[24.06.2022] Виталий Бессонов: «Смысл жизни православного христианина – подготовиться к встрече со Христом»
Наверняка многие из нас, рядовых прихожан, в своей жизни сталкивались с людьми, которые просили им объяснить, как подготовиться к таинству Причастия. Мы попросили ответить на самые главные вопросы преподавателя Основ просветительской деятельности Богословских курсов Свято-Макарьевского центра подготовки церковных специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии Новосибирской епархии Русской Православной Церкви, катехизатора Александро-Невского собора, руководителя православного добровольческого движения «Родной Дом» Виталия Викторовича Бессонова.
– Если говорить о подготовке ко святым таинствам Крещения, Исповеди, Причастия, то общими фразами здесь, конечно, не обойтись. Людям нужно помочь разобраться в этом, чтобы у них не возникало никаких сомнений в правильности их выбора. В соборе Александра Невского я провожу тайноводственные беседы для людей, желающих покреститься или покрестить своих детей, для будущих крестных родителей и вообще для всех желающих. Во время таких бесед я часто прибегаю к наглядным примерам. Показываю икону «Тайная Вечеря», ее все знают. И рассказываю, что именно на этой Вечере Спаситель установил таинство Причастия, преломив хлеб пред апостолами со словами «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», и, подав им Чашу, сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя…» И указал Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание». После этого становится понятно, зачем люди собираются в церкви. Они приходят на Божественную литургию соединиться со Христом в таинстве Святого Причастия. Сам Бог установил это правило, а значит это для человека не просто важно, а совершенно необходимо. Кстати, это будет хорошим ответом тому, кто говорит, что ему не надо ходить в церковь, не надо причащаться, ибо Бог у него в сердце, а молиться он может и дома.
– Таинство Причастия требует особой подготовки. Нужно вычитать три канона – покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон к Ангелу Хранителю, молитвы ко Святому Причащению, три дня поститься, накануне быть на вечернем богослужении, прийти в храм утром строго натощак, обязательно исповедоваться… Когда всё это начинаешь перечислять, то запал у спрашивающих пропадает на глазах… И ведь действительно, подготовка требует определенных сил и достаточного времени. Кому-то она может показаться весьма и весьма обременительной и даже невозможной.
– Ничего невозможного нет. Глаза боятся – руки делают. Очень многие изначально настроены довести дело до конца и их не смущает подготовка. Кроме того, если человек серьезно занят на работе, по хозяйству, по уходу за детьми, ослаб из-за болезни, то священник может дать послабление и в посте, и в молитвенном правиле. К примеру, подготовительный пост предполагает отказаться от скоромной пищи, но если человек страдает хроническим заболеванием, то ему могут разрешить употреблять молочную пищу или сократят трехдневный пост до одного дня. Может быть сокращено и молитвенное правило. Всё это обсуждается со священником.
– Совсем без подготовки никак нельзя?..
– Можно обойтись без подготовки, если человек тяжело болен, прикован к постели, находится в полусознательном состоянии, или это ребенок до 7 лет. Да и то, в христианских семьях детей после трех лет постепенно начинают приучать поститься. Например, ребенку за день до причастия не дают сладкого, объясняют ему, что это необходимо, таковы церковные правила. И даже тяжелобольные в день причастия стараются соблюсти евхаристический пост, то есть не завтракают, а если это невозможно – врачи категорически против – съедают меньше обычного.
Соединение со Христом, которое происходит в таинстве Евхаристии на Божественной литургии, всегда требует подготовки. Вот вы пригласили к себе дорогого гостя, как будете готовиться к его встрече?
– Праздничный стол накрою…
– Хорошо. Что еще?
– Ну, для начала приберусь в доме…
– Вот! Прежде всего, сделаете уборку. Потому что какой бы красивый и богатый стол вы не накрыли, если в доме будет беспорядок, пыль по углам, то у гостя общее впечатление о его приеме будет испорчено. Тем более нужно прибраться во всех уголках своей души, чтобы встретить Бога с чистой совестью, с чистым сердцем. Важную роль в очищении души, конечно, играют и пост, и молитвы, но в первую очередь таинство Исповеди.
– Как-то я посоветовал знакомой сходить в храм, исповедоваться, причаститься. «Исповедоваться? – удивилась она, – а что я могу сказать на Исповеди?» И начала перечислять: она всех психологически поддерживает, всем материально помогает, у нее рабочие получают больше всех в городе, она не гневливая, никого не осуждает, ни на кого не раздражается, даже на тех, кто сильно навредил в жизни… Я был поражен.
