[03.06.2010] Александр Карелин: «Любовь не мыслит зла»

«Так жизнь скучна, когда боренья нет»
М.Ю. Лермонтов

Герой России, трехкратный олимпийский чемпион, серебряный призер Олимпиады 2000 года, девятикратный чемпион мира, обладатель Золотого пояса сильнейшего борца планеты, а также доктор педагогических наук, полковник налоговой полиции, депутат Государственной Думы РФ… Конечно же, вы сразу его узнали – Александр Карелин. Мы встретились с ним в Александро-Невском храме (святой благоверный и великий князь Александр Невский – небесный покровитель Александра Карелина) в субботу Светлой Седмицы.

- Христос Воскресе, Александр Александрович!

- Воистину Воскресе, отец Александр!

- Давно хотел сделать с вами интервью для газеты «Радонеж». Не откажите?

- Конечно, я готов, - любезно согласился Александр Карелин.

И мы договорились о встрече, которая состоялась этим же вечером в моем кабинете.

- Все хочу спросить вас: когда вы выходили на ковер, не было ли ощущения, что за вами стоит страна, которая ждет от вас только победы. Если это чувство было, не мешало ли оно вам, не давило? Или, наоборот, вдохновляло?

- Это ощущение появляется далеко не сразу. Только когда уже становишься титулованным. Вот тогда и стал возникать страх – страх подвести. Это огромная ответственность. Эту ответственность не перестаешь ощущать даже тогда, когда победил и стоишь на пьедестале. Помните, в учебнике обществоведения (учебный предмет в советской школе – прим. Авт.) была такая фраза: своими победами на международных аренах советские спортсмены демонстрируют преимущество социалистического образа жизни? Так вот, стремясь победить и побеждая, я никогда не думал о социалистическом образе жизни, я думал только о своей стране, о своем Отечестве. Страшно не оправдать его надежды.

- В интервью «Советскому спорту» вы заявили: «Борцы три вещи выносят для себя с ковра: умение работать, никого не бояться и… больное самолюбие. Ведь лидерство – это же узаконенный эгоизм». Однако эгоизм, то есть предпочтение своих интересов интересам других людей, не лучшее, согласитесь, человеческое качество? Что же вы имели в виду, когда это говорили?

- В мирском понимании лидерство – это всегда эгоизм. Узаконенный эгоизм. В спорте – тем более. У нас же все работают на абсолютный результат, поэтому это нормально. Спортсмен по сути своей лидер, он должен уметь побеждать. Достойно побеждать - «Свалить могу, но пинать ногами никогда не буду». То есть можно выиграть и у заведомо слабого, не оскорбив его чувств. Это важно. Поэтому под эгоизмом, о котором я говорю, следует понимать пусть не больное самолюбие, но обостренное – точно. Оно помогает в случае поражения, выстоять, трезво оценить ситуации, разобраться в себе, найти ошибки и продолжать тренироваться, чтобы, в конце концов, победить. И оно же помогает удерживать победу.

Нужно понимать, что если ты выиграл, то выиграли все: твой тренер, твоя команда, твоя семья, твоя страна. А если ты проиграл, то проиграл только ты один. Речь здесь ведется не об известном высказывании о том, что поражение всегда сирота, а победа имеет много отцов – то есть удачу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на кого-то одного. Как раз наоборот. Ты выиграл, и поделился своей победой (радостью) с другими. А если ты проиграл, то делиться тебе не чем. И обостренно самолюбие заставляет тебя исправлять допущенную ошибку.

- Вот вы как-то сказали, что борцы – волевые ребята, обучаемые, умеют концентрироваться и в спорте, и в учебе. Но разве нельзя то же самое сказать о других спортсменах: пловцах, фехтовальщиках, гимнастах?

- Конечно, можно. В основе всех видов спорта лежит борьба: борьба с соперником, борьба с самим собой. Борения духа. Да и не только в спорте. Кто-то борется за знания, кто-то с неверием в себе, кто-то с болезнью, кто-то со смертью. Борение – это образ жизни. «Так жизнь скучна, когда боренья нет», - эти строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова. Борение, если хотите, и есть сама жизнь.

- «К жизни надо относиться жадно». Как понимать эти ваши слова?

- Жадно, но не нагло. Это как узаконенный эгоизм. Быть жадным до жизни, не значит, прожигать жизнь, тем самым только обворовывая себя. Нужно стремиться сделать больше, но при этом на ноги нельзя наступать. Нужно помнить, что ты не один, вокруг тебя люди. Но нельзя также и приспосабливаться, прислоняться к чужой спине. Нужно всегда оставаться самим собой. Черчилль называл это роскошью. Да, это роскошь. Но эта та роскошь, которая делает человека внутренне свободным.

