[16.06.2010] Оккультизм со школьной скамьи. О гуманной педагогике Ш. Амонашвили
Есть такие деревья, Ватсон, которые
растут нормально до определенной высоты,
а потом вдруг обнаруживают в своем развитии
какое-нибудь уродливое отклонение от нормы.
Это часто случается и с людьми.
А. Конан Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе.
«Я решаюсь на подвиг»
Такими словами охарактеризовал Шалва Александрович начало своей учительской деятельности. Действительно, это подвиг. Слово, сказанное учителем, остается в нас эхом долгие годы, и от того, каким будет это слово, зависит многое. И подвиг учительства, я думаю, и состоит в огромной ответственности за это слово. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» - но учитель должен предугадывать. Он должен загодя видеть результат своей работы, видеть человека, который сформировался во многом благодаря ему. Поэтому решится на подвиг учительства – это решится на ответственность перед своими учениками и за них.
Шалва Амонашвили действительно всю свою жизнь посвятил педагогике. Он родился в 1931 году в Тбилиси, закончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. Затем работал в Министерстве просвещения Грузинской ССР, а в 60-70-х годах стал возглавлять массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Сегодня выдающийся педагог – член АПН СССР, член Российской академии образования, иностранный член академии педагогических наук Украины, доктор психологических наук, профессор. Его гуманная педагогика рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.
Как видно, до создания своей педагогической системы Шалва Александрович прошел долгий путь учительства. Но затем произошел перелом. В его педагогике появился новый привкус, новые идеи и цели. И появились они благодаря знакомству с наследием Рерихов.
Вот что пишет Шалва Александрович в газете «Содружество» в 2003 году.
«Почти пятнадцать лет тому назад я впервые увидел книгу «Зов». Это была ксерокопия из латвийского издания двадцатых годов. Но тогда я не знал ни Рерихов, ни Живую Этику, и потому книга «Зов» вызвала во мне недоумение. А книга «Община» озадачила меня: так много было в ней идей, созвучных с моими. С тех пор я изучаю Живую Этику и стараюсь осмыслить её. Стараюсь осмыслить в едином контексте Святые Писания Мировых Религий и философские учения не известных мне ранее авторов»1.
Поэтому идеи Рерихов и гуманной педагогики переплелись самым тесным образом. В своей статье «Аксиомы гуманной педагогики» Амонашвили четко указывает основы, на которых строится гуманная педагогика:
«17. На каком фундаменте стоит гуманная педагогика:
а) первоисточники всех религий;
б) педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский);
в) психологические труды (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
г) философские произведения (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский);
д) философское учение семьи Рерих;
е) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные);
ж) опыт коллег»2.
Сочетание, согласитесь, довольно интересное, которое объединить в одну систему не каждому под силу. Хотя бы потому, что в основе педагогических взглядов, например, Ушинского лежит православие, а вот учение Рерихов с православием несовместимо.
«Непредвзятое исследование биографии К.Д. Ушинского, анализ духовных истоков его мировоззрения … позволили показать их христианскую основу, реабилитировать и утвердить авторитет К.Д.Ушинского как глубоко религиозного человека, имевшего православные корни»3.
А вот что говорится о Рерихах в определении Архиерейского собора русской православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».
«… Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой. … Люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»4.
Собственно, Шалва Александрович и не настаивает на своей принадлежности к православию. Он верит в нечто «большее» - он верит в Культуру. «А потом, спустя десятилетия, в нем (жизненном фокусе) слились, как мне представляется, и другие явления, что незаметно для меня приближало мою душу к вере. Но это была не та вера, которую якобы привили мне в раннем детстве при крещении, а вера сознательная, та вера, которая есть часть Культуры»5.
