[16.07.2021] Как вятский инженер византийский собор на Оби построил
Шпага и якорь
Этот проект объединил два разных сюжета, ставших легендами городской истории. Впервые о Соборе Александра Невского и инженере-путейце Николае Михайловиче Тихомирове, руководившем строительством храма, рассказано так подробно, с таким погружением в материал и столь мощным эмоциональным включением. Только входишь в зал — и вот уже следишь за этой историей с тем же интересом и трепетом, как новосибирцы на кадрах хроники июля 1971 года, когда у стен собора была обнаружена могила его строителя. Мелькают испуганные лица, из раскопа достают шпагу, поднимают ещё какие-то предметы, — и это зрелище кажется бесконечным, застрявшим во времени, хотя сюжет кинохроники идёт чуть меньше полутора минут.
Гроб у стен собора, где в это время находилась студия Западно-Сибирской кинохроники, обнаружили случайно, во время инженерных работ. Когда сотрудники музея и судмедэкспертизы начали поднимать останки, люди бежали по Красному проспекту и кричали: «Белого генерала нашли…» Поводом к домыслам стала шпага, лежавшая на крышке гроба. Событие это всколыхнуло весь Новосибирск, в музей и редакции газет пошли письма с воспоминаниями старожилов, а в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО) до сих пор хранится пухлое дело 1971 года, посвящённое тому, чьи же останки нашли возле собора. По решению властей инженера перезахоронили на Заельцовском кладбище. Но автор и создатель выставки, старший научный сотрудник НГКМ Наталья Минина, как и её коллеги полвека назад, считает, что нужно было оставить всё на прежнем месте.
Золотой нательный крестик, петлицы с воротника с топориком и якорем, материя с вышитым вензелем «Н. Т.» и та сама шпага с ножнами — открывают выставку, но не являются её главной частью. Основу экспозиции составляют предметы из фонда Тихомирова, которые передала в Новосибирский государственный краеведческий музей дочь Тихомирова Ольга в 1961 году, в этом немалом фонде две сотни экспонатов. В год 800-летия Александра Невского и 130-летия начала строительства Транссиба музей впервые так полно представляет эту коллекцию.
Кроме известных фотографий и документов из фамильного фонда Тихомирова, на выставке экспонируются вещи и мебель семьи, а также уникальные чертежи собора Александра Невского, которыми пользовался инженер во время строительства.
Отправной точкой этого музейного путешествия стали дорожные билеты — небольшие изящные карточки, сохранившиеся в семье Тихомировых. По ним можно проследить путь инженера и его трудовую биографию, начиная с билета 1886 года для проезда по участкам Балтийской дороги, где Николай Тихомиров работал сразу после окончания Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, и завершая служебным билетом на все поезда Западно-Сибирской дороги до Кривощёково в 1898-м. А ещё здесь можно изучать историю города Новосибирска и в целом государства Российского. История тогда становится достоянием горожан, когда они могут почувствовать свою сопричастность к ней, отметила на открытии выставки министр культуры Наталья Ярославцева.
Транссиб просвещает
Родился Николай Михайлович Тихомиров 30 июня 1857 года в Вятке. Возле портрета молодого инженера — фотография матери, дочери сенатора; отец — из бывших крестьянин, был даже крепостным актёром, рано умер, оставив семерых детей. Раиса Павловна смогла дать образование всем детям. К тому времени, когда инженер-путеец Николай Тихомиров прибыл на участок Западно-Сибирской железной дороги в Кривощёково, он уже имел большой опыт: участвовал в изыскательских работах, а после завершения строительства был назначен начальником службы пути на Самаро-Златоустовской дороги; строил соединительную ветвь между Уральской и Сибирской магистралями. На фотографии при закладке моста в городе Кыштыме его статная фигура возвышается над тачкой с песком среди массы крестьян, для которых железная дорога была ещё неведомым пугающим будущим. В память об этом времени — письменный прибор на курьих ножках и с прочими анималистичными деталями знаменитого Каслинского чугунно-литейного завода, соседнего с Кыштымом. Или вот ещё экспонат — позолоченная солонка в виде трона с гравировкой от 17 апреля 1893 года, за день до этого, как повествует метрическая выписка, был заключён брак между инженером-путейцем Н. М. Тихомировым и Марией Ананьевной Родионовой, дочерью крестьянина. Хлеб-соль — радость и горе пополам. Она была моложе его на 14 лет, их брак продлился всего семь лет, Мария Ананьевна пережила мужа на 60 лет. В Первую мировую войну работала в госпитале, и как бы ей самой ни было трудно, всегда помогала людям. Должно быть, её поддерживала та мощная жизненная сила, которой обладал её муж. Кочевые условия и тяжёлый ответственный труд рано состарили его, красавец в юности, к сорока годам, на фото 1898 года, он выглядит солидно, с окладистой бородой, ниже ироничная подпись его рукой — «Морское чудовище из Новониколаевска».
— В нашем городе он прожил четыре года, но за это время сделал очень много. Здесь вы можете видеть фотографии Западно-Сибирской железной дороги, Кривощёково, дорога после половодья. Николай Тихомиров не строил её, а обслуживал — был начальником службы пути. В начале 1896 года строитель Обского моста Григорий Будагов отбыл на службу в Томск, и руководство строительством моста было возложено на Николая Тихомирова, плюс ему поручили строить собор, — рассказывает Наталья Минина. — Дело в том, что во время постройки Транссиба на территории всей Сибири строили храмы, а при них школы. И занимались этим начальники железнодорожных участков, Тихомиров был одним из них. Под его руководством строились школы в Кривощёково и Чулыме. Возведение собора — точнее, церкви (собором он стал в 1916 году) — начиналось с обращения к Томскому губернатору и архиепископу Томскому Макарию. Ходатайство населения Александровского (тогда ещё так назывался посёлок) формировал инженер Владимир Линк. Большая стройка, огромное количество неженатых мужчин, которые, извините, пьянствовали по выходным… Вообще, это была государственная программа — как сказали бы сейчас, нацпроект; комитетом по строительству Сибирской железной дороги руководил Николай II. В архиве Санкт-Петербурга я читала документы управделами КСЖД Анатолия Куломзина, он так и писал: русский человек, находясь в условиях Сибири, где нет храмов, дичает.
Новониколаевск от множества других станций и поселений Транссиба отличался тем, что здесь сразу сформировался транспортный узел, приехало большое количество людей, которые планировали остаться.
Было решено построить каменный храм и посвятить его основателю Транссиба Александру III, ушедшему из жизни за два года до этого, в народе искренне почитали царя-миротворца. Именно поэтому по российской традиции церковь назвали в честь благоверного святого князя Александра Невского. Торжественная церемония закладки церкви 15 мая 1897 года (фото именитых участников представлено на выставке), судя по описанию в «Томском листке», завершилась шампанским за здравие молодого императора и всех, кто строил мост.
И стал храм киностудией
Строили храм быстро, после отъезда Владимира Линка на другое место службы бразды правления подхватил Николай Тихомиров. В посёлке, носившем уже имя Новониколаевский, храм стал первым каменным зданием общественного назначения. Его строительство обошлось в 47 тыс. рублей, благодаря крупным вложениям Николая II и московских купцов Баевых, завершили его уже через два года и 29 декабря 1899 года освятили. Храм выполнен в византийском стиле, тогда на волне 900-летия Крещения Руси, их строили повсеместно. «Судьба этого храма является белым пятном в истории Новониколаевска — Новосибирска. Кто был его автором — архитектор Лыгин или Соловьёв? В процессе работы над проектом мы нашли некоторые новые материалы, но нужно продолжать исследование, — говорит Андрей Радзюкевич, доцент Новосибирского архитектурно-строительного университета. — Если сравнивать наш собор с подобными храмами, я бы сказал, что он является лучшим по пропорциям и тектонике, образцом этого типа архитектуры. Новосибирцы могут по праву гордиться своим храмом».
Увидеть первоначальные интерьеры и росписи самого знаменательного для Новосибирска храма сегодня можно только на фотографиях. История собора печальна: в 1920-е годы его передали обновленцам, а в 1937 году, когда священников репрессировали, — библиотеке, но сделать ремонт не удалось, и через год в здании устроили зернохранилище: изъятое у крестьян зерно негде было сушить и хранить. В военные годы здесь разместили проектный институт, дольше всех (с 1949-го по 1984-й) в здании находилась студия Западно-Сибирской кинохроники, выпускавшая знаменитый киножурнал «Сибирь на экране». Затем здание передали филармонии, и уже стали разрабатывать проект по перестройке в концертный зал, но началось общественное движение за возвращение здания РПЦ.
Сегодня в действующем храме есть две иконы из собрания, хранившегося в музее с 1930-х годов: особо почитаемая икона Иверской Божией Матери и икона святого Пантелеймона.
— В нашем музее есть большое количество видов собора в разные годы, но предметов дореволюционного времени нет. И церковные облачения, представленные на выставке, попали к нам в 1930-х годах со склада, куда свозили всё, украденное у церкви, в том числе остатки плащаницы, — рассказывает Наталья Минина. — На выставке также представлена часть эскизов современной росписи собора, их нам любезно предоставил автор — художник Пётр Алексеевич Милованов. Ему 83, а три года назад он отмывал от копоти свечей роспись в храме, которую сам делал двадцать лет назад.
Строитель собора Николай Тихомиров умер 24 октября 1900 года в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг. Похороны, судя по фото, вылились в большую процессию. Семья ещё некоторое время жила в доме у Оби, где находилось жильё железнодорожников (после здесь построили первую в городе ТЭЦ — им. Калинина), за стеклянными витринами лежат рыболовные снасти инженера, достроившего мост и возводившего храм. После его смерти управление железной дороги построило для семьи дом на улице Барнаульской (ныне Щетинкина), на этом месте сейчас находится гимназия № 10.
Каким был этот человек, как он жил и работал — немало знает Людмила Демьяновна Яковлева, вместе со своими учениками в гимназии №17 они создали музей «У истоков города». «Первые цветочки на могиле Тихомирова мы положили зимой 2003 года, так начался наш путь по изучению биографии этого человека, было много публикаций в СМИ, в этом году мы провели десятые Тихомировские чтения. Но здесь, на выставке, столько нового, я восхищена тем, какая работа была проделана и Натальей Мининой, и музеем в целом. Спасибо им большое!» — говорит Людмила Демьяновна.
Выставка «Собор и инженер» работает в НГКМ до 15 августа.