Быть жадным до жизни, значит неустанно познавать. В последнее время стараюсь больше читать. Уделяю этому занятию как минимум один час ежедневно. Если вечером времени не хватает, то на следующий день встаю на час раньше, чтобы открыть книгу. В книгах при желании можно найти ответ на многие вопросы. К примеру, всегда пытался понять слова апостола, который говорил, что нет власти не от Бога. И лишь обретя определенный опыт и прочтя нужные книги, понял смысл этих слов. И так каждый раз понемногу открываю для себя что-то новое.

- Я смотрю на наших сегодняшних мальчишек и удивляюсь. Не читают, спортом не занимаются. Наше поколение было куда более физически крепким. В школе большинство ребят занимались в различных спортивных секциях – серьезно занимались. Этого от них требовали и родители, и учителя физкультуры. А «нынешнее племя» на турнике ни разу подтянуться не может!

- Мужчина должен быть сильным. Не потому что мы потомки пещерных людей, которым нужно было камнями мамонта забивать. А потому что мужчина ДОЛЖЕН быть сильным. Я мальчишкам на тренировке говорю – чтоб девчонку свою через порог могли на руках перенести, а не она вас волоком на себе таскала!

Дети обязаны заниматься спортом. Обязаны. Иначе ими овладеет праздность. Страшнее праздности нет ничего. Она открывает столько соблазнов! Поэтому ты либо чем-то занят, либо ты праздношатающийся. Занятия позволяют человеку совершенствовать себя, преображают его и духовно, и телесно, а праздность ведет к полной деградации. Итак, либо ты накапливаешь, либо ты растрачиваешь и, в конце концов, теряешь все без остатка. Либо в плюс, либо в минус – третьего не дано….

- Как следствие, дети оказываются на улице, а улица абсолютно не избирательна, она подбирает всех и перекручивает, как в мясорубке.

- Как-то наш борец-ветеран, первый мастер спорта по греко-римской борьбе в Новосибирске Савелий Ефимович Шестаков попросил меня встретиться со старшеклассниками одной из новосибирских школ. Помню, был там мальчишка, который, по всей видимости, сдуру уже все успел попробовать. Ну и «резонировал» на нашей встрече… А одна девочка, явно с целью «успокоить» молодого человека, спросила меня о том, как я могут объяснить рост потребления табака и наркотиков в молодежной среде. Понятно, что нотация здесь уже не прошла бы. Они же все нигилисты, их сложно вразумить обычным способом. Ну я и сказал: «Когда коту делать нечего, он кое-что лижет, а когда молодому человеку делать нечего, он сигарету сосет… или клей нюхает». Потом мне рассказали, что в этой школе курильщиков на крыльце больше не видно – одноклассники их задразнили, цитируя мои слова о коте.

Поэтому повторяю еще раз: праздность – это беда для человека, для детей особенно. А вот занятость и дисциплина – лучший помощник. Александр Васильевич Суворов говорил, что дисциплина – мать победы. И не нужно жаловаться, что времени нет. «Найди время, а не оправдание» – замечательный лозунг мировой сети спортзалов. Чтобы справляться с работой, учебой, чтобы не шататься по улицам и не начинать курить, пить, нюхать, нужна регулярная физическая тренировка.

- Что же мешает увлечь детей спортом?

- Ничего не мешает. Надо только захотеть работать. Не агитировать, а делать! Это как миссионерство. Оно ведь не только с верой связано. Миссия у каждого человека должна быть. И если относиться к своему делу, как к миссии, то оно сдвинется с мертвой точки. Говорят, что если в школах увеличить количество часов на физкультуру, то все школьники не поместятся в одном спортивном зале. Согласен. Но это не значит, что нужно отказываться от учебных часов! Есть школы (в одной из таких я недавно побывал), в которых несколько спортивных залов, работают свыше десятки спортивных секций! Жизнь кипит! А мы говорим, что школа погибает. Только работать надо, бороться надо. Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом. И не просто заниматься, а работать тяжело, напряженно и всю жизнь – на благо себе, на благо своей семье, обществу, государству.

- Вы, наверное, знаете, что либеральная Европа стремится во что бы то ни стало внедрить в российское законодательство так называемую ювенальную юстицию, которую они представляют как правовую основу социальной политики в отношении несовершеннолетних. В рамках этой юстиции несовершеннолетним предлагается активно использовать «свои права», не гнушаясь никаких методов, в том числе доносов на родителей, педагогов, товарищей. Я из тех людей, которые доказывают, что нововведение поставит под удар российскую семью, нанесет серьезный урон системе воспитания и образования в школе, являет собой угрозу общественной безопасности. Свое мнение по этому поводу высказали педагоги, юристы, депутаты. А что вы думаете об этом?