Исповедь перед… ребенком
Как же нужно воспитывать ребенка, опираясь на педагогику Амонашвили? Хотя прежде чем отвечать на этот вопрос, хотелось бы пару слов сказать о стиле написания педагогических статей. Да, Шалва Александрович указывает на то, что педагогика – это не наука, а искусство: недаром многие выдающиеся учителя придавали своим произведениям художественную форму. Взять, к примеру, «Педагогическую поэму» Макаренко. По такому пути идет и Амонашвили. Его «Баллада о воспитании», «Истина школы», «Улыбка моя, где ты?» изобилуют притчами, обращениями к Всевышнему, обращениями к Ребенку (в большинстве случаев с большой буквы) как к носителю Света, Мудрости для родителей. Поэтому порой в его трудах трудно найти четко сформулированную мысль – а вдруг это не его убеждение, а всего лишь литературный прием? Метафора, гипербола… Но даже при таком способе написания многие моменты не могут не вызвать недоумения. Чего только стоит ссылка как на авторитетный источник на «мудреца» Шри Чинмоя!*
Что же такое, собственно, воспитание, Шалва Амонашвили объясняет весьма интересно. По его мнению, воспитание – это питание духовной оси, которая есть образ Божий. Такое вот «ось-питание» начинается уже с грудного вскармливания: « Нельзя, недопустимо кормить Младенца грудью, находясь в состоянии раздражения, озлобленности, тревоги, ибо он примет от матери отрицательную энергию; воспитание, что есть питание духовной оси, станет искажённым»6. Если же у матери по каким-либо причинам молока нет, то «надо перевести Ребёнка на искусственное питание, которое будет лишено духовной энергии, или же пригласить женщину-кормилицу, о качестве духовной энергии которой можно судить по тому, насколько она сможет принять чужого Ребёнка как своего» .
Напитав таким образом «духовную ось» своего чада, впоследствии нужно очень внимательно относиться к его шалостям. От опасных, конечно, оберегать, а вот к другим относится весьма терпимо и даже с почтением. Потому что слово «шалость», по Амонашвили, означает «улавливать совершенное, стремиться к совершенству». Наш шалун перестраивает мир, ставит завышенные планки, к которым стремится. Он – «эволюционная сила планеты». Поэтому мы не должны вмешиваться в его шалости: «Если мы поддадимся шалуну, то он станет точилкой нашего искусства воспитания».
Но чтобы поставить заключительный аккорд в воспитании, перед ребенком нужно… исповедоваться. Этому «таинству» посвящена прелюдия в «Балладе о воспитании» (произведение делится на части с музыкальными названиями), которая так и называется «Об Исповеди». Что же такое «гуманная» исповедь? Зачем нам нужно исповедоваться перед своим чадом?
«Что есть исповедь с педагогической точки зрения?
Это есть мужественное, благородное родительское деяние, когда отец (или мать) искренне, чистосердечно, доверительно, правдиво открывает перед ребёнком (уже Подростком, Юношей или Девушкой) самое сокровенное с надеждой, что будет не осуждён, а понят и прощён.
Цель родительской исповеди, с одной стороны, облегчить душу, довериться Ребёнку и, тем самым, внести ясность во взаимоотношения с ним; с другой стороны, дать ему возможность глубже познать нас, своих родителей, и тоже довериться нам».
Протекает исповедь тоже весьма характерно. Далее без лишних слов.
«Исповедоваться нужно с глазу на глаз, без свидетелей, без огласки, в тишине и без спешки. Надо попросить ребёнка, чтобы он выслушал нас до конца. При исповедании пусть текут слёзы, не надо оправдывать себя, напротив, надо понимать свою вину, свой грех. Чувства и жизнь должны быть открыты. «Можешь простить меня?.. Можешь принять меня таким?.. Я боялся сказать тебе об этом, потому что...» – скажем Ребёнку.
Заканчивая исповедь, надо поблагодарить Ребёнка, что он выслушал нас. То, что он скажет нам, – будут ли это слова прощения, оправдания или осуждения, – мы принимаем с чувством веры.
Может быть, Ребёнок обнимет нас, приласкает, сам прослезится. Нам надо принимать это как дар его души.
Может быть, сказать Ребёнку об этом, может быть, он поймёт без слов, что исповедь была нашим доверием к нему, а разглашать сокровенные наши тайны нельзя.
Исповедоваться можно и письменно, если нам будет трудно смотреть ребёнку в глаза, или побоимся, что он, потрясённый нашим откровением, возмутится и не дослушает нас».
Почему так нужно воспитывать ребенка?
