[31.01.2022] «Вера – это радость, это песня, это счастье, это… любовь!»
30 января отошёл ко Господу Виктор Иванович Мережко - режиссёр, сценарист, актёр, председатель правления Дома кино, один из основателей киноакадемии "Ника", организатор кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок".
Мы дружили. Помимо добрых личных отношений нас объединяла работа. Он называл меня своим крестником в кинематографе. Его смерть – очень тяжелая для меня утрата. И не только для меня. Для всех нас. Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Виктора в селениях праведных.
Ниже представлено мое интервью с Виктором Ивановичем, которое я подготовил в 2007 году, во время работы на фестивале «Киношок-2007»
График работы президента Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2007» Виктора Ивановича Мережко был настолько насыщенный, что при встречах с ним мы только и успевали, что тепло раскланяться друг с другом да переброситься несколькими словами. Задать вопросы Виктору Ивановичу для газеты «Православный миссионер» мне удалось лишь на закрытие «Киношока».
- Дорогой отец Александр, - сказал он мне, - это уже ваш третий «Киношок», вас полюбили, вашего приезда ждали, с вами хотят познакомиться многие актеры и режиссеры. Вы стали частью нашего фестиваля!
И тогда я решился впервые спросить Виктора Ивановича:
- Когда же вам пришла идея пригласить на кинофестиваль православного священника? Какую цель вы этим преследовали? И почему этим священником стал именно я?
- Помните, отец Александр, мы с вами были на Анадыре на торжественном открытии памятника Николаю Чудотворцу? Там я особенно много общался с православными священниками, и получил от этого общения не только большое удовольствие, но и духовную поддержку. И вот тогда я подумал о том, чтобы пригласить на фестиваль священника, чтобы и мои коллеги ощутили то же самое. Вопрос о том, кого из батюшек приглашать, особо не стоял. Мы с вами подружились, а кого еще приглашать на фестиваль, как не друзей.
- Возможно, для многих будет неожиданностью, когда они узнают, что вы – православный христианин. Как и когда вы пришли к вере?
- Да я и не помню. Мне кажется, я всегда был православным – с рождения. Молитву «Отче наш» знал с раннего детства и всегда ее читал перед иконами. Не смотря на то, что при Советской власти религия была под запретом, бабушка Рая, мама моей мамы, держала в красном углу образа, перед которыми всегда горела лампадочка. И ни у кого, насколько я помню, это не вызывало каких-то вопросов. Да и воспитаны мы были в глубоком уважении к православному духовенству. Поэтому к священнику, даже если он является моим другом, я никогда не обращаюсь на «ты», так как эти люди наделены особой благодатью Божией.
- Как вы считаете, Виктор Иванович, помогает ли вера в Бога в творческой работе? Может ли бездуховный человек быть творчески одаренным?
- Может. Талант ведь дается всем, кому-то в большей степени, кому-то - в меньшей. И уже от самого человека зависит, как его применить: во благо или во зло, или закопать в землю. Например, известная воровка «Сонька – Золотая Ручка», о которой я недавно снял фильм, была, безусловно, одаренной личностью, но свой талант она обратила в большое зло и даже вовлекла в порок свою дочь. Между прочим, в конце своей жизни она приняла Православие, крестилась. Об этом мало, кто знает.
- Что Вы можете сказать о фильме Павла Лунгина «Остров». Нужны ли еще фильмы на эту тему, или «Островом» уже все сказано?
- Мое отношение к этому фильму неоднозначное. Но при всем этом я понимаю: фильм показал, что российскому народу интересен человек, который распинает себя если и не на кресте, то на собственной совести. Поэтому я могу сделать вывод, что если в кино начать рассказывать искренние истории идущих к Вере людей, стремящихся познать величие Божией Любви, то это будет очень достойно.
- А хотели бы вы сделать кино о жизни человека, который постепенно приходит к Богу? Кино о современном приходе, о православном братстве, о трудностях, с которыми приходится ежедневно сталкиваться православному христианину?
- Вопрос непростой. Конечно, тема эта интересна, но и многогранна. Вы со мной согласитесь, отец Александр: путь к Господу всегда непредсказуем. Порой люди приходят к вере совершенно неожиданно для многих и для себя. С другой стороны, человек может осознанно идти по этому пути, но так никогда и не прийти Богу. А может всю жизнь быть с Богом, а потом пасть. Но в любом случае, соприкоснувшись с Верой, человек будет стремиться удержать Ее, потому что Вера – это радость, это песня, это счастье, это… любовь! И показать людям всю красоту Веры, конечно, важно.
Вот, к примеру, говорят о ком-нибудь: «Да какой он верующий! Он пьет, блудит, сквернословит!».. И говорят это люди как будто порядочные, честные, отзывчивые. Однако как порой показывает жизнь, именно этот осуждаемый людьми пьяница по-настоящему верит в Бога, но осаждаемый страстями, непрестанно воюет с ними, а эта тяжкая духовная брань просто незаметна для окружающих. Но ведь и он достоин спасения. И Господь – рядом с ним, с этим грешником. А те, кто его осуждает, пусть даже и в церковь ходят, но на самом деле так далеки от Бога… Именно такие люди с высоты своей «святости» часто являются препятствием на пути молодых людей к храму. Вот, зашла девушка в храм, ну пусть у нее не покрыта платком голова. Она пришла к Богу. Не надо гнать ее, она все поймет позже, она всему научится, только поддержите ее, не отталкивайте, и одним православным будет больше…
- По вашему творчеству видно, что вам близка «женская тема». Согласны ли вы с этим утверждением, и если да, то почему именно это направление в своем творчестве вы выбрали?
- Я считаю, что женщины более продвинутое создание, чем мужчины. Если мужчина это голова, мозг, то женщина – это сердце. А ведь Христа воспринимают сердцем. Поэтому и в храме всегда больше женщин, чем мужчин. Уж такими нас создал Бог. Я вспоминаю слова проповеди одного из священников, об апостоле Фоме и Марии Магдалине. Фома – это подход к вере от ума. Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Мария Магдалина, только увидев Христа, сразу поверила в Его Святое Воскресение. Не умом, а сердцем!
И еще, женщины более чувственные, более интуитивные, они, наконец, более верные, чем мужчины. Мужчина что: ушел, пришел, поел, снова ушел, или, как говорил генерал Лебедь, упал – отжался. Мужчина прост. А женщина – непредсказуема! Поэтому она интереснее для драматурга.
- И последний вопрос: нужно ли преподавать в школах культурологический – подчеркиваю, культурологический - предмет «Основы православной культуры»?
- Согласен с вами, отец Александр, это должен быть именно культурологический предмет. Чтобы не вызвать неудовольствие представителей других традиционных для России религий, в деле духовного просвещения акцент нужно делать не на религии, а на культуре, которая веками созидалась на Православной вере. Нужно рассказать людям, что есть Русь, откуда пришло к нам Православие, показать значение русского языка и русской литературы, зодчества, русской живописи в мировом масштабе. Незнание основ нашей культуры приведет народ к еще более духовному обнищанию и духовной смерти.
- Спаси Христос!
Протоиерей Александр Новопашин
Просим ваших святых молитв о новопреставленном рабе Божием Викторе.