[04.06.2021] Блаженны, кто не любит новостей
Зависимость от смартфона пока не входит в международную классификацию болезней, но патологическая привязанность к электронным устройствам и страх остаться без телефона становятся сегодня реальной угрозой психологическому состоянию человека.
О последствиях чрезмерного увлечения смартфонами и о том, как уберечь себя от этой страсти беседуем с православным психологом, теологом, руководителем службы социально-психологической помощи «Содействие» Николаем Соколовым.
- Николай Николаевич, насколько серьезна сегодня проблема зависимости от телефонов?
Симптомы, которые испытывает человек при временном ограничении доступа к своему смартфону или планшету очень похожи на клинические симптомы зависимых состояний. Это непреодолимая тяга к предмету своего вожделения, ухудшение настроения, если не удается получить желаемое, и наоборот, - чувство эйфории при удовлетворении своего желания. Также замечено, что обладатели смартфонов испытывают страх перед его потерей или временным расставанием. Еще лет 15-20 назад мы едва ли слышали о таких расстройствах. А сегодня практически у каждого взрослого человека на планете в кармане или в сумочке лежит маленький гаджет, который меняет жизнь человека и отнимает огромное количество времени. По статистике у каждого седьмого человека в развитых странах в той или иной мере обнаруживаются признаки информационной зависимости или номофобии, - страха остаться без телефона.
- Какие последствия могут наступить от злоупотребления смартфоном?
Ко мне на психологическое консультирование приходят пациенты с различными жизненными проблемами и психологическими расстройствами. И когда начинаешь прояснять вопросы, связанные с укладом жизни, распорядком дня, устойчивыми привычками, то во многих случаях получается интересная картина. Около 46% опрошенных от 18 до 30 лет засыпают в руках со смартфоном или планшетом. Но еще у большего количества людей с первых минут пробуждения рука сразу тянется к телефону. Поэтому не удивительно, что человек при таком образе жизни теряет внимательное отношение к себе, он не обращает внимание не только на свои чувства, переживания, но и не замечает свое окружение, близких и родных. Зависимый становится менее чутким и открытым, он теряет способность присутствовать в реальной жизни. В ряде публикаций отмечено, что любители “зависать” на политических новостях становятся более агрессивными, раздражительными. У хронических инстаграмщиков возникают признаки невротических состояний: необъяснимое чувство тревоги, возможны панические атаки, состояния полной апатии и безразличия. Недавно я познакомился с одним исследованием, в котором зарубежные психологи выяснили, что в среднем, человек проверяет свой смартфон около 110 раз за рабочий день. При этом наблюдается рассеянность внимания, сложность в сосредоточении, утрата способности к вдумчивому и полному погружению в работу. Но из негативных последствий зависимости к смартфонам, я бы назвал, три самых деструктивных. Это колоссальная потеря времени, утрата собственной свободы и идентичности, а также практически полная парализация духовной жизни.
- Можно сказать, что появился новый идол цифровой “мамона”?
Евангельское “где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” лучше всего отражает духовный смысл любой зависимости. Зараженному этой страстью невозможно быть свободным в своем выборе, внимательно молиться в храме или дома, в то время, когда у тебя в голове постоянное желание заглянуть в свое “сокровище” и проверить сколько лайков собрал твой пост в соцсетях или проверить приложение с новым иностранным словом “мессенджер”. Сегодня в социальные сети попали сотни миллионов людей. Можно сказать, что вся планета ушла в виртуальное пространство. И это настоящий вызов современному обществу. Человек из Homo sapiens может превратиться в человека, разучившегося мыслить. И, наверное, самое губительное последствие для человека, погруженного в этот цифровой плен “мамоны” – это потеря себя как духовной личности. Ты стал аккаунтом с обезличенным ником. При этом человек не осознает, что настоящая, реальная жизнь проходит мимо. Незаметно вырастут дети, неожиданно умрут родители и не успеешь оглянуться, а жизнь уже закончится, как песок в песочных часах.
Слово грех в переводе с греческого означает “непопадание в цель”, “промах”. И если у человека жизнь, которая является Божиим даром, будет растрачена на бесцельное перелистывание нескончаемой ленты фейсбука с потоком ненужной информации, то это и будет настоящим промахом в твоей жизни.
- Получается, что лучше совсем отказаться от смартфонов. Насколько это реально? И здесь может возникнуть вопрос: что является нормой, т.е естественной потребностью в восприятии внешней информации, а что патологией, т.е. уже страстью?
Мне кажется, что мир вступает в новую цифровую цивилизацию, в которой без интернета и средств электронной коммуникации уже сложно будет находиться в современном обществе. И здесь вопрос заключается не в том, чтобы полностью отказаться от смартфона или информации, а в той мере, в которой мы позволяем себе быть этим затронутыми. Апостол Павел наставляя коринфянов, подверженных страстям неумеренности и пресыщения говорил: ”Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною”. И критерий нормы, на мой взгляд здесь может быть таким – когда человек чувствует порабощение своей воли, своей свободы действия, - значит тогда уже потеряно чувство меры. Феофан Затворник, говоря о свойствах духовного человека, говорил о наличии страха Божия, совести и жажды Бога. Так вот, когда у человека начинает преобладать не жажда Бога, а жажда получения новостей, то это уже признак инфозависимости и духовной болезни.
- Какие меры профилактики от зависимости можно предложить пользователям смартфонов?