Зачем же в воспитании нужно предпринимать такие шаги? Терпимо относиться к шалостям, заботиться о «духовном питании оси», исповедоваться? Все эти меры будут оправданы, если смотреть на ребенка не просто как на свое неразумное дитя, а иначе – глазами гуманной педагогики. Тогда ваше чадо – это Дитя Света, Путник Вечности, который пришел в этот мир, чтобы научить вас мудрости. Родителям остается лишь внимать ему, всячески оберегая от опасностей. И свято верить, что дети «пришли в этот мир со своими мыслями, которые более возвышенны, чем наши. Надо увидеть в них спасателей, перед которыми мы, как блудные отцы, искренне каемся» 5.
Ребенок перестает быть просто человеком – он становится сверхчеловеком, надчеловеком, в нем «Слово, которое было в Начале»7 Если говорить иначе, то ребенок – это человек новой расы, дитя индиго. Это человек с новым сознанием, с особым цветом ауры (синим, индиго), с различными сверхспособностями. «Теперь идёт новое поколение детей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составляют особую человеческую Расу. Их предназначение более высокое и длительное, чем было предназначение любого другого поколения»6.
Собственно, теория о новой расе людей целиком и полностью заимствована из учения Рерихов. На официальном сайте гуманной педагогики есть целый цикл статей, посвященный поколению индиго. Одна из них – статья вице-президента Международного Центра Рерихов Л. В. Шапошниковой. В ней она говорит, что такие дети массово стали появляться в 1980-ые годы. Выходит, нам крупно повезло – мы стали свидетелями «переломного момента космической эволюции человечества. На Землю пришли из беспредельного космического пространства новые дети (…). Пришли те, кто поведет человечество и планету к вершинам этой ( космической) эволюции»8. А поведут потому, что обладают новыми знаниями – знаниями духовно-космического пространства, которые имеют свой смысл и свою цель.
Вообще-то, очень многое в гуманной педагогике можно понять, если чуть ближе познакомиться с наследием Рерихов. К примеру, Центр гуманной педагогики утвердил звание «Рыцарь гуманной педагогики»иежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». А согласно Живой Этике, наступающая новая эпоха будет эпохой Сердца. И дети нового сознания, соответственно, должны будут ее создавать. Интересны и параллели с «крылатостью». У Рерихов говорится: «зачем нужна эта новая раса, и в чем каждый может помочь ей осуществиться? Прежде всего в подвижности. Надо учить детей этой крылатой подвижности»8. И зная эту подоплеку, метафорическое название трактата Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать» превращается во вполне точный призыв к действию – без «крылатой подвижности» немыслима новая раса. К тому же, трактат посвящен «Александру и Михаилу – моим «крылатым» внукам».
Для детей Света
Кумиры бывают разными. Но общее у них есть – они возведены на недосягаемый пьедестал. Им поклоняются.
Гуманная педагогика поклоняется ребенку, в котором видит чуть ли не нового мессию. То есть она, по сути, не призвана чему-либо научить ребенка. Эта педагогика предлагает нам учиться у своих детей. («Не столько родители воспитывают детей индиго, сколько они, индиго, воспитывают своих родителей»8). Единственное, что остается на долю родителей и учителей – это постепенно раскрывать в детях заложенные способности, которые в конечном итоге должны стать для нас очагами мудрости.
А традиционная система образования не справляется с такими «космическими» заданиями. Поэтому неизбежен конфликт между «посланниками мудрости» и образовательной системой. Ведь новым детям попросту скучно на уроках, потому что они с рождения отмечены печатью мудрости. Что им алгебра с физикой…
«Взаимодействие детей индиго со старой традиционной системой образования и воспитания неизбежно обречено на крайние противоречия и конфликты. … Дети индиго своей реакцией на старую энергетику и старую воспитательно-образовательную систему практически сокрушают последнюю, давая нам ясно понять, что пока мы не ликвидируем старые преграды на пути формирования новой воспитательно-образовательной системы, последняя не обретет тех качеств, которые необходимы для эволюционного продвижения человечества»8.
Тут уж понятно, что старая педагогика для новых детей явно не годится. И ее нужно попросту разрушить, искоренить. Еще и для того, чтобы не создавать угрозы для обычных детей. «…новая система педагогики необходима и для обычных детей, которые нередко становятся жертвой старой традиционной системы воспитания».
