[30.06.2021] Межрелигиозный: Конфликт? Мир?
Вопрос межрелигиозного обмена сегодня актуален. Но он, к сожалению, не всегда и не везде удается. Мы знаем опыт Западной Европы, которая не могла справиться с миграционными потоками, и это привело к тому, что в некоторых местах возникают очаги межнациональных, межрелигиозных конфликтов. От решения этого вопроса зависит судьба всех стран, а в каком-то смысле судьба рода человеческого. Потому что в условиях глобализации - общины, принадлежащие к разным культурам, к разным религиям, вошли в самое тесное соприкосновение. И вот возникает вопрос: а что дальше?
Есть несколько сценариев развития человеческого общества. Можно идти и по пути отстаивания своих интересов за счет интересов других, можно идти по пути радикализации этих отношений, что безусловно приведет к цивилизационным войнам и погубит род человеческий.
Русская Православная Церковь придает очень большое значение межрелигиозному диалогу, проще говоря, установлению добрых мирных взаимоотношений с представителями других традиционных религий.
И вот в этом отношении хотел бы отметить, что у представителей таковых религий есть некий общий фундамент: общие ценности, которые сегодня, кстати, нередко отвергаются секулярным миром. У представителей традиционных религий резко негативное отношение ко лжи, обману, к раскрепощению страстей человеческих, похоти и к попыткам уничтожения традиционного института семьи. У нас есть набор нравственных ценностей, которые проистекают из десяти заповедей Моисея. Это общая нравственная основа для верующих людей, принадлежащих к разным религиям. Эта основа очень важна. Исходя из этого, мы можем опознавать друг в друге единомышленников и соработников по многим вопросам.
Пожалуй, самой большой опасностью является радикализация среди некоторых религиозных общин. Нам всегда нужно быть очень осторожными, когда кто-то, будь то религиозный деятель или, тем более, политический деятель, настаивает на радикализации той или иной национальной позиции. Нужно помнить, что чем радикальней национальная позиция, тем у нее больше шансов войти в конфликт с представителями другой национальной позиции, с другой национальной культурой.
Поэтому мы должны уважать представителей этих религий, что, собственно говоря, православные всегда и делали. Хотя святыни других религий не являются нашими святынями, но разве был когда-нибудь случай, чтобы подлинно православный человек осквернил святыню другой религии? Нет, и не должно быть таких случаев. Святыни оскверняют люди, одинаково ненавидящие любую религию. Только человек, лишенный религиозного сознания, страха Божьего, может обидеть других людей в такой чувствительной сфере, как религиозная.
В России мирно жили бок о бок православные, мусульмане, иудеи, буддисты, уважали друг друга, практически никогда не вступали в конфликты. И наша задача заключается в том, что мы должны всячески оберегать эту традицию мирного сосуществования, взаимного уважения и зорко следить за тем, чтобы радикальные взгляды, или как теперь говорят, фундаменталистские взгляды, не становились доминирующими, в том числе, и в сфере межрелигиозных, межнациональных отношений. Ведь если это, не дай Бог, произойдет, то это будет обрушением межнационального, межрелигиозного мира, что для любой страны является огромной опасностью, как огромной опасностью это является и для всего рода человеческого.
Приведу пример. Сегодня мы столкнулись с неприятным явлением: часть мирового населения, в том числе российского, начала ассоциировать ислам с религией ретроградной, воинственно настроенной к другим конфессиям и иноверцам, религией экстремисткой и террористической. А ведь ни одна традиционная конфессия не учит убивать ни в чем не повинных людей, тем более женщин и детей. Злоба, слепой фанатизм экстремистов, их стремление причинить вред другим людям, сеять раздор и страх в обществе, при этом используя, к примеру, имя Аллаха, является страшным грехом и кощунством с точки зрения традиционного ислама. Не может быть «религиозного терроризма» — есть преступные деяния террористов, прикрывающихся религиозной риторикой. Если говорить в целом, то цель террористов – расколоть общество, посеять в нем страх и вражду между людьми. Также одной из задач террористов является разжигание межрелигиозной розни, в частности разрушение многовековых традиций мирного сосуществования христиан и мусульман в России. Прикрываясь религиозными лозунгами, псевдоисламские террористы убивают якобы во имя Аллаха, порождая в людях страх перед исламом, который в свете последних событий представляется им воинствующим и человеконенавистническим. Что, безусловно, и приводит к напряжению в межнациональных и межрелигиозных отношениях.
А кто у нас составляет проблемную целевую аудиторию, кто у нас становится представителями радикальных течений и пополняет ряды экстремистов и террористов? Конечно, преимущественно молодежь.
