[21.02.2022] О беспощадной войне против вакцинации
"Язык твой всегда да следует разуму,
потому что слова, чуждые разума,
суть колючие шипы и иглы"
(прп. Антоний Великий).
Уже много раз приходилось с печалью констатировать, что активная деятельность видеоблогеров из числа священнослужителей в некотором смысле «лишает их сана», из священников они буквально превращаются в разбитных журналистов, репортеров, собирателей лайков и т. д. Нередко медийная деятельность подобных священнослужителей-блогеров практически «выбивает» их из богослужебной жизни, становится для них основной и даже единственно важной деятельностью. Бывает, что эти священники попросту отказываются от священства – просят правящего архиерея отправить их "за штат" или же священноначалие применяет в отношение вышедших из подчинения клириков, утративших адекватное восприятие реальности, соответствующие канонические меры.
В этот раз хотелось бы обратить внимание на сомнительную и даже опасную медийную деятельность заштатного клирика Новосибирской митрополии диакона Олега Рыжкова. Олег Рыжков[i], представляющийся на сегодняшний день чудным титулом «диакон РПЦ на покое»[ii] получил известность в Новосибирской епархии, как главный редактор дайджест-журнала «Душа». Но разразившаяся пандемия коронавируса явила нам диакона Олега Рыжкова, как неукротимого борца с "принудительной" вакцинацией. На своей странице Vkontakte жиакон Олег Рыжков с завидной регулярностью публикует различные материалы матерых антивакцинаторов. Можно сказать, за все время эпидемии контент личной страницы диакона Олега процентов на 95 состоит исключительно из антивакцинаторской информации.
Помимо данных публикаций диакон Олег регулярно размещает авторские видеоролики с собственными рассуждениями касательно вопросов вакцинации. Данные видеорассуждения, длительностью около или более часа выходят на его странице Vkontakte почти ежедневно и имеют достаточное количество просмотров. Примечательно, что диакон Русской Православной Церкви Олег Рыжков предстает перед своими слушателями в обычной светской одежде, а не рясе и подряснике. Но вызывает особое беспокойство, конечно же не светский стиль одежды диакона Олега Рыжкова, а тот прискорбный факт, что в сферу чисто медицинскую и даже узко специализированную, сферу вирусологии, иммунологии, иммунопрофилактики, подразумевающую должную компетенцию, надлежащий опыт, адекватность и профессиональную ответственность вторгается человек, который не то что медицинского, а вообще никакого специального образования не имеет. Но слова этого человека, в сане священнодиакона вполне могут показаться кому-то авторитетными и заслуживающими пристального внимания.
С печалью приходится констатировать, что многие видеоблогеры из числа священнослужителей, увы, не блещут ни образованностью, ни каким-то надлежащим духовным опытом. Такая же проблема и у диакона Олега Рыжкова – человек с завидной регулярностью публикует на своей странице Vkontakte откровенную дезинформацию, говоря современным языком – фейки и, по всей видимости, не обладает необходимым опытом различения подлинно научной информации и околонаучной, псевдонаучной, наукообразной. В частности, в качестве научного авторитета Рыжков публикует мнения таких персон, как А. А. Редько, чей статус «доктора наук» и «профессора» более чем сомнителен[iii], а репутация специалиста в области вирусологии, иммунологии, иммунопрофилактики не выдерживает никакой критики и служит предметом многочисленных насмешек в социальных сетях. Это же можно сказать и о враче-психотерапевте В. Боровских, также частого «гостя» страницы Рыжкова, который, не довольствуясь чисто медицинскими научными аргументами, восходит на «пророческую» стезю и пускается в пространные рассуждения о том, что «Бог взялся за нас», «Бог дает нам шанс» и т. д. Излишне говорить, что Рыжков непрестанно постит подчас самые обскуративные мнения различных антивакцинаторов из числа немногочисленных актеров, музыкантов, политиков, общественных деятелей и т. п.
К этому стоит добавить, что как таковой журнал «Душа» является обыкновенным дайджестом, т. е., по сути, сборником различных статей на православную тематику, которые диакон Олег Рыжков находит на различных православных сайтах и публикует в своем печатном издании. Другими словами, «Душа» – не авторский продукт, там нет каких-то оригинальных авторских материалов, сам диакон Олег никогда серьезной публицистической деятельностью не занимался, ограничиваясь написанием небольших аннотаций к выходу очередного номера. Повторимся, никакого серьезного образования у Рыжкова нет, как и нет опыта серьезной научно-богословской аналитической работы. На основе его выступлений можно сделать вывод, что человек не видит разницы между РАН И РАЕН, не знает, что такое ВАКовские журналы, не понимает почему звания «генерал-майора экологической безопасности» или «советника международной полицейской ассоциации», мягко говоря, несостоятельны. Наверное, диакон Олег Рыжков обладает определенными организаторскими талантами, но, увы, назвать его компетентным специалистом в области медицины, биоэтики, богословия или философии мы никак не можем.
Несколько отвлекаясь от персоны "диакона на покое" Олега Рыжкова скажем пару слов о самом антивакцинаторском движении. Данное идеологическое движение не является чем-то принципиально новым[iv] и, по сути, ему столько же лет, сколько и вакцинам. Уже около 300 лет вакцинация спасает жизни миллионам людей, а идеология антивакцинаторства так и не представила за все это время каких-либо существенных доводов в свою пользу, равно как и каких-либо альтернативных методов противостояния эпидемиям[v]. Русская Православная Церковь в свое время официально осудила антипрививочную пропаганду и объявила о недопустимости распространения антивакцинаторских материалов в религиозных общинах[vi]. В официальном документе «Борьба против прививок: позиция Церкви», в частности, говорится: «Вопрос о необходимости реагирования на сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на общецерковном и государственном уровне был поднят в сентябре 2008 года на круглом столе «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения», организованным Синодальном отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В итоговом документе участники круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и подчеркнули недопустимость распространения в обителях и храмах Русской Православной Церкви антипрививочной литературы и соответствующей мультимедийной продукции»[vii].
Конечно, личная страница Vkontakte Олега Рыжкова не является ни обителью, не храмом, но сам он, представляясь диаконом (хотя и «на покое») и публикуя соответствующий мультимедийный продукт для людей неосведомленных, в той или иной степени может воспринят именно как голос Церкви, на что он, кстати и рассчитывает (см. ниже). Как было сказано выше уже более 300 лет антивакцинаторская идеология не находит в свою пользу каких-либо существенных доводов: научных, религиозных, этических, социальных и смыкаясь с разного рода сектантскими, нередко экстремистскими движениями находит единственный метод доказательства своей правоты: силовой. Но, поскольку все же, в большинстве случаев реальной политической силой, т. е. властью, представители антипрививочной идеологии не обладают, то им остается ни много ни мало, как призывать к неповиновению властям.
Вот характерный пост диакона Олега Рыжкова, который он разместил в Одноклассниках 1 декабря 2021 года: «Посмотрел я на все, что происходит и захотелось уже подытожить и кое - что предложить тем, от кого зависит направить все в конструктивное, доброе русло и кто может работать на таком уровне. Кто имеет такие связи и знакомства, репостите. Если есть желание изменить ситуацию с ковидобесием, QR-кодами и прочей дуростью, необходимо срочно организовывать федеральные и региональные межведомственные группы внутри Кремля, Госдумы, региональных парламентов, состоящие из депутатов, представителей администраций и правительств, которые не бояться, с привлечением врачей и других специалистов и пробиваться на прием к Президенту, губернаторам и доносить ту профессиональную, аргументированную информацию, которая может и должна быть услышана Президентом и начать обсуждаться на круглых столах. Необходимо достучаться до Президента и заставить его услышать альтернативные позиции от профессионалов. А то могут сделать сейчас только те, кто находится на определенном уровне власти. Не один человек, а группа. Встать перед кабинетом Президента в Кремле и потребовать встречи может только группа из верховного уровня власти. Лидеры партий, известные депутаты и общественники, министры или зам. министров, которые объединятся. Если такое возможно еще, тогда можно что - то изменить. Если нет, то только массовый, многомиллионный протест по всей стране. Но такое навряд ли уже возможно. Народ разобщен, разделен и инертен. Потому нам, православным можно только молиться и уповать на Бога, как и всегда. Ну, а если придется, идти в лагеря и гетто. Потому решить что - то могут только объединенные группы состоящие из представителей оппозиции в самой власти и силовики. Их необходимо трясти и заставлять, будоражить совесть»[viii].