Но возникает вопрос: почему сторонники Живой Этики вдруг стали беспокоится о благополучии детей обычных? Ответ прост: «до сих пор у нас нет определенных критериев, кто индиго, а кто не индиго». И посему ко всем детям нужно относится как к посланцам вечности.
Но консервативным мышлением оказывается не только нынешнее воспитательно-образовательное, но и церковное. Его тоже дети-пришельцы практически на дух не могут переносить.
«Если говорить о консервативном мышлении, к которому можно отнести и церковное, то здесь я вижу достаточно трудностей и сложностей во взаимодействии с детьми нового сознания. «Что же касается религии, - пишут авторы книги «Дети индиго», - то со всей очевидностью мы можем заявить, что новые дети с трудом могут принять современную церковь! Их духовное восприятие очень отличается от общепринятых церковных догм»8.
То есть обозначается довольно четкий круг проблем. Сегодня появляются дети нового сознания, которые научат нас мудрости (духовной, но не церковной). Но выделить их среди других детей порой оказывается довольно сложно – лучше считать всех детей детьми Света. И поэтому для всех без исключения нужна новая педагогика, так как старая себя не оправдывает ни по каким критериям. И такой, как нетрудно догадаться, становится гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили.
Сокровенные знания педагогов
О ней весьма благожелательно отзываются поклонники Живой Этики. Вот высказывание не раз упоминаемой Л. В. Шапошниковой: «В России растет круг сторонников гуманной педагогики, которые считают необходимым продвинуть положения философии реального космоса, внедрить эволюционные идеи Живой Этики в современное образование и воспитание. С этой целью при Музее им. Н. К. Рериха в Москве создан Международный Центр гуманной педагогики, который возглавляет академик Шалва Александрович Амонашвили. Его без сомнения можно считать идеологом, теоретиком и практиком новой системы воспитания и образования, основные положения которой базируются на космических реалиях Живой Этики».
Другими словами, выдающийся педагог готовит будущих космонавтов для полета в духовные миры. И в этом случае можно вспомнить Рудольфа Штайнера с его вальдорфской педагогикой. Напомню, что его система базировалась на некоем духовном видении в семилетнем возрасте, которое получило более четкие очертания во время пребывания Штайнера в Теософском обществе. Для передачи этого знания требовалась своя педагогика, которая сформировалась путем заимствования различных методик и приемов из других педагогических систем.
Нечто похожее мы находим и у Амонашвили. Вот его воспоминание разговора с дедушкой, когда Шалва был в седьмом классе.
-Мне трудно представить, что может произойти с нами, если Солнце начнёт гаснуть. Я умею только известь выжигать, за виноградниками ухаживать. А ты учёный, подумай и расскажи мне.
Я был озадачен. Начал думать, воображать. Солнце и вся Вселенная вошли в меня как часть моего духа.
Солнце может погаснуть, – так сказал дедушка. Я сел за стол и начал писать трактат: «Начало конца света». Это была моя попытка космического мышления. В то время я был не я, а вселенская сущность, которая созерцает жизнь Земли и землян в эпоху угасания Солнца. Я волновался, переживал, пугался тем событиям на Земле, которые созерцал, и искал выход.Трактат получился длинный. Я прочёл его дедушке. Он внимательно слушал, потом долго молчал. А через несколько дней сказал мне:
– Тебе надо найти выход, чтобы Земля была спасена... Солнце может гаснуть, но чтобы жизнь не погасла...
Эти вопросы дедушки направили моё сознание к поиску разгадки проблем образования через способы духовного и космического миросозерцания.6
Трудно сказать, изначально ли Шалва Александрович был настроен на решение проблем образования таким неординарным способом или же это «воспоминание» возникло под влиянием активного интереса к Живой Этике. Но факт остается фактом: Амонашвили признан рериховцами создателем новой образовательной системы космического масштаба.
В начале статьи уже говорилось о том, что лежит в основе гуманной педагогики. То, что учение Рерихов оставило в ней свой след, не оставляет сомнений. А вот как быть с классиками педагогики? С наследием Соловьева и Флоренского? Неужели они тоже мыслили столь «планетарно», что призывали исповедоваться перед детьми и отмечали их несовместимость с традиционной церковью?