Немало факторов, способствующих тому, что молодежь наиболее подвержена воздействию экстремистской и террористической идеологии, обусловлены современным ее состоянием, а также состоянием всего нашего общества в целом.
Для молодых людей во все времена характерны:
- высокая подверженность радикальным идеям, отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, целостной системы ценностей;
- конфликтный характер психологии переходного возраста;
- максимализм, склонность к применению крайних форм протеста, поступкам под воздействием сиюминутных эмоций;
- неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий.
У них еще нет достаточного жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле, о жизненных принципах и нравственных идеалах.
И этим пользуются профессиональные вербовщики и провокаторы.
Распространение экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами в XXI веке стало одним из главных вызовов для всего мирового сообщества. Безусловно требуется духовно-нравственное осмысление как экстремизма, так и связанных с ним явлений, а также поиск способов противодействия этому опасному феномену. Здесь важное место занимает духовное, религиозное просвещение, ибо пропагандисты террора насаждают свою идеологию, искусно манипулируя религиозной безграмотностью людей, а особенно молодежи.
С целью предупреждения межрелигиозной и межэтнической напряженности мы – представители Русской Православной Церкви, неравнодушные к проблемам экстремизма и терроризма - проводим конференции, семинары, встречи и беседы в образовательных учреждениях, воинских частях города и области. Консультируем силовые структуры. В сфере противодействия экстремизму и терроризму проводим исследования и с московским главком Центра "Э", и с Национальным Антитеррористическим Комитетом, следственными органами. В своей работе мы тесно сотрудничаем с представителями традиционного ислама. Проводим совместные мероприятия с городским межнациональным центром.
Важной вехой в развитии межрелигиозного диалога стало учреждение в 1998 году Межрелигиозного совета России. Этот орган играет важнейшую роль в координации межрелигиозного диалога и поддержании гармонии между различными конфессиями в Российской Федерации. Межрелигиозный совет России позволяет лидерам традиционных религий сообща и своевременно реагировать на вызовы современности.
Показательно, что в большинстве случаев позиции наших религий по этим современным проблемам оказываются или полностью идентичны, или весьма близки одна к другой. Несомненно, это всегда имело и имеет огромное значение.
В Новосибирске, по примеру Межрелигиозного совета России, создан и успешно работает местный Консультативный совет. Членами совета являются глава Новосибирской митрополии, глава мусульман Новосибирской области, главный раввин города и области, председатель буддийской общины Новосибирска. Кроме того, в работе совета принимает участие постоянный представитель Армянской Апостольской Церкви в Новосибирске. Этот совет – очень хороший пример эффективного взаимодействия религиозных организаций традиционных религий России в нашем городе. Наш долг всячески оберегать традицию мирного сосуществования, взаимного уважения и следить за тем, чтобы радикальные взгляды не проникали в нашу среду. Ведь радикалы умело скрывают свои истинные цели, надевают благообразные маски, ловко манипулируют сознанием людей призывая к борьбе за справедливость, человеку неискушенному сразу и не распознать их намерения.
Необходимо понимать, что человеконенавистническую идеологию, носителями которой являются террористы и различные поджигатели военных конфликтов, нельзя отождествлять с религией.
Можно вспомнить события конца 1994 года, когда после начала первой чеченской войны, президент Чечни Джохар Дудаев потребовал от муфтия Хусейна Алсабекова объявить России религиозную войну (джихад). Это позволило бы принципиально изменить положение чеченских боевиков, из обычных воинствующих сепаратистов они превратились бы в моджахедов, "борцов за дело ислама". Однако муфтий Чечни не только категорически отказался выполнять это пожелание, но и активно включился в миротворческий процесс - выехал в Москву и встретился с патриархом Алексием II. В принятом по итогам встречи совместном заявлении особо подчеркивалось отсутствие в разразившимся кризисе каких-либо межрелигиозных предпосылок. «Мы самым решительным образом отвергаем самую мысль о возможности перерастания конфликта вокруг Чечни в христианско-мусульманское противостояние. Истинные последователи двух религий желают только мира. Использование святых для христиан и мусульман символов и понятий в целях разжигания вражды и провоцирования межрелигиозных столкновений — есть грех и беззаконие перед лицом Всевышнего», — заявили патриарх и муфтий.
Будем же внимательными и рассудительными.
Многое зависит от нас с вами. Как мы поведем себя в той или иной ситуации, так соответственно и будут развиваться события. Главное, нельзя бездействовать. Ведь равнодушие сродни греху. Хочу закончить свою статью замечательными словами, принадлежащими англо-ирландскому философу и публицисту 18-го века Эдмунду Бёрку: «Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели, сложа руки».
Протоиерей Александр Новопашин,
настоятель Александро-Невского собора, руководитель Миссионерского отдела Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви