[24.03.2022] О "Русском мире" и ереси этнофилетизма

Несколько дней назад на сайте Public Orthodoxy, принадлежащем Центру изучения православного христианства при Фордхемском университете (Нью-Йорк), появился документ, озаглавленный «Декларация об учении о “русском мире”».

Поскольку Фордхем – моя alma mater (именно там я учился в докторантуре на кафедре средневековой истории, хотя тогда в университете такого Центра еще не существовало), этот манифест, набравший за несколько дней более пятисот подписей, я прочел и даже ознакомился со списком «подписантов». Среди них немало людей, которых я знал, или хотя бы слышал о них (некоторых я уважаю, о других у меня нет никакого мнения, третьих я не уважаю совсем) – из США, Канады, Франции, Бельгии, Греции, Румынии, Грузии. Разумеется, много украинских имен, в основном из диаспоры. Подавляющее большинство подписантов –жители западных стран, а малочисленные россияне, по всей видимости сейчас находятся за пределами РФ. Среди имен довольно много пожилых (даже очень пожилых) священников и профессоров, и людей, не имеющих отношения к богословию. Немало римо-католиков, епископалов и т. д., непонятно зачем участвующих во внутриправославном споре. Встречаются какие-то «священники» и «священницы» из откровенно сектантских новообразований. Есть курьезы: например «еще одна грешница Екатерина» и «грешница Анна Корзун из украинской церкви в Виннипеге».

Складывается впечатление, что часть подписантов (которых я знаю как некогда достаточно компетентных богословов) не удосужилась внимательно прочитать текст. Также мне показалось, что за каких-то людей расписались без их ведома (я нашел несколько знакомых фамилий, с явно чужими именами).

Что же касается содержания документа, то оно довольно расплывчато. Много общих мест и очевидных банальностей, из которых ясно, что авторы – за все хорошее и против всего плохого, за мир и против войны, за любовь и против ненависти. Есть там и важный для эпохи политкорректности намек: мы против любого учения, демонизирующего или поощряющего «демонизацию всех, кого государство и общество считает “иными”, включая иностранцев, политических и религиозных инакомыслящих и (внимание! – А. Л. Д.) других представителей стигматизированных социальных меньшинств».

Но какое все это имеет отношение к идее «русского мира»? А вот какое: по мнению авторов Декларации эта идея, «проповедуемая РПЦ» объявляется идентичной ереси «этнофилетизма», осужденной на Константинопольском соборе 1872 г. Значит, РПЦ является еретическим сообществом. Бинго!

Однако, все не так просто. Начнем с того, что идея «русского мира» не имеет отношения к богословию и, соответственно, не может быть ересью. Это общественно-культурная идея, в своих разных изводах широко распространенная в мире и ни у кого не вызывающая вопросов. Ведь очевидно, что существует, например, «французский мир», который гораздо шире географических границ Франции и который активно поддерживается правительством этой страны. Есть немецкий, испанский, греческий миры и т. д. Я уж не говорю про «англо-американский мир», распространяющийся на многие страны. Так почему же не быть «русскому миру», тем более что русские (и русскоязычные) люди проживают по всему свету, но особенно компактно в странах бывшего СССР, где они родились и выросли, идентифицируя себя как русских и принадлежа к русской культуре? Причем тут ересь этнофилетизма?

История осуждения этой ереси требует долгого рассказа, которому не место в этой краткой заметке. Напомню лишь, что она была сформулирована против болгар. Их, как и прочих славянских народов Османской империи, жестоко дискриминировал Константинопольский патриархат (вот, как раз упомянутая в Декларации тема недопустимости демонизации «иных»). После долгих просьб о церковном самоуправлении, всякий раз отвергавшихся Фанаром, болгарам удалось получить разрешение у турецких властей на создание собственной – параллельной греческой –иерархии. Между тем, древние каноны четко определяют, что в одном городе может быть только один епископ. Появление болгарской иерархии нарушило это правило, и епископы стали руководить своей паствой не по территориальному, а по национальному принципу: в одном городе один епископ для греков, а другой – для болгар. Хотя для последних это было вынужденной мерой, но все же осуждение такого способа устройства Церкви имело смысл.

Однако, ровно через полвека после окончания собора Фанар сам стал использовать тот самый этнофилетистский принцип: в 1922 г. недоброй памяти Вселенский патриарх Мелетий (Метаксакис) вывел американских греков из юрисдикции Русской Православной Церкви (единственной до этого Православной Церкви в Америке) и создал для них параллельную иерархию. Таким образом, он сделал ровно то же самое, за что его предшественники столь жестко осудили болгар и, соответственно, сам должен был попасть под их анафему. Именно это решение п. Мелетия привело к скандальному принципу существования православных Церквей в западных странах: в каждом крупном городе имеются по несколько епископов, каждый из которых управляет своей национальной диаспорой: греками, арабами, румынами, русскими, болгарами, сербами и т. д. В результате Православие из вселенской веры и единой Церкви превращается в набор национальных этнографических гетто.

Я точно знаю, что многие, подписавшие «Декларацию против русского мира», считают это положение ненормальным. Вот бы им заявить о неприемлемости такого этнофилетизма и потребовать объединения всех православных «юрисдикций» в единую Православную Церковь – Америки, Западной Европы, Австралии и т. д. Именно это неоднократно предлагала наша Церковь. В 1970 г. она предоставила автокефалию своей Американской митрополии, в надежде, что остальные национальные юрисдикции объединятся с ней и Церковь вернется к своему исконному устроению. В 90-е годы прошлого века приснопамятный Патриарх Алексий II, не раз говорил о необходимости объединения всех западноевропейских «юрисдикций» в одну поместную Православную Церковь Западной Европы. Но, увы, многие из подписантов нынешней декларации, приравнявшие идею русского мира к этнофилетизму, тогда яростно выступали против «руки Москвы», предпочтя оставаться в своих национальных церковных образованиях.

Авторы «Декларации» совершенно верно отмечают:

… мы осуждаем как неправославное и отвергаем любое учение, которое приписывает какой-либо территориальной, национальной или этнической общности представление о том, что эти общности были утверждены Богом или имеют власть от Бога, или приписывает им особенную святость или чистоту, или определяет какую-либо одну культуру как особенную или имеющую особое божественное предназначение…

Но неизбежно возникает два вопроса:

  1. Где авторы увидели осуждаемые ими идеи в идее «русского мира» в понимании Русской Православной Церкви?
  2. Почему эти верные и правильные слова не прозвучали два года назад, когда Константинопольский патриарх Варфоломей заявил следующее: “наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии”. Эта же идея в разных вариациях затем была тиражирована несколькими греческими иерархами. Ведь заявление о «первенстве греческой нации в Православии» и есть ровно то, что столь решительно осуждается в документе. Но почему-то после этих вопиющих слов никаких деклараций не последовало, и если даже кто-то из подписантов выступал против них, то сугубо частным образом.

Думаю, можно констатировать, что авторы «Декларации об учении о “русском мире”» совершили подлог (не знаю, по невежеству или вполне сознательный) и переформулировав по собственному усмотрению идею «русского мира», необоснованно уравняли ее с этнофилетизмом, предпочитая не замечать ни настоящего этнофилетизма, по принципу которого устроены их «юрисдикции», ни унизительных и оскорбительных расистских идей, открыто проповедуемых их иерархами.

АЛД
Iriney.ru