Ответ на этот вопрос лежит в способе прочтения текстов – что принимать за главное, читать ли их с конца, середины или даже вверх ногами… У Шалвы Александровича свой способ постижения текстов – духовный.
«Я открыл для себя другую педагогическую науку – сокровенную.
Что означает слово «наука»? Сравните его с выражением «на ухо». Наукою в древние времена назывались те сокровенные знания, которые передавались только доверенным, передавались «на ухо», то есть секретно.
Сокровенные педагогические знания откроются каждому в той мере, в которой он устремлен к ним. Они поступят к нему через интуицию и чувствознание»9.
Собственно, сокровенные знания, доступные посвященным, - это уже атрибут оккультизма. Цепочка такова: некий дух открывает тайны медиуму, который затем передает их другим, прошедшим обряд посвящения. В данном случае в роли духа выступают, как ни странно, книги классиков педагогики. В них, оказывается, есть свой подтекст, который доступен только тем, у кого открыто духовное зрение.
«Сокровенные знания имеют особые свойства: они не вмешиваются в тексты и контексты книг, а засекречиваются в глубинах подтекстов, где слова становятся бессильными вывести их наружу и дать огласке; они никак не поддаются изложению способами казенной науки, не фиксируются обычным зрением. Они постигаются только сердцем, только духовным чтением благородных педагогических книг. А такими книгами являются, в первую очередь, книги классиков педагогики. Они давно ведут с нами доверительный разговор «на ухо», но ведь надо нам научиться духовному чтению, чтобы услышать шепот из глубинных недр их учений»9.
А учат этому духовному чтению, вероятно, духи из Шамбалы, с которыми Рерихи были довольно близко знакомы. И благодаря таким «навыкам чтения» вполне приличные образовательные системы Ушинского и Сухомлинского смогли превратиться в гуманную педагогику.
Чему учат в школе?
Гуманная педагогика находит своих последователей. И на Украине их не так уж и мало: Симферополь, Одесса, Харьков, Черкассы, Винница и др. В Донецкой области действуют два центра гуманной педагогики – в Донецке и Артемовске.
В Донецке лаборатория гуманной педагогики находится при экономико-гуманитарном институте. Ее поддерживает духовно-культурный центр «Орифламма» - рериховский вестник. Цель лаборатории проста: популяризация и внедрение в систему образования идей гуманной педагогики. А в членах совета лаборатории ГП состоят деятели культуры и учителя, которые читают в вузах и школах различные предметы: культурологию, русский язык, основы морали и христианской этики10…
Активна деятельность приверженцев гуманной педагогики и в Артемовске. Они проводят городские педагогические чтения по гуманной педагогике, обсуждают книги Шалвы Амонашвили и даже выпускают свои**, заслушивают доклады. Среди них есть весьма примечательные. К примеру, доклад на тему «Психологические типы характера ребёнка согласно древневедическим принципам»11 . (В скобках скажу, что по ведической культуре, «человек по своей судьбе, в результате многочисленных прошлых жизней получает определённый тип характера, и его очень трудно изменить» ).
Но что же «гуманные педагоги» в результате предлагают детям? На сайте гуманной педагогики есть целый раздел – «Авторские программы», где размещены многочисленные программы для учащихся12.
Для примера давайте рассмотрим план эколого-этической программы для 5-7 классов «Мир красоты», составленный учителем биологии, Рыцарем гуманной педагогики.
Программа призвана раскрыть творческий потенциал учащихся, приобщить их к культуре и развить биосферное мышление. Программа интересная: в ней привлекается разнообразный материал (литература, живопись, краеведние и т.д.), явление рассматривается словно бы с нескольких точек зрения, позволяя ученикам сформировать собственную позицию. «Мир красоты» представлен в виде учебного плана, поэтому, понятно, невозможно сказать, что же конкретно подразумевается под тем или иным пунктом. Но некоторые строки все же вызывают вопросы.
Один из них – пункт плана для программы 5 класса «Живой родник природы». Он звучит так: «Космическая роль растений в природе. Жертвенность растительного царства. Понятие о фотосинтезе как основе жизни на земле». Что подразумевается под жертвенностью растений? На какие жертвы они идут? И для кого?