– Если человек не живет духовной жизнью, то он не обращает внимания на движения в своей душе, вызванные грехом. Умение замечать свои грехи приходит с навыком, который нарабатывается. Но в большей степени это все-таки дар, который мы испрашиваем у Бога в течение всей своей жизни: «Даруй ми зрети моя прегрешения…» В вашем случае этой женщине нужно было посоветовать прийти в храм и объяснить батюшке, что она никогда не исповедовалась, не знает, как это делать и попросить у него помочь ей в этом.
– К исповеди, наверное, тоже нужно готовиться?
– Особой подготовки не требуется. Главное, осознавать свою греховность, потому что далеко не всегда человек понимает, что он грешен. Как и в случае с вашей знакомой. Или бывает так: человек на исповеди просит у Господа прощения за то, что он кого-то осуждает, и при этом начинает оправдываться: ведь сосед, брат или сват ведут себя неправильно!
Часто каются в раздражительности. Но как каются? Говорят: он меня раздражает! Но на самом деле никто не заставляет их раздражаться или гневаться, это они сами сделали для себя такой выбор – позволили себе раздражаться и гневаться. Вместо того, чтобы смириться, сохранить мир в душе.
– Говорят, нужно всегда исповедоваться у одного батюшки… По возможности.
– Участковый терапевт хорошо знает историю болезней своих пациентов, и знает какие именно лекарства лучше назначать каждому конкретному больному, чтобы лечение было наиболее эффективным. Так и духовник, зная историю духовной жизни христианина, своего духовного чада, дает рекомендации, которые могут не подходить всем, а только конкретному человеку в конкретной ситуации. Поэтому, конечно, лучше исповедоваться у одного и того же священника.
– Как часто нужно исповедоваться?
– В Русской Церкви сложился благочестивый обычай исповедоваться в сам день Причастия или накануне, за вечерним богослужением.
Но есть «но». Некоторые ошибочно полагают, что Исповедь – это своего рода придаток Причастия. Это не так. В Православной Греции для Исповеди отведены определенные дни, и кто чувствует необходимость исповедоваться, идет в этот день в храм. В день же Причастия греки не исповедаются. То есть я хочу сказать, что таинство Исповеди и таинство Причастия – два разных таинства, не зависящие друг от друга.
Однако наш обычай, который стал почти правилом, исповедоваться непосредственно перед Причастием вполне оправдывает себя. Не исповеданный грех может помешать человеку, у самой Чаши у него может возникнуть сокрушение о допущенном им неправедном проступке, в то время как в этот момент в его сердце должны преобладать смирение и страх Божий.
– Случается, что священник, причащая людей, спрашивает у подходящих к Чаше, исповедовались ли они. Если нет, то батюшка отказывает в Причастии. Он так поступает из-за сложившейся традиции обязательно исповедоваться перед таинством Причастия?
– Это могут быть случайные люди. Нельзя просто так идти мимо храма, зайти в него, увидеть причащающихся и мимоходом вместе с ними причаститься. Это недопустимо. Ведь я уже говорил, что к Причастию надо готовиться. В противном случае причаститься можно не «во оставление грехов», а себе в осуждение. Об этом говорит апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе».
– Не дай Бог! Кстати, некоторые люди, может быть, потому и не причащаются, что остро ощущают свою греховность. Они исповедовались, но раздражительность, гнев, обида не отпускают их, и они не рискуют подойти к Чаше, чтобы не согрешить.
– Разрешая наши грехи, священник благословляет нас и на Причастие. Нужно идти и причащаться, отбросив все сомнения. Тем более что в таинстве Исповеди мы покаялись в содеянном. Другое дело, если «брат твой имеет что-нибудь против тебя», и человек, приступающий к Чаше, об этом помнит, то причащаться он не может. Потому что необходимо примирение между этим человеком и его ближним, необходим мир в его душе, а его-то как раз и нет. Вспомним слова молитвы: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим».
– Но ведь это так непросто попросить прощения у человека, которого терпеть не можешь.
– Конечно, непросто. Давно замечено, что зло совершается без каких-либо усилий, а вот к добру себя всегда нужно понуждать. Попросить прощения у обидчика или у того, кого мы сами обидели – акт добра, это стремление к примирению. Даже если нас не простят, мы всё равно своей искренней просьбой о прощении очистим свою душу.