Сегодня возникающую зависимость от смартфонов и постоянной информационной подпитки, которая в конечном итоге приводит к страсти святые отцы называли ненужным многоведением. У преподобного Никодима Святогорца в его трудах есть глава, которую он посвятил хранению ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости. Еще несколько веков назад он заметил, что ум человека делается бессильным, не способным служить самоисправлению и совершенству если наполняется суетным ведением. Аскетический опыт говорит нам и сегодня о том, что избежать интервенцию помыслами, ненужной информацией можно собирая свой ум внутрь себя, т.е. через трезвение - внутреннее сосредоточение и внимание.
На мой взгляд, в какой-то мере, аскетическое трезвение можно соотнести с практикой собственной осознанности. Поэтому первым шагом, кроме молитвы, на пути избавления от пристрастия к смартфонам и инфозависимости будет осознание своей страсти. Далее более глубокие формы осознанности будут проявляться, когда человек, пользуясь смартфоном или выходя в интернет через другие устройства сможет следить за своими ощущениями и с большим вниманием наблюдать за своим состоянием и чувствами. Такая рефлексия поможет возвращаться к своему «Я» и личной идентичности. Во многом только это уже помогает реально оценить, то чем я занимаюсь, насколько мне это нужно, сколько времени прошло, и в дальнейшем контролировать процесс виртуальной погруженности.
- Мне представляется непростым способ воздерживаться от пристрастия к чему-либо через практику осознанности, трезвения. Может существуют какие-нибудь ещё практические средства?
В качестве профилактики можно установить определенные правила и границы дозволенного. Например, каждый воскресный день проводить полностью без телефона. Также можно завести в семье правило, что после восьми вечера в доме выключаются все телефоны, компьютеры и освободившееся время посвящается чтению книг, прогулкам, совместным играм. Кроме этого важно принять установку - не начинать новый день с телефона. Можно установить мораторий на телефон, как минимум на пол часа после сна, а лучше включать его только после утреннего молитвенного правила. В некоторых семьях обозначаются пространства свободные от телефона, например, кухня, спальня, туалет. Можно также попробовать для возвращения себя в осознанное состояние ввести молитвенное правило при пользовании телефоном.
- ?
Например, каждый раз беря в руки телефон или отвечая на звонок мысленно произносить молитву мытаря или любую другую короткую молитву. Тем самым, если вы 150 раз за день возьмете в руки телефон столько же раз прочитаете молитву, возвращая свое внимание к другим ценностям.
В целом, если говорить об информационном фоне в нашей жизни, то полезно наладить отношения с поступающей информацией. Для этого, во-первых, нужно определить сколько времени вы тратите на свой смартфон, просмотр новостей, публикации постов, просмотр соцсетей, переписку не связанной с работой и т.д.? Какая информация вам действительно нужна? Если это время превышает 90 мин в день, то уже стоит позаботиться об установке приложений, блокирующих доступ или ограничивающих время работы. Отказаться от этой привычки непросто, но я рекомендую работать «порционно», когда вы пользуетесь информационными технологиями через определенные промежутки времени. Можно, допустим, проверять электронную почту утром, в обед и ближе к вечеру, вместо того, чтобы несколько раз в течение часа заглядывать в свой почтовый ящик. И уверяю, жизнь не обрушится, но вы научитесь более рационально управлять своим временем. Перестанут отвлекать ваше внимание постоянные звуковые сигналы уведомлений, если вы настроите отказ от «не персональных» уведомлений и отключите вибрации и звуковые эффекты. Чтобы не погружаться в бесконечную прокрутку ленты новостей в соцсетях можно перенести эти приложения со смартфона на персональный компьютер. Ну а, наверное, самый простой способ избежать многих соблазнов, связанных со смартфоном, это вернуться к своему старому надежному кнопочному телефону. Он уже точно не будет притягивать столько внимания, как смартфон, а значит не будет глобальным пожирателем вашего времени.
- Николай Николаевич, православная психология опирается в своем подходе на святоотеческое учение о страстях. Какой взгляд у святых отцов есть на существующую проблему?
В трудах многих святых отцов прослеживается мысль, что приобщение к вредным привычкам, порокам и страстям происходит от праздности. А основными средствами избавления от праздности всегда были работа и забота. Неслучайно монастыри являются школой трезвения, где весь уклад жизни состоит из молитвы и труда. Что касается молитвы, то замечено, что даже непродолжительная молитва освежает сознание, повышает концентрацию внимания и хорошо помогают в борьбе с беспорядком в мыслях.
Святитель Феофан Затворник говорит, что страстные мысли, страстные чувства и желания порождаются большей частью под действием внешних впечатлений, возникающих от праздности.
Нам достались его духовные советы, которые актуальны и сегодня. Первое: не давать воли своим чувствам, особенно глазам и ушам. Не позволять без разбора все видеть, все слышать и всего касаться. “Чувства наши похожи на окна или двери, а более — на черпало. Кто отворяет окна и впускает дурной воздух, худо делает. Кто отворяет двери и позволяет входить в свое жилье всякой скотине, не может быть свободен от укора. Итак, благоразумие и долг внутреннего покоя требуют не на все смотреть, не все слушать и не всего касаться из невольно встречаемого.
Положите законом мерить позволительное тем воздействием, которое оно производит внутри. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом. Кто, находясь в уме, протянет руку к стакану с питьем, в которое пущен яд, как ему ведомо?!”
И в заключении, я хотел бы поделиться словами русского афонского старца иеромонаха Иеронима (Соломенцова), который говорил: “Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию… Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец”.
Беседовал Дмитрий Кокоулин
Новосибирская митрополия