[26.08.2021] К запрету Чихачёвского "старца"
24 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Высшего Общецерковного суда Русской Православной Церкви об извержении из священного сана схиархимандрита Иоанникия (Ивана Даниловича Ефименко) - сообщил сайт Кинешемской епархии.
История, завершившаяся столь печальным концом, началась еще в конце 70-х годов прошлого века, когда экспедитор Троице-Сергиевой лавры, оставив жену с ребенком, пожелал принять монашество. В Лавре, конечно же, ему отказали в постриге, зато с радостью приняли в Ивановской епархии, где быстро рукоположили в священный сан и отправили на глухой приход в село Чихачево.
Молодой иеромонах Иоанн проявил ревность в своём служении и всё, казалось бы, хорошо, только спустя некоторое время начались странности. Службы отец Иоанн стал совершать не утром, а ночью, увлёкся отчитками, начал раздавать советы пророческого характера. Постепенно вокруг него образовался круг почитателей, причём не только среди мирян - нашлись и священники, поверившие в особый дар прозорливости о. Иоанна. Поток паломников в Чихачево стал расти, отец Иоанн, впоследствии принявший схиму с именем Иоанникий, стал известен далеко не только в Иваново и Москве. Да и как не знать священника, который каждому предсказывает будущее и открывает прошлую жизнь? Спрос на "старцев" у нас всегда превышает предложение.
А как же архиепископ Ивановский Амвросий? Видя, что вокруг отца Иоанникия собирается община, наверное, радовался архиерей. Но когда стало понятно, что здоровым пастырством в Чихачево и не пахнет, пришлось архиепископу писать письма с увещеванием отцу Иоанникию, а желающим обратиться за духовной помощью в Чихачево, объяснять, что вместо пользы можно там получить вред.
Так шли годы. Идеи о скором конце света всё более овладевали схиархимандритом Иоанникием. А, раз подходит конец света, надо обзаводиться автономным проживанием. Тем более, что спонсоры помогли приобрести землю, генераторную станцию, наладить хозяйство. Так отец Иоанникий стал самым богатым землевладельцем в Ивановской области. А пожелавшие оставить всё ради жизни в Чихачево и оставляли всё - квартиры, машины, дома, но не родственникам, а самому отцу Иоанникию. К земельным владениям схиархимандрита прибавилась городская и даже столичная недвижимость.
Может быть, никто бы и не обратил на это внимания, если бы не те проблемы, которые сопутствовали всей этой комерческо-духовной деятельности. У кого-то в Чихачево пропадали родственники, причём бесследно, зато в лесу близ села образовалось стихийное кладбище. И не определишь, кто там похоронен, на крестах лишь монашеские имена погребенных. Да, отец Иоанникий стриг в монашество всех подряд, несмотря на запрет со стороны епископа. Попутно построил себе храм, как он впоследствии назвал его - личный. Знал "старец", что рано или поздно, но его деятельность привлечет к себе внимание, "готовил почву" независимой от всех, в том числе и от Церкви, жизни.
Чтобы привлечь к себе больше людей, были придуманы разные истории как про самого Иоанникия, так и про Чихачево. Себя он назвал потомком атамана Платова, а в Чихачево "обрел" источник, выкопанный преподобным Тихоном из Лухской обители а также "мощи 12 схимников", о которых ранее никто и не слышал. Поток паломников превратился в бурную реку, только в такой реке не бывает чистой воды, постоянно поднимается муть.
Эта муть и сгубила "старца". На постоянные жалобы со стороны родственников тех, кто решил посвятить свою жизнь отцу Иоанникию сначал епархия реагировала ответами: "епископ не благословляет паломничество в Чихачево". Даже сам епископ приехал с увещеваниями к отцу Иоанникию, только вернулся ни с чем. Но потом стали выясняться страшные подробности, это про рабский труд и отъем квартир. Тут уж зачастили епархиальные комиссии с проверками, а потом и прокуратура заинтересовалась "старцем".
Комиссии обнаружили многочисленные нарушения, вплоть до того, что вместо самого схиархимандрита служит подзапретные, лишенные сана священники и даже самозванцы. Следствие обнаружило у "старца" оружие и миллионы денег. Естественно, что если против священника заведено уголовное дело, то он отстраняется от служения. Так отец Иоанникий попал под запрет.
Есть такое правило в Церкви: если священник под запретом станет служить, то его лишают сана. Но это правило не требует безусловности, можно и даже желательно увещевать непокорного служителя. К отцу Иоанникию поехали одна за другой комиссии, прося его принести покаяние и прекратить бесчинство. Всё же уже пожилой священник, свой собрат, жалко его. Но отец Иоанникий не внял призывам к покаянию, наоборот, представил всё таким образом, что у него требовали земли и фермы отдать епархии.
Кинешемская епархия бедна и взять на баланс такое хозяйство не может, даже если бы и сильно захотела. Только сомнительно, что такое желание могло возникнуть. Рабский труд не приветствуется в Церкви, а другого в Чихачево и нет.
Между тем, с Иоанникием нужно было что-то решать. Ну нельзя оставлять ситуацию такой, что в частном храме служат два запрещённых священника. Трижды отца Иоанникия вызывали в епархию на суд, в итоге, так и не дождавшись, в январе 2021 года суд постановил извергнуть отца Иоанникия из сана.
Не согласный с решением суда, отец Иоанникий подал апелляцию Патриарху. И вот, спустя более, чем полгода, вопрос откончательно решен в Высшем Общецерковном суде - лишение сана утвердить. Патриарх подписал решение суда.
Что будет теперь со схимонахом Иоанникием и его общиной? Ну, прежде всего, следствие еще не завершилось, стоит подождать результаты. Что же до той деятельности, которую совершает схимонах Иоанникий со своими подельниками, то надо разделить её на две составляющие: религиозную и коммерческую. Коммерческая будет существовать до тех пор, пока схимонах Иоанникий будет продолжать имитировать "богослужения". Тут ему вряд ли кто может помешать: храм на частной земле и группа бывших священников обеспечивают по 3 "литургии" ежедневно и бесперебойно. А вот религиозная может и прератиться. Ведь одно дело, когда люди едут, пускай и к "опальному", но священнику, а совсем другое, когда священного сана нет ни у самого Иоанникия, ни у тех, кто продолжает "служить" в Чихачево.
Здесь у людей может сработать инстинкт духовного самосохранения. Ведь за участие в том, что в Чихачево называют "богослужением", придется платить своей бессмертной, и бесценной, кстати, душой.
Сергей Васильев
Iriney.ru