[15.05.2021] Боролись ли с сектами святые отцы?
Продолжая ранее начатую дискуссию с утверждениями о. Олега Стеняева в его статье на РНЛ, рассмотрим его тезис, что св. отцы не вели борьбы с сектами с помощью светских законов.
Пока отложим в сторону важнейший вопрос разницы между сектами времен св. отцов и современными тоталитарными сектами, существование которых отрицает о.Олег.
А действительно, боролись ли отцы прошлого с сектами? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть контекст той эпохи. Святые отцы Византии и Российской империи вовсе не жили в мире религиозного плюрализма, где вербовка сектантами в свои ряды их сограждан была нормальным явлением, как это происходит в наше время.
В Византии в 380 году святой император Феодосий Великий объявил никейское Православие государственной религией, обязательной для всех жителей империи:
«Мы приказываем, чтобы те, кто повинуется этому закону, приняли наименование кафолических христиан, и определяем, что остальные, помешанные и безумные, должны потерпеть бесчестие, связанное с еретическим учением, а их сборища не принимать наименование церквей, и что они должны понести сначала Божественную кару, а затем наказание от Наших действий, которые Мы предприняли по небесному велению».
Сектанты были лишены прав обращения в свою веру, проведения собраний, иметь священников, жить в столице, иметь культовые сооружения. Последние были конфискованы.
В целом, за всю историю Византии православные в ней были или гонимы императорами-еретиками или наоборот – были гонимы еретики.
Например, при императрице Феодоре подверглись жестоким гонениям павликиане, многие были казнены. Император Алексей I Комнин вел с еретиками жесткую борьбу. Например, при нем лидеры секты богомилов были приговорены к смерти, но 8 лет император общался с ними, пребывающими в заключении, чтобы склонить к покаянию. И лишь спустя 8 лет нераскаянные были казнены...
Каково было отношение святых к этой практике?
Например, блаженный Августин первоначально был против применения к еретикам гражданских законов, но когда донатисты и циркумцеллионы стали серьёзной угрозой, он приветствовал политику государства, выступившего против еретиков. После колебаний Августин признал правомочность государственного принуждения также и в деле восстановления церковного единства.
По итогам Карфагенского Собора 411 года, осудившего донатистов, они были были лишены гражданских прав, а в 415 году под страхом смерти им было запрещено собираться для богослужений.
Решительным противником насилия к еретикам был св. Иоанн Златоуст, но заняв константинопольскую кафедру, он «ревностно преследовал несогласных с церковью (новатиан и квартодециман)», как пишет Болотов.
Сам святитель поддерживал действия властей, но осуждал убийства:
«Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры, но запрещает их истреблять и убивать».
В царской России обращение человека из Православия в иную религию или инославие было уголовным преступлением, наказуемым вплоть до смерти. А до 1905 года «совращение из православия» каралось каторгой до 10 лет».
Про пример святых Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского даже не будем вспоминать...
Важно: мы не даем сейчас оценки этим событиям истории в категории хорошо/плохо. Эта тема заслуживает отдельного разговора.
Речь о другом: св. отцы, когда говорят о кротости в отношении сектантов, имеют в виду именно их обращение в Православие. А вовсе не методы защиты населения от вербовки в секту. Такая проблема, за редким исключением, перед отцами не стояла – ее решало государство. Потому, даже заступаясь за еретиков, они заступались за их жизни, а не за право беспрепятственно соблазнять православных в погибель ереси. Святые очень серьёзно относились к вопросу вечной жизни, чтобы рисковать душами своих сограждан.
Но теперь иные времена: времена веротерпимости и появления тоталитарных сект. И миссия предупредить общество об их опасности ложится сегодня на сектоведов.