Также не вполне ясно, по каким критериям ученики 6 класса будут определять свой тип темперамента («Почему мы разные. Понятие о темпераменте и характере человека. Практическая работа №4. Определение типа темперамента. Цель: Определить свой тип темперамента»). Вполне возможно предположить, что определяться он будет в соответствии с древневедическими традициями – доклад на эту тему был озвучен на заседании лаборатории ГП.
Но самым любопытным, на мой взгляд, будет урок для учащихся 7 класса, на котором они узнают много нового о насекомых: «Жизнь общественных насекомых. Пчелы. Особенности эталогии пчел. Легенда о древнем подарке землянам с планеты Венера».
О каком подарке идет речь? Осмелюсь предположить, что «легенда» берет свое начало из письма Елены Рерих, в котором она пишет, что «пчелы и муравьи были принесены Великим Учителем с Венеры в назидание человечеству»4. Как будет подано это «предание» на уроке? Просто как некий мифический факт, который учитель биологии упоминает наряду с научными данными? Какова, в таком случае, цель этого сопоставления? Или за этим кроется подробный рассказ о том, кто принес такой подарок да от кого мы об этом знаем (то бишь знакомство с Еленой Рерих)?
На другом занятии ученикам предлагается легенда о камне, сопровождающаяся демонстрацией картин В. Васнецова «На распутье» и Н. Рериха «Камень Чинтамани» и «Сокровище гор». Легенда о камне Чинтамани такова. Важным источником новых знаний о Камне стали сведения, данные Еленой Ивановной Рерих в Легенде о Камне, помещённой в сборник «Криптограммы Востока», а также в её письмах и дневниках. Так, мы узнаём, что в переломные моменты истории священный Камень появляется в тех странах и в руках тех героев, которые могут особенно повлиять на ход эволюции человечества. … Что же представляет из себя этот Камень, названный «Сокровищем Мира»? Согласно Легенде, родина Камня — созвездие Орион, связанное особым образом с нашей планетой. В 1923 году астрономы зафиксировали так называемые розовые лучи в этом созвездии. В том же 1923 году Камень попадает в руки Рерихов, и с тех пор они становятся носителями особого Завета, выполняющими поручения Братства Учителей человечества, продвигающего эволюцию планеты13.
Эта легенда подразумевается для расширения кругозора учащихся на ниве фольклора? Если не она, то зачем показывать картину, в название которой есть непонятное слово «чинтамани»? Логично, что педагог должен объяснить новое понятие. А без Рерихов и созвездия Орион связного рассказа не получится.
Вообще то, репродукции картин Рериха (наряду с полотнами других художников) порой являются наглядным пособием на уроках. Конечно, учитель сам подбирает материалы к своим занятиям; он решает, что лучше иллюстрирует его идею. Насколько полотна Рериха могут привить чувство прекрасного – вопрос сложный. На мой взгляд, в них нет жизни: холодные бескрайние просторы лишены тепла. Если эта холодная пустота и есть «мир красоты» - то да, картины Рериха точно передают это.
«У Рериха (на картинах) нет людей, - отмечает М. Волошин, - есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе. Нет ни лица, ни взгляда… Ужас зияющей пустоты есть в этом отсутствии лика»4.
Сходный взгляд на творчество этого художника высказал и архимандрит Рафаил (Карелин):« Он показал горы Гималаев, как страну смерти, похожую на лунный пейзаж, как надгробный камень над бездонной могилой; он открыл горы Памира в их метафизическом зазеркалье, где из-под панциря льдов текут потоки крови. Горы Тибета как будто источают холод смерти. Это не холод льда и снега, а космический холод каких-то межзвездных черных пространств.
Как-то я был в питомнике змей и видел этих рептилий, лежащих под стеклом. Некоторые из них были красивой окраски, как будто одетые в шелка с узорами красных и зеленых цветов. Они не обращали внимания на людей, а лежали, свернувшись клубком, как бы погруженные в глубокий сон. Но какое-то странное чувство наполняло душу, какая-то глухая тревога, какой-то мертвящий, почти метафизический холод ощущался в этих существах.
Подобное чувство я испытывал, когда смотрел на картины Рериха»14.
