[25.06.2021] Прививка от бывших
Судьба бывшего священника или монаха всегда трагична. Я не встречал ни одного из них, кто нашел бы, как счастливо (просто в земных нерелигиозных категориях) прожить свою жизнь. Полученная когда-то при хиротонии благодать сжигает бывших священников и диаконов изнутри. Пьянство, загулы, тяжелые депрессии, прогрессирующая фрустрация…
Это гораздо хуже развода, после которого часто один бывший супруг ненавидит другого, оправдывая постфактум сам факт расставания. Очернение бывшего супруга порою является единственной защитной реакцией для разведенного. Хуже, потому что развод и последующая за ним возможная ненависть лечатся временем и покаянием. А разрыв с Церковью лишает этой возможности. В истории с бывшими священниками исключений из грустного правила практически нет. Хиротония необратима.
Представьте, что вы разломали церковную кружку для того, чтобы изъять оттуда собственную, ранее сделанную, жертву. Просто при хиротонии место денег занимает душа, вместо кружки - Тело Христово. И ты думал, что возвращаешь свое, а на самом деле оно уже перестало быть твоим, когда ты делал эту жертву. И теперь ты просто украл. У Бога.
Да, по бескрайнему милосердию Божьему Церковь научилась прощать и принимать мирянами бывших клириков. Но это очень тяжелый путь, разрывающий на части человеческое естество.
Поэтому и стремятся несчастные люди, отдавшие свою жизнь и душу Богу, но отнявшие их назад, как-то заглушить свой голос совести, убить в себе священника, а вместе с ним и христианина.
Вот пара примеров:
Александр Усатов, бывший священник из Ростова-на-Дону, выбравший между Церковью и содомией последнее. Гей-беженец в Нидерландах. Из публикаций в прошлом близких ему людей видна его трагическая судьба: в юности был совращен содомитом. Потом обратился ко Христу. Принес покаяние, желал отдать свою жизнь Господу. Получил образование, занялся апологетикой, подавал большие надежды, принял сан. Священноначалие пошло ему навстречу, видя его горение верой: ведь канонически он не мог быть рукоположен. Однако явленное милосердие себя не оправдало: известно, что этот грех сродни героиновой зависимости. Уже будучи священником, он снова впал в прежнее…
Оказавшись вне Церкви, начал клеветать на нее, на бывших собратьев по вере, на епископа. Сначала заявил, что вопросы веры и Церкви ему более не интересны и чужды. И, в итоге, ведет теперь блог с постоянным «разоблачением» догматов Церкви, ее Предания, ее жизни… Не может бывший священник примириться с еще живой своей совестью. Потому отбивается от нее попытками опровергнуть само Православие. Последняя публикация – попытка отвергнуть догмат о Св. Троице…
А вот бывший священник Дмитрий Свердлов пишет:
«бешеный спрос на исповедь - он ведь не только из-за навязанного православной традицией дикого чувства вины. в этом спросе - жуткое, инфернальное переживание одиночества. и потребность в утешении». То есть, не раскаянье, а «навязанное Православием чувство вины», не оставление греха, а «стремление к терапевтическому утешению»:
«социальная идея церкви именно в этой терапии: ты - не один, у тебя есть братья и сестры» - продолжает бывший клирик.
За почти 30 лет в Церкви я не помню, чтобы на исповеди я или кто-то из близких искали братьев и сестер. Мы искали Христа, Его милости и помощи в изменении себя.
Мотивация автора ясна: это защитная реакция бывшего священника на жжение совести: профанировать мистику Церкви, свести ее к терапии, а потом найти ей лучшую замену.
Они ненавидят Церковь, потому что им плохо без нее. Но плохо им было и в ней, потому что страстная инерция самоугождения не позволяла им поставить Христа выше себя самих, сдвинув вниз на аксиологической лестнице свои страсти и рассуждения….
Раньше они заливали свое горе в вине, вводя в соблазн только близких. Теперь же они стали частью целой индустрии антицерковной пропаганды из всяких «Ахилл» и анонимных блогов.
Защищая церковных людей от разносимых ими соблазнов, важно помнить: они ненавидят Церковь потому, что им невыносимо плохо без нее. Грех и предательство не принесли утешения.