Весьма узнаваемый стиль лишенного сана и находящегося в заключении бывшего схиигумена Сергия (ныне Николая) Романова. Конечно, в данном посте нет четких и явных призывов к свержению государственной власти, но данная публикация, по мнению юристов, может быть расценена, как призыв к противоправным действиям – предлагается пробиваться на прием к Президенту… и заставить его услышать альтернативные позиции от профессионалов… и потребовать встречи… Их необходимо трясти. О каких профессионалах говорит Олег Рыжков, сам не имея никакого образования? Каким образом диакон Олег, человек совершенно не компетентный в данных сферах, собирается оценивать профессионализм или непрофессионализм тех или иных лиц?
Выше было сказано, что антивакцинаторство не новое явление в истории и образованные люди, в том числе и Президент, конечно же, знакомы как с подобными теориями, так и с их научной несостоятельностью. Однако, антивакцинаторы, чья идеология с научной, религиозной, этической, социальной точки зрения абсолютно безосновательна, не признают «несогласия» с ними. Безосновательность всегда рождает фанатизм[ix], который, в свою очередь, может только заставить, потребовать согласиться с собой тех, кто не согласен с «единой великой истиной», а в случае упорного несогласия – «трясти» их и т. п.
Самое интересное, что одновременно с этим диакон Олег Рыжков в своих стримах постоянно повторяет, что он де, никого ни на какие баррикады не призывает, ни о каком сопротивлении властям и насильственной смене режима не говорит и вообще он за мир во всем мире. Простите, но выше был приведен текст, который, говорит об обратном. Неужели автор цитаты о своем миролюбии считает своих читателей настолько наивными? Сегодня он пишет «надо заставить, потребовать, трясти», а на завтрашний день заявляет «мир, дружба, любовь»? Или все же мы являемся свидетелями шаблонного журналистского трюка, когда скандальный автор готовит себе своего рода «подушку безопасности», чтобы в случае чего, резонно заявить «так я ж за мир – закроем тир».
А вот еще один текст, который «диакона на покое» опубликовал ВКонтакте 11 октября: «Как лечить коронавирус и что происходит. Пандемия или геноцид? "Преступление против Бога! преступление библейских масштабов! Восстаньте, но без насилия. А те, кто проводит вакцинацию должны висеть за претупления против человечества в Гааге!" – Рассказывает доктор Владимир Зеленский»[x]. И хотя для среднестатистического россиянина имя Владимира Зеленского менее всего ассоциируется с медициной, но, допустим, такой доктор действительно существует и, допустим, что он сказал подобную дикость («без насилия», но «висеть за преступления») и Рыжков это опубликовал на своей странице! Другими словами, диакон Олег в той или иной степени выразил согласие с данной провокационной фразой!
А вот цитата за авторством самого Рыжкова: «Людоедство. Пожирание своих собственных детей. Вот к чему ведут нас те, кто создает общество - стадо потребителей, готовых отдать все за хайп, зрелища и еду. И QR-коды одно из необходимых условий такого общества. Делай все, что хочешь, ешь даже своих детей, пей, разлагайся, только откажись от своих ценностей. И прими ценности "новой нормальности", которую предлагает антихристианское государство. Ближайшее будущее»[xi]. Антивакцинаторы постоянно именуют адекватные разумные антивирусные меры (та же вакцинация, ношение масок, дезинфекция помещений) «ковидобесием», антихристианством, обвиняют власть, врачей в нагнетании обстановки, в якобы запугивании людей и т. д., и т. п.? А чем же тогда является цитата Рыжкова приведенная выше? Людоедство. Пожирание своих собственных детей… И QR-коды одно из необходимых условий… Это самые настоящие истерия и эмоциональный террор. Автор буквально кошмарит своих читателей, выражаясь современным языком.
Врач Дмитрий Иванович Индинок в своем интервью говорит следующее: «с одной стороны, отрицая пандемию или преумаляя опасность инфекции, они (антивакцинаторы – А. С.) как будто защищают свою психику от стресса. Но на самом деле стресс остается, он лишь переходит из одной формы в другую, и в конечном счете разрушает человека… Психологи говорят, что под таким поведением может скрываться страх смерти»[xii]. Но видимо, этот страх нужно еще подогреть, чем и занимается Рыжков, «пришивая» к напуганному сознанию и так охваченных страхом людей еще и людоедство и пожирание своих собственных детей. А не моральным ли каннибализмом и бесчеловечностью занимается в данном случае сам заштатный диакон Олег Рыжков, публикуя подобный контент на своей странице?
Размещает Рыжков на своих страницах и откровенные фейки. Так, еще в первую волну пандемии коронавируса он выложил своеобразную сравнительную таблицу смертности от различных заболеваний[xiii] согласно которой ежемесячно от COVID-19 умирают "всего" 56 человек... Кстати, где? В мире? А 2 декабря 2020 года он же выложил следующую «пророческую» информацию: «В 2021 году в России умрут около 2,5 миллиона человек: Виноват не ковид»[xiv]. Кстати, 2021 год прошел и согласно официальной статистике количество смертей превысило 2,4 млн человек. Это худший период после 1945 г., но согласно той же статистики именно covid19 (и связанная с ним перегруженность системы здравоохранения) явился причиной такого количества смертей[xv] Как теперь диакон Олег прокомментирует сие «пророчество»? И тут же мы натыкаемся на еще одно "пророчество" диакона на покое: «Путина усыпит только плач младенцев. Срок исполнения – 9 месяцев»[xvi]. Быть может диакон Олег как-то прояснит ситуацию – о чем идет речь?
А вот еще одно высказывание "диакона на покое": «Как минимум, уже три епископа РПЦ – зам. упр. делами Патриархии еп. Савва, Рязанский митр. Марк, Курганский митр. Даниил, а так же и другие епископы, официально выступили с комментариями о насильственной вакцинации и против введения QR-кодов. Выступили от имени Церкви и священноначалия.
Известны и отдельные, противоположные мнения двух епископов, которые идут в разрез с Церковным документом круглого стола по этой теме, митрополитов – Илариона (Алфеева) и Тихона (Шевкунова), на которые некоторые ссылаются как на мнение всей Церкви, что ошибочно.
В такой ситуации необходимо твердое и веское слово всей Церкви, обращенное и к власти»[xvii]. Во-первых, никто из упомянутых трех епископов даже близко не опускался до предложений пробиваться к Президенту, требовать, трясти, выходить на многомиллионные митинги, никто из них не угрожал сторонникам вакцинации повешением и не кошмарил свою паству людоедством и пожиранием своих собственных детей. Во-вторых, о каких «так же и других» безымянных епископах говорит Рыжков?
В-третьих, суть претензий к диакону Олегу Рыжкову не в том, что он обсуждает саму по себе проблематику вакцинации и введения QR-кодов, а в том, что регулярно на своих страницах в соцсетях выкладывает откровенные фейки (непровереннные, лживые сообщения), страшилки и воззвания сомнительного содержания. В-четвертых, никакой официальный церковный документ (в том числе «документ круглого стола») не дышит столь агрессивными идеями, фобиями и риторикой антивакцинаторства. Напротив, исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением[xviii]. В этом смысле позиция митрополитов Илариона и Тихона выглядит гораздо более взвешенной, аргументированной и просто даже нравственно вменяемой в отличие от того нагнетания истерии, скандальных воззваний, лжи, устрашающих «пророчеств», от всего того «треша», с которым можно столкнуться на страницах диакона Олега Рыжкова.
Наконец, диакон Олег Рыжков полагая, что ссылаться на мнение двух митрополитов «ошибочно», предлагает услышать твердое и веское слово всей Церкви. Но Церковь уже выразила свое мнение касательно вопросов вакцинации еще в 2008 г. (см. выше) и принципиально позиция по данному вопросу не изменилась! Почему же его не удовлетворяет это вполне официальное взвешенное компетентное мнение? Потому что оно никак не согласуется с его воззрениями. Рыжков постоянно настаивает, что мнение двух-трех митрополитов это, дескать, не мнение Церкви и их, мол, не следует слушать. Но где же тогда это мнение? Мнение Церкви. Уж не диакон ли Олег берет на себя столь суровое и ответственное обязательство оглашать данное мнение? Судя по той агрессивной уверенности, с которой "диакон на покое" выступает в своем видеоблоге, может вполне создаться впечатление, что он и есть та «полнота» и «настоящий голос» подлинной Церкви.
Приведенные выше цитаты заштатного священнослужителя – это лишь малая толика из огромного количества весьма сомнительной информации, которую видеоблогер выкладывает на своей интернет-странице. Мы уже говорили выше, что "диакон на покое" Олег Рыжков нередко использует нечистоплотную уловку антивакцинаторов, мол, «мы не против вакцинации, мы против ситуации», т. е. мы не мракобесы, мы не против развития науки и техники, но мы против того эксперимента над людьми, который проводится под видом вакцинации. Но способен ли человек, легко и непринуждённо выкладывающий в соцсети «тонны» конспирологического бреда, агрессивных страшилок (угроз, «пророчеств», всей этой «дичи» и треша) трезво, адекватно и беспристрастно разобраться в действительно непростой ситуации, именуемой им "ковидобесием"? Сомнительно. Все-таки каждый должен заниматься своим делом и нет ничего хуже, когда к решению той или иной серьезной проблемы самовольно подключается некий «доброхот», абсолютно некомпетентный, не несущий никакой реальной ответственности за свои слова и действия. Вот мы против такой ситуации! Как сказал кандидат медицинских наук Дмитрий Иванович Индинок: «Многие склонны к мистическому мышлению. Но в неспокойное время, например, при той же эпидемии, уносящей жизни, у отдельных людей такое мышление может принимать уродливые формы»[xix].
В завершении хотелось бы особенно отметить, что данная статья продиктована отнюдь не желанием «затравить» диакона-пенсионера, не «ткнуть лицом в грязь», а прежде всего призвать диакона Олега к тому, чтобы он вернулся к богослужению, в самом широком смысле этого слова, к тому, к чему его призывает священный сан! Священнодиакон на богослужении сродни камертону, он задает своеобразный «тон» службе и от его стараний и благоговения во многом зависит красота и слаженность богослужения. И очень бы хотелось, чтобы диакон Олег ушел с сомнительной стези скандального видеоблогерства, непрофессиональной дилетантской журналистики, распространения фейков, лубочного эпатажного самопиара, рождающего конфликты и вернулся в храм. И очень бы хотелось, чтобы по мере сил диакон Олег помогал священникам совершать богослужения, то, самое главное в нашей жизни – Божественная Литургия, к чему все мы немощные призваны Господом и Богом нашим Иисусом Христом!