– Мне не раз приходилось слышать от людей, что они не будут больше исповедоваться, поскольку всё время называют одни и те же грехи и понимают, что исправиться не смогут, по крайней мере, в ближайшее время, нет сил…
– Святые отцы говорят, что мы, по своим немощам, никогда не будем готовы к Причастию. Зато регулярное приобщение Святых Даров дает нам силы для борьбы со своими немощами. Если ты следуешь за Христом, то тебе необходимо причащаться Его Тела и Крови. А Он человеколюбив, и видя наше искреннее покаяние, прощает и допускает к Себе. Зная о том, что по своей духовной слабости, мы опять вернемся к своим грехам.
– Насколько я понимаю, исповедоваться можно хоть каждый день. А причащаться каждый день можно?
– Никаких канонических запретов на это счет не существует. Если человек каждый день в храме, если он соблюдает все посты, в том числе среду и пятницу, если его духовник, знающий духовный мир своего духовного чада, благословляет его причащаться за каждой Божественной литургией, то никаких вопросов к этому человеку не возникнет. Но на практике, таких людей очень немного, и, как правило, это монашествующие.
– Однажды знакомый православный христианин поделился со мной своими переживаниями. Дескать, он давно обратил внимание на то, что некоторые воцерковленные православные христиане каждые субботу и воскресенье приходят в храм на богослужение, но в момент, когда священник выносит Чашу, отходят в сторону. Зачем тогда они пришли в церковь, недоумевал он? Ведь самое главное на литургии – соединение со Христом. А они, получается, намеренно лишают себя этой радости. Хотя я тоже отношусь к этим людям. Что мешает мне готовиться и причащаться каждый воскресный день? Нерадение. Лень. Тяга к увеселениям.
– И тем не менее в воскресенье все равно нужно быть в храме. Для всех христиан это должно стать нормой, независимо от того, готовились они в этот день причаститься или нет. И потом, глядя на причащающихся, в глубине души у человека возникает чувство раскаяния, что он не с ними, не с теми, кто вот прямо сейчас, на его глазах, соединяется со Христом. Человек начинает ощущать себя не в своей тарелке, чувствует себя посторонним. И вот тогда появляется решимость преодолеть леность, небрежение к духовной жизни и в следующий воскресный день обязательно причаститься Святых Христовых Таин.
– Недавно мой приятель меня удивил, он заявил, что причащаться каждое воскресенье нельзя. Вот он, например, причащается в большие церковные праздники, ну и в отдельные воскресные дни, преимущественно во время многодневных постов.
– Есть хороший документ, в котором всё подробно расписано. Он называется «Об участии верных в Евхаристии», документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в 2015 году. Его можно найти в интернете. Я всем рекомендую его внимательно прочитать. В нем есть ответы почти на все вопросы.
– Когда-то давно я услышал термин – сопричастники. Речь как раз шла о тех, кто не причастился, но был в храме. Хоть какое-то утешение для них.
– Но соединения со Христом у них так и не произошло. Раньше сразу поле литургии не причастившимся прихожанам в качестве утешения раздавали части агничной просфоры – антидор. В переводе с греческого это означает «вместо дара». Сейчас так уже не делают. Но тем, кто молился в храме, раздают обычные просфоры, из которых вынуты частицы за каждое имя, указанное в поданных прихожанами записках «о упокоении» или «о здравии». И вот здесь, наверное, можно сказать «в том числе и в качестве сопричастности к богослужению». Эта святыня, которую мы вкушаем со святой водой сразу после службы. Многие приносят просфору домой, разрезают на части, сушат, и вкушают по утрам натощак, запивая крещенской водой.
Но я снова хочу подчеркнуть. Смысл жизни православного христианина – подготовиться к встрече со Христом. И для того, чтобы она стала по-настоящему радостной, спасительной, нужно всю жизнь к ней готовиться. А для этого и нужны пост, молитва, сердечное покаяние. Но и при жизни происходят встречи со Христом – в таинстве Причастия. Может быть мы не так явственно это ощущаем, как если бы эта встреча произошла по истечение человеческой жизни, так сказать воочию, со всей потрясающей ясностью, но встреча и соединение со Христом несомненно происходит и в момент приобщения Его Тела и Крови. Эти встречи – как предвестники той, будущей, основной встречи со Спасителем в Его Царствие Небесном.
- Благодарю вас, Виталий Викторович, за интересную беседу.
Дмитрий Кокоулин
Новосибирская митрополия