[03.02.2022] «Никому не дозволено в христианстве быть вовсе не ученым»
На вопросы редакции "Вестника Новосибирской митрополии" о катехизации перед принятием таинства Крещения отвечает преподаватель Основ просветительской деятельности Богословских курсов Свято-Макарьевского центра подготовки церковных специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии Новосибирской епархии Русской Православной Церкви, катехизатор Александро-Невского собора, руководитель православного добровольческого движения «Родной Дом» Виталий Викторович Бессонов.
— Виталий Викторович, часто приходится слышать от людей: креститься хотим, но тратить время на огласительные беседы перед Крещением — не хотим. А вообще, насколько они необходимы — эти беседы?
— Начнем с того, что первым катехизатором был Господь наш Иисус Христос. Его дело продолжили апостолы, которые сначала возвещали благую весть о Воскресшем Христе и только затем крестили. В Древней Церкви желающих покреститься вообще готовили три года. Затем это срок был сокращен до 40 дней: людей, так называемых оглашенных, наставляли в вере в течение Великого поста и крестили на Пасху. С увеличением числа крещеных, беседы продолжали проводить, но они уже были не столь длительными. Однако с появлением ересей, необходимость в огласительных беседах стала вновь актуальной: людям объясняли пагубность еретических течений, помогали разобраться, где истина, а где ложь. Сегодняшняя установка нашей Церкви — без предварительной подготовки не крестить. Человек, приступающий к таинству Крещения должен четко себе представлять, что он делает и для чего он это делает. Если он сомневается, если не знает основ веры, если хочет покреститься «чтобы не болеть» или «на всякий случай» и не собирается в дальнейшем жить церковной жизнью, крестить его недопустимо.
— А что говорят люди, с которыми вы проводите беседы — зачем они хотят покреститься или покрестить ребенка?
— Ну что говорят: чтобы соблюсти семейные традиции, чтобы был Ангел-Хранитель, чтобы можно было молиться о крещеном ребенке в церкви. Самые, наверное, лучшие ответы, которые мне пришлось услышать — чтобы быть ближе к Богу, чтобы ребенок в таинстве Евхаристии мог соединиться со Христом и после своей земной жизни вошел в Царствие Небесное.
— Каково основное условие принятия людьми таинства Крещения?
— Для взрослых первым необходимым условием является вера в Господа нашего Иисуса Христа. Вторым — покаяние, то есть желание изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими, стремление жить по Евангелию с обязательным участием в таинствах Церкви. А детей мы крестим по вере родителей и крестных родителей, они должны быть крещены только в Православной Церкви, быть людьми верующими и желательно воцерковленными.
— Меня крестили в 90-х годах и, насколько я помню, огласительных бесед со мной не проводили…
— В 90-х годах так и было. Ну, может быть, спросят кого-то, верит он в Бога или нет. Ответит, что верит — покрестят. Что получили в результате: сегодня родители, которые бы хотели покрестить ребенка, или крестные этих детей хоть сами и крещены, но ничего не знают ни о церковной службе, ни о церковной жизни. Спросишь их, читают ли они Евангелие? Не читают. Но ведь Евангелие как и Евхаристия — это центр духовной жизни православных христиан. Как можно его не читать? Если они считают это не нужным, зачем тогда им креститься или приводить детей в храм, чтобы их покрестили? — Итак, катехизатор огласительными беседами подводит людей к таинству Крещения, правильно я понимаю? — Основная задача катехизаторов, в обязанности которых входит в том числе и проведение огласительных бесед, состоит в том, чтобы человек не просто покрестился (и куда-то потом пропал), а в том, чтобы он остался в Церкви, начал жить духовной жизнью, церковной жизнью и стал деятельным прихожанином своего храма. А для этого нужно продолжать работу с крещенными, помочь им на пути воцерковления.
— Вы сказали: стать деятельным прихожанином. Многие ходят в храм по воскресным дням и большим церковным праздникам, исповедуются и причащаются. Но в делах прихода не участвуют. Вы об этом?
— Да, — потрудиться во славу Божию. Направлений на каждом приходе много. То же социальное служение — это обширнейшая область деятельности, в которой всегда нужны люди. Но есть еще и молодежное служение, спортивная миссия, нескончаемая работа по благоустройству храма и прихрамовой территории…
— Ну да, конечно, это ведь тоже в каком-то смысле катехизация, своеобразное научение труду на приходе на благо ближнему…
— Или вот еще: до пандемии в нашем храме было организовано приходское консультирование. Молодые миссионеры организовали дежурство в притворе. Их задачей было помочь людям, впервые зашедшим в храм, разобраться в происходящем. У таких людей, как правило, много вопросов, которые они не всегда могут правильно сформулировать, стесняются подойти к батюшке. И здесь им на помощь приходят приходские консультанты, которые либо сами что-то подскажут, либо подведут к священнику и попросят уже его ответить на конкретный вопрос. Можно сказать, что катехизацией мы встречали человека в дверях храма. К сожалению, из-за эпидемии эту работу временно пришлось свернуть.
Но мы обязательно возобновим ее, когда заболеваемость пойдет на спад и основные противоэпидемиологические меры будут сняты.
— Религиозное образование можно назвать катехизацией?
— Правильнее было бы спросить: где заканчивается катехизация и начинается религиозное образование. Катехизация в переводе с греческого означает наставлять, оглашать. Это учебно-воспитательный процесс, который способствует духовному становлению нового члена церковной общины. Но существует и другое определение, на мой взгляд, более точное: катехизация — это педагогическое содействие уверовавшим в Бога людям в их сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. В некоторой степени катехизация затрагивает и религиозное образование, органично переплетается с ним. Разве воскресные школы не религиозное образование, не продолжение катехизации? Знакомство с религиозными обрядами и объяснение их значения, внимательное чтение Библии, Евангелия, жития святых?.. В то же время к религиозному образованию несомненно относится обучение на богословских курсах, в духовных семинариях, но назвать это катехизацией уже сложно. Это уже высшее религиозное образование. К которому — опять же! — подводит катехизация.
— Ну, что касается высшего религиозного образования, до него все-таки дотягиваются и преодолевают единицы. Да и полноценная катехизация, рискну предположить, затрагивает немногих, не потому что катехизаторы недорабатывают, а потому что этого не хотят сами христиане. Ну вот смотрите: человек верует в Бога, он любит молиться, ему нравятся богослужения, он вот уже много лет регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Но при этом не то чтобы не испытывает желания читать Священное Писание, но у него просто не доходят до этого руки: днем работа в офисе или на производстве, вечером — работа по дому, еще нужно заниматься детьми, уделить время немощным родителям, требующим особого ухода… Но он же всё равно христианин, разве не так?
— По этому поводу очень хорошо сказал святитель Филарет Московский: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками… Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
— Я всё понял, Виталий Викторович. Спасибо вам за интересные и подробные разъяснения.
Дмитрий Кокоулин