P. S. Автору данного материала может быть задан вопрос: прежде, чем все это писать Вы пытались поговорить с диаконом Олегом? Отвечаю: да! С диаконом Олегом Рыжковым я знаком достаточно давно и в процессе его антивакцинаторских выступлений я публично (Вконтакте) пытался объяснить ему, что те многочисленные фейки, которыми он пользуется ради подтверждения своей позиции в конечном итоге могут сыграть с ним злую шутку. Когда он размещает на своей странице очередной фейк с призывом «всем, всем, всем!», то нужно учитывать, что среди этих «всех» могут оказаться и правоохранительные органы. Однако, увы, в ответ от Рыжкова ничего кроме грубости, оскорблений, нелепых угроз я не получил. И многие были свидетелями подобного публичного поведения «диакона на покое». Пытались поговорить и с ним и мои старшие собратья и не единожды и опять же результатов этого не дало! Плюс ко всему публичные выступления того или иного человека дают вполне нравственно оправданную возможность публичного ответа и публичной критики.
священник Артемий Сильвестров,
сотрудник миссионерского отдела
Новосибирской митрополии
[ii] вообще говоря, в традиции Русской Православной Церкви устоялось выражение «архиерей на покое» или «епископ на покое», но священника или диакона (в аналогичной ситуации) обычно называют «заштатными», скажем «священник за штатом» или, как было в течение долгого времени «заштатный диакон Андрей Кураев».
[iii] Требования к защите докторских диссертаций в 2004 г. включало в себя, в частности, предоставление научного доклада или опубликованной монографии. Следы монографии А. А. Редько, увы, не обнаруживаются. Однако это не является препятствием к защите. В случае предоставления научного доклада требуется не менее пятидесяти работ в рецензируемых научных журналах и изданиях. В официальной биографии А. А. Редько утверждается, что он является автором более 200 работ. Однако следов наличия означенного количества статей А. А. Редько в интернете мы не находим. И даже тех искомых (необходимых для защиты докторской диссертации) пятидесяти статей, увы, не обнаруживается. Отечественный ресурс eLibrary сообщает о семи статьях в которых Редько А.А. является соавтором, поисковый ресурс Scopus сообщает о трех статьях уважаемого доктора (эти три статьи являются переводными и уже были учтены ресурсом eLibrary). Из этих пяти статей одна – Поздравления, другая повествует о депутатской деятельности А. А. Редько Остаются три статьи, причем в них Редько А. А. не является первым автором (т. е. не является основным автором). Scopus дает ссылку на некоего Редько А. А., у которого обнаруживается шесть статей в журнале Вестник хирургии им. И. И. Грекова. В половине из них Редько А. А. – уже первый автор. Но наш ли это уважаемый профессор или его однофамилец? Возможно, именно наш… хотя и в данном случае до пятидесяти статей (а уж тем более до двухсот) как до неба. Разумеется, законен вопрос – может быть в той области, где Редько работает, такая низкая публикационная активность является нормой? Возьмем для примера его соавторов по статьям, найденным нами в eLibrary: Захарченко М. П. – 86 публикаций, Анисимов В. Н. – 767 статей, Хавинсов В. Х – 1048 статей, Шабров А.В. – 250 статей и т. д. А. А. Редько со своими тремя (или, в лучшем случае, десятком) статей на этом фоне выглядит, мягко говоря, бледновато. Может быть его злостные недоброжелатели настолько безграмотны, что попросту не могут найти эти двести статей уважаемого доктора, учитывая тот возможный факт, что оные статьи в высшей степени засекречены, закрыты и т. д.?
[iv] хотя именно в сегодняшнем актуальном контексте может создаться впечатление, что как таковые противники прививок появились именно в связи с пандемией коронавируса и перспективой массовой вакцинации.
[v] замечательную критическую характеристику антивакцинаторскому движению дал молекулярный биолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Викторович Нетесов
[vi] Борьба против прививок: позиция Церкви
[vii] там же
[viii] https://ok.ru/oleg.ryzhkov1/statuses
[ix] Фанатик с др. греч. Φανατισμός можно буквально перевести, как «мертвый», т. е. человек, который ничего не слышит, не способен слышать ничего.
[x] https://vk.com/wall-31359076_7043
[xi] https://vk.com/wall151687830_21144
[xii] Эпидемия – время смирения и сугубой молитвы
[xiv] там же
[xv] Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны
[xvi] там же
[xvii] https://vk.com/wall151687830_21200
[xviii] Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»