Если бы Николай Рерих был просто художником, использование его работ на уроках не вызывало бы такого внимания. Но, по словам диакона Андрея Кураева, «картины Рериха оказались всего лишь иллюстрациями к оккультным трактатам, что диктовались его жене». Так что творчество Николая Рериха на уроках может служить неплохим проводником оккультизма. Искусство может справиться с этой задачей.
Мостик в иной мир
Итак, гуманная педагогика - это мостик к космическому пространству Живой Этики. Этого не скрывает и Амонашвили (называя учение Рерихов в основе своей педагогики), это отмечает и госпожа Шапошникова. Это видно и из учебной программы, из которой ребята узнают, откуда произошли пчелы и что такое камень Чинтамани. Шалва Александрович постоянно говорит в трактатах о христианстве, но, увы, не оно должно стать духовным ориентиром нынешнего подрастающего поколения, воспитанного в духе гуманной педагогики. «Мы все осознаем, что прежняя система образования не удовлетворяет сегодня никого, что необходим новый подход к личности ребенка, который испытывает страшную агрессию со стороны телемонстров и отнюдь не безобидных персонажей компьютерных игр, который сталкивается в каждодневной жизни с жестокостью и ложью, с борьбой блеска и нищеты... Страшно, когда нет рядом с ребенком никого из взрослых, кто способен вывести его на истинный христианский путь. К сожалению, Амонашвили со своей «Школой жизни» уводит своих питомцев от христианского пути как можно дальше»15.
***
Шалве Амонашвили нельзя отказать в талантливости и одаренности. Жаль лишь, что он « сознательно и безраздельно отдал весь свой авторитет, которым он располагал в советский период развития отечественной педагогической науки, делу выгораживания сектантской идеологии»16.
Татьяна Жукова, г. Донецк
- Ш. Амонашвили. «Философия космической реальности…» http://www.roerichs.com/Sodr/N11/1-1.htm
- Ш. Амонашвили. Аксиомы гуманной педагогики// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
- И. А Горячева. Духовно-нравственный потенциал учебных книг К.Д. Ушинского// http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36645.php?
- А. Кураев. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии). Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, издательство «Отчий дом», М, 1997.
- Ш. Амонашвили. В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры// http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
- Ш. Амонашвили. Баллада о воспитании. http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
- Ш. Амонашвили. Спешите, дети, будем учиться летать. http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
- Л. В. Шапошникова. Огненное творчество космической эволюции/ http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=2
- Ш. Амонашвили. Улыбка моя, где ты? http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=11
- Члены Совета Лаборатории гуманной педагогики при ДЭГИ/ Лаборатория Гуманной Педагогики при Донецком экономико-гуманитарном институте/ http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=28
- План заседания Лаборатории в 2007 – 2008 учебном году/ Артемовская общественная организация Лаборатория Гуманной Педагогики/ http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=28
- Авторские программы //http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=20
- А. Шустова. Камень Чинтамани и его символическое изображение на картинах С.Н.Рериха http://voshod.sibro.ru/article/18958
- арх. Рафаил Карелин. Размышления над картинами Рериха/ http://karelin-r.ru/demobj/print/47.html
- И. Михайлов, М. Докторова. «Школа Жизни» против Закона Божия, или “педагогический” кирпичик-камушек»./ http://stolica.narod.ru/obraz/amonashv/001.htm
- А. Дворкин. Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается: пресс-релиз Российской Ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС)/ http://www.anticekta.ru/News/2007/07-04/2.04.07.html
* Культ Шри Чинмоя - культ с ярко выраженными чертами гуруизма. Содержит учения и практики, характерные для большинства культов восточного направления. По мнению некоторых экспертов, это движение в значительной степени является коммерческим предприятием, приносящим огромные доходы гуру. В Польше отмечены случаи похищения адептами данного культа примерно 20 детей и широкого использования в культовой среде наркотиков./
** Дети Света. Сборник статей. – Артемовск, 2007.
Сборник статей «Дети Света» выпущен Лабораторией гуманной педагогики г. Артемовска (Донецкая область, Украина). В сборнике представлены статьи, объединенные одной темой – приходом в нашу жизнь нового поколения детей, которые несут в себе не только блестящие способности и таланты, а еще и высокие нравственные качества/ http://pedagogy.org.ua/?m=docs&id=22