Иоанн были на горе Фаворской, то они, как говорят святые отцы, почувствовали, что уже имеют все. Ведь они увидели тогда, что человек есть венец творения и через его преображенную душу преображается вся природа.

Пораженные этим состоянием, они подумали, что уже достигли совершенства. Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть», ибо уже довольно нам, мы имеем все. На самом же деле Петр, Иаков и Иоанн имели в то время лишь малую предварительную часть той благодати, которую они получили впоследствии. То же самое бывает и с нами: многие из нас, когда впервые приходят к Господу, имеют состояние подобно апостолам на Фаворе. Вспомните, что переживали вы, когда в ответ на ваши искания и призывы вы впервые почувствовали это радостное, но вместе с тем и опасное состояние. Святые отцы говорят, что сокровище духовное открывается по мере искания. Господь не сказал «постучите и вам откроют», но «стучите и просите». Духовная жизнь есть постоянное, вечное искание. Если этого нет, то случится то же, что случилось с апостолами, которые спали на горе Фаворской и в саду Гефсиманском. Святые отцы учат, что полученная человеком в начале его пути благодать возвращается к нему в еще большем изобилии, чем раньше.

Церковь призывает нас всегда искать изобилие благодати, а не того, чтобы, получив малую благодать, успокоиться. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Некоторые имели намерение отправиться в дальнейший путь, услышав, что этот путь прямой и гладкий, возвратились». Приходится и нам часто слышать: «В Церкви все легко, в Церкви безопасно». Говорящие так забывают о том, что Тот, Кто сказал: «Бремя Мое легко есть» (Мф. 1, 30), сказал также: «Входите тесными враты… тесные врата и узкий путь ведут в жизнь» (Мф. 7, 13-14) И в «мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, а с другой - это тесный и тернистый путь, который по мере делания становится легким для христианина. Нам нужно помнить, что хотя Церковь открывает нам безопасный и легкий путь, но люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорбям.

Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение. И сегодня, если мы пришли сюда не только для того, чтобы послушать те или иные песнопения, но чтобы прикоснуться к горе Фаворской, мы должны вспомнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иаков Постник. Но тот, кто неуклонно шел трудным путем духовного делания, все эти опасности преодолевал и снова восходил на гору духовного преображения. Богочеловек, преобразив Свою плоть, преобразил и одежды Свои. Потому святые подвижники, преобразившись сами душою и телом, входили в общение со всей тварью и преображали ее. Преображенная через соприкосновение с ними тварь служила им. Так было с преподобным Герасимом, подвизавшимся на Иордане, со многими египетскими подвижниками, с нашими русскими святыми Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.

Условия преображения одни и те же и для апостолов, и для великих подвижников, и для нас. Поэтому будем учиться у них пути духовного делания, будем помнить, что не должно довольствоваться тем малым, что мы уже получили от Господа, ибо и это малое может быть отнято от нас. Вместе со святыми апостолами, святыми отцами и подвижниками будем постоянно стучаться и искать, будем преодолевать все трудности и непрестанно просить об умножении благодати. Тогда по мере делания нашего будет и в нас открываться благодать еще предварительная, но истинная, и мы взойдем на гору Фаворскую. Аминь.

Архимандрит Борис (Холчев)
19 августа 1954 года