- Как-то я был в гостях в одной шведской семье, и увидел, что соседский мальчишка поставил их сыну на голову пластиковую бутылку, чтобы стрелой из лука сбить ее. Я сказал отцу ребенка, чтобы он немедленно отобрал лук у мальчишки, однако тот ответил, что закон (ювенальная юстиция расценит это как нарушение прав ребенка) не позволяет ему это делать. «Но ведь твоему сыну могут выбить глаз?!» «Если выбьет, будем судиться».

Как у нас говорят: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Я допускаю, что Европа хочет для нас сделать как лучше, но зачем же навязывать нам с нашим менталитетом и нашей мощной традиционной культурой свои взгляды, свои европейски ценности? Что бы мы стали такими же как они? Но для чего нам с нашей никому не понятной русской душой становиться похожими на европейцев? Так мы потеряем свое лицо. Вон сербы, страну их терзают, а они остаются сербами. Поэтому мне эта европейская затея не нравится. Боюсь, наломаем мы кучу дров, если пойдем у Европы на поводу.

- Кстати, та же Европа требует от нас толерантного отношения к гомосексуализму, то есть не просто быть терпимыми к содомитам, но и признать за ним право проводить гей-фестивали, гей-парады, выставки и даже заключать однополые браки. Вот такие у либералов ценности. На днях в Новосибирске прошел кинофестиваль содомитов: несколько дней в городе показывали фильмы, посвященные «проблемам геев и лесбиянок», а затем устроители разводили дискуссии...

- Этого нельзя допускать. Мы сами себе льем на голову помои. Это позор. И это преступление. Любой управленец понимает, что кино влияет на умонастроение людей. Нельзя допускать пропаганду и тем более пропагандировать то, что здоровое общество отвергает. Кинематограф должен служить во благо. В противном случае он превращается в оружие массового поражения. Молодые и глупые увидят, и решат, что это модно. И начнется… Если им совсем невмоготу, пусть живут как хотят, но не высовываются. Я не хочу и сам это видеть, и не хочу, чтобы дети все это видели.

- Однако либералы не остановятся на достигнутом. Сегодня они предлагают, чтобы все государства Совета Европы, в том числе и Россия, в обязательном порядке ввели в школах преподавание дисциплины об особенностях сексуального поведения гомосексуалистов. А когда кто-то начинает возмущаться, ему затыкают рот требованием соблюдать толерантность. А то и в суд подают, как это произошло в С.-Петербурге: местные содомиты направили обращение в Генеральную прокуратуру РФ, в котором просят возбудить уголовное дело против вице-спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Анденко за то, что тот посмел назвать их «больными людьми, которые несут с собой извращения, болезни и СПИД». Гомосексуализм стал воинствующим!

Еще одна серьезная проблема для нашей страны – неонацизм. Страна пережила страшную войну с фашисткой Германией – противником сильным и жестоким. Мы победили, но долго еще не могли отойти от тяжкого потрясения. Но и здесь одержали победу, вырвались из послевоенной разрухи. И тем ужаснее выглядит сегодня появление на наших улицах неонацистских молодчиков – внуков тех, кто проливал кровь и отдал свою жизнь за то, чтобы их же и спасти от нацистов. И откуда они только берутся?

- Я могу сказать так: если коня перекармливают, то он дурить начинает. Виной всему праздность и отсутствие духовно-нравственного воспитания, что и привело сегодня к тому, что мы имеем – героизации нацистских преступников.

Россия – не многонациональная, а мононациональная страна. В каждом субъекте Федерации – 75-80 процентов русского населения. И во времена СССР мы жили так, что все национальные республики снабжались лучше, чем большинство регионов Российской Федерации. Мы позволили народам большой страны проживать локально, и при этом не истощать свои ресурсы, свои возможности, мы не дали другим нациям ассимилировать, фактически сохранили их.

Все это подтверждает, что мы – нация победителей. Еще Суворов говорил: «мы русские и потому победим». Это нужно доносить до каждого молодого человека, чтобы он не только гордился тем, что он русский, но и понимал, что каждый из нас в отдельности и все мы вместе взятые в ответе за нашу страну, за всех россиян, независимо от их национальности. Чтобы быть русским, не обязательно рядиться в косоворотку и лапти носить. Православный философ Иван Александрович Ильин, провозгласивший идею русского духовного патриотизма, говорил, что русский патриотизм и христианский национализм «есть любовь». А любовь не мыслит зла. Так сказано в Священном Писании.

Как же тогда противостоять злу? Понятно, что одни только силовые меры здесь не помогут. Тем не менее добро должно быть с кулаками. Отвечу словами Конфуция: «за добро нужно платить добром, за зло – по справедливости».

