[30.10.2021] Совещание в Министерстве образования
29 октября в Министерстве образования Новосибирской области прошло совещание с трансляцией через интернет в городские и районные отделы образования. По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, с докладом «О деструктивных организациях, действующих на территории Российской Федерации» выступил настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, постоянный член межведомственной комиссии по профилактике экстремизма на территории Новосибирска, член общественного совета УТ МВД РФ по СФО протоиерей Александр Новопашин.
Открывая совещание, Елена Юрьевна Плетнёва – начальник управления образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области – сообщила, что влияние на систему образования деструктивных организаций и субкультур, действующих в стране, катастрофично растёт. Исходя из этой проблемы, есть насущная необходимость информирования об их деятельности как руководства учебных заведений, так и преподавателей и классных руководителей. Особо Елена Юрьевна отметила опасность, исходящую от малознакомых организаций, пытающихся внедриться в школы под предлогом просвещения в области духовно-нравственного воспитания, и профилактики деструктивного поведения, но на самом деле – оказывающихся подразделениями сектантских организаций.
Начиная свой доклад, отец Александр рассказал о многолетней работе Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе, а так же о новой прикладной науке – деструктологии – изучающей разнообразные формы и методы поведения, несущие угрозу как личности человека, так его семье, обществу, и государству в целом, а так же способы противодействия подобным явлениям.
Отцом Александром был сделан обзор по наиболее распространённым сектам: неопятидесятникам, сайентологам, неоиндуистским и неоязыческим группам. Особо были выделены три направления, представляющие наибольшую опасность. Первое — это исламистские секты, пытающиеся подменить традиционный ислам, и вовлекающий в экстремистскую и террористическую деятельность даже несовершеннолетних. Второе особо опасное направление – субкультура «школьных стрелков», «Колумбайн», не образующая каких-либо организованных структур, и деятельность последователей которой направлена на массовые убийства в учебных заведениях. Третье направление – многочисленные псевдополитические секты, объединённые общей идеей «СССР жив, а Российская Федерация – фиктивное террористическое государство». Члены сект, входящих в это направление, создают параллельные структуры законодательной, исполнительной и судебной властей, яко бы действующих от имени СССР, торгуют паспортами «граждан Советского Союза», не платят за коммунальные услуги, берут и не возвращают кредиты, не признают российской государственности, призывают к свержению действующей власти, в том числе – и силовым путём.
Совершая экскурс в историю современного сектантства, отец Александр указал на огромную роль, которую в распространении сект по всему миру, и в России, в частности, играли и продолжают играть Соединённые Штаты Америки, и, в чуть меньшей степени – Великобритания. В частности, было указано на сотрудничество со структурами американской разведки сект сайентологов и мормонов, и различных экстремистско-террористических групп исламистского толка со спецслужбами Англии. Особо был отмечен факт принятия Конгрессом США в 1998 году «Международного акта о религиозной свободе», согласно которому США объявлялись гарантом международной религиозной свободы в мире, а сама она является важнейшим фактором национальной безопасности Соединённых Штатов. Страны, которые борются на своей территории с сектами, в том числе и откровенно террористическими, угрожают национальной безопасности США, и против этих стран вводятся санкции. Исходя из этого, можно понять, что секты являются весьма эффективным инструментом международной политики. Ярким примером их использования в этой области являются майдан 2004 года в Киеве, когда основной движущей силой выступали неопятидесятники, и майдан 2014 года, где основными силами были неоязычники, униаты, ваххабиты, и представители различных раскольнических псевдоправославных «церквей».
Так же, из США к нам пришла деструктивная субкультура «Колумбайн», представляющая особую опасность для учащихся и преподавателей. По сути это – движение подражателей американским «школьным стрелкам», совершившим массовое убийство, а затем – и самоубийство в 1999 году.
Отечественное происхождение имеет запрещённое не так давно, как экстремистское, движение «АУЕ», основной деятельностью которого является вовлечение взрослыми преступниками в криминал школьников, пропагандирующее среди детей «воровскую романтику» и «жизнь по понятиям».
И «Колумбайн», и «АУЕ», и «игровые» деструктивные субкультуры наподобие «Синего кита» распространяются среди школьников преимущественно через социальные сети, и закрытые группы в них. Причинами распространения являются характерная для детско-юношеского возраста приверженность радикальным идеям, максимализм, склонность к крайним формам протеста, отсутствие жизненного опыта, целостной системы ценностей, фрагментарно сформированные представления о справедливости и жизненных идеалах, конфликты в семье и в школе, неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Проблема вовлечения детей в деструктивные субкультуры не решается только силовыми методами – здесь необходимы усилия и гражданского общества вообще, и семьи – в частности. Профилактическая работа, которой занимается отец Александр и возглавляемые им миссионерский отдел и Информационно-консультационный центр являются частью этих усилий, но, кроме работы извне необходимо воспитывать в самих детях активную жизненную позицию, построенную на правильных ценностях, и заниматься в первую очередь этим должна семья. Решение указанных проблем безусловно находится и в религиозной плоскости, ведь «если Бога нет, значит всё позволено!» Если у ребёнка есть доступ к традиционной религиозной культуре, у него есть возможность обрести правильный внутренний стержень, здоровую нравственность, а подчас защищаемая светскость образования совсем не является гарантией того, что ребёнок не придёт в школу с оружием. О необходимости духовно-нравственного воспитания на основе традиционных ценностей неоднократно говорится и в принятой в прошлом году «Государственной стратегии противодействия экстремизму». Элементарная религиозная грамотность даёт возможность и руководителям учебных заведений, и учителям необходимый инструментарий, для того чтобы предотвратить вовлечение учащихся в опасные секты, психокульты и деструктивные субкультуры, уметь вовремя выявить угрозы террористического характера, разоблачать мракобесные суеверия, которые значительно усилились в период пандемии.