- Вышло ваше интервью в православном журнале «Фома». Читали?

- Если честно, то не читал. Я вообще-то не часто встречаюсь с журналистами, тем более православными. Помню, что в тот раз журналиста направил ко мне министр юстиции Российской Федерации Александр Владимирович Коновалов. Кстати – он кандидат в мастера спорта по академической гребле.

- Да, и говорят, продолжает поддерживать спортивную форму на гребном тренажере. Но Александр Владимирович имеет еще и православное богословское образование – он окончил Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Вот и получается, что наш министр юстиции ко всему прочему еще и спортсмен, и магистр теологии.

- Насколько мне известно, и Святейший Патриарх Кирилл придает большое значение развитию массового спорта. Он не раз благословлял наших спортсменов на достойную спортивную борьбу на международной арене. А в этом году на Рождественских чтениях в Москве, Патриарх заявил о необходимости активизировать миссионерскую работу в области спорта. Об этом сейчас много говорят. Кстати, мне известно, что по благословению владыки Тихона в Новосибирском епархиальном управлении создан отдел по работе со спортивными организациями.

- Совершенно верно. Подотдел по спорту организован при миссионерском отделе, которым является Александро-Невский собор. У нас и священники занимаются спортом, и послушники. Пономарь Борис Левитан – мастер спорта по пауэрлифтингу, продолжает выступать на соревнованиях. Молодой послушник Иван Работа имеет первый взрослый разряд по греко-римской борьбе, говорят, очень перспективный спортсмен. Его отец протоиерей Константин Работа тоже занимался борьбой, рукопашным боем. Священник Константин Пантюхов играет в хоккей в команде ветеранов. Вот и я продолжаю тренироваться у президента Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, заслуженного тренера России мастера спорта Игоря Юрьевича Беляева. Многие наши прихожане после работы регулярно ходят в зал бокса, зал борьбы, в тренажерные залы. Я уж не говорю о наших реабилитантах – ребятах из епархиального центра по реабилитации наркозависимых. Для них спорт вообще необходим, это часть разработанной нами православной реабилитационной программы. Физическая тренировка отвлекает от дурных мыслей, ну и опять же праздность, о которой вы говорили, гонит прочь. Я занимаюсь с ними штангой, и многие из них уже имеют спортивные разряды! Мы создали команду по мини-футболу, волейбольную команду, выступаем на городских соревнованиях.

Церковь никогда не отвергала физическое развитие, потому что это тоже система воспитания и образования, способствующая укреплению не только тела, но и духа через напряженную физическую работу.

- Вот почему и нужно тренироваться. Вот почему и нужно все время заниматься собой. Физические тренировки действительно способствуют формированию здоровой, гармоничной, всесторонне развитой личности. Физическая сила – она должна быть в человеке. Сила – это уверенность, а уверенность нужна во всем: и чтобы гвоздь прибить, и чтобы за слабого заступиться, и чтобы наукам обучиться, и чтобы достойно отстаивать свою позицию, не тушеваться.

- В одном из интервью вы как-то сказали, что бывают вещи, которые в сублимированном виде объяснить сложно, тем более сложно объяснить, что такое Православие. А может, попробуете?

- Достоевский утверждал: «Быть русским – значит быть православным». Но почему русский человек должен обязательно отождествлять себя с Православием? Все просто. Христианство – религия культурообразующая. Мы все так или иначе погружены в нашу культуру, растворены в ней, и через нее неразрывно связаны с Православием – верой наших отцов, за которую они слагали головы. Отечество и Православие – две вещи не разделимые. Отечество – это и земля отцов, и земля, на которой сохраняется вера отцов, объединяющая и цементирующая нацию.

- Вы совершенно верно это подметили. В первое воскресенье после Святой Пасхи, которое мы называем Торжеством Православия на амвон выходит протодиакон и, встав лицом к народу, провозглашает: «Сия вера Апостольская, сия вера Отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Сей верой мы – русские – и живем!

Александр Александрович, я сердечно благодарю вас за эту встречу и прошу в заключение беседы сказать несколько напутственных слов читателям.

- Духовная жизнь – это ведь тоже борение, борение с самим собой: со своими страстями, с праздностью, ленью, с духовной рассеянностью. Она требует постоянного внимания к себе, сосредоточенности, высокого внутреннего напряжения. Вера сильна, верой человек горы двигает. Но обрести истинную веру непросто. Нужно приложить усилия для того чтобы Господь увидел, что человек дерзает получить веру и дал ему этот Дар. Нужно понуждать себя к духовному борению.

- Спаси Господи!

протоиерей Александр Новопашин
Радонеж.ру