Средства достижения совершенства
- Как должно думать о достижении совершенства в вере и в добродетели в Церкви?
Ап. Петр говорит, что христиане должны совершенствоваться в Церкви чрез положенные для того средства и чрез свой подвиг: Как от Божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (2 Петр 1:3-7) Итак, совершенствование человека достигается чрез благодать Божию и личный подвиг каждого человека. При чем получение благодати Божией как явствует из слов Ап. Петра, неразрывно связывается с личным подвигом христианина: кто удаляется от господствующего в мире растления похотью, тот соделывается причастником Божеского естества.
- В чем выражается подвиг христианина?
Подвиг выражается во внутренней борьбе со злом и в принуждении себя к добру.
- Какие средства сей борьбы?
Их много: главные же - воздержание и молитва.
- Указал ли Спаситель на них?
Указал. Господь сказал, что диавольский род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). А так как всякая греховная похоть в мире произошла и происходит от наущения диавола, то и борьба с грехом есть борьба с диаволом, который побеждается постом и молитвою.
- Есть ли в Христианской Церкви пост?
Есть
- Есть ли в Христианской Церкви молитва?
Есть.
Общественные священнодействия и всякая молитва, проявляющаяся во вне, не отрицаются ли словами Спасителя, что настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющийся Ему должен поклоняться в духе и истине (Ин. 4: 23,24)
Этими словами Спасителя не отвергаются никакие священнодействия и молитвы, а говорит здесь Господь о том, что служение Богу должно быть добродетельным, истинным, чтобы и душа и тело принимали участие в добром подвиге.
- Как же сектанты понимают приведенные слова Господа?
Сектанты понимают слова Христа, как уничтожение всех священнодействий и всякой видимости христианской молитвы
- Не допускают ли сектанты сами внешних обрядовых действий?
Допускают. Они произносят вслух молитвы, наклоняют головы, падают на колена, совершают водное крещение, возложение рук, преломляют хлеб, пьют вино, и т.п.
- Как же мы сказали выше, что сектанты понимают слова Спасителя о поклонении в духе и истине, как отвержение всяких молитвенных однообразных действий?
Мы это вполне правильно сказали о сектантах. Сектанты, действительно, так толкуют приведенные слова Спасителя, сказанные Самарянке, как сказано, но они толкуют их так только тогда, когда сектантам нужно отвергнуть христианские православные священнодействия, а к себе они этих слов со своим толкованием не применяют. Сектанты - люди неправдивые в своих нападках на Церковь Христову, и они, как бесстыжие, не стесняются никакими средствами: сами выдумывают священнодействия, а церковные они называют мертвой формой и отвергают и прикрываются при этом словами Спасителя о поклонении Богу в духе и истине.
- Не оказываются ли, действительно, священнодействия Церкви "формой"?
Оказываются. Каждое священнодействие имеет известную форму, получившую свое начало от Христа и Апостолов, или Богопросвященных Отцев Церкви. Но каждая форма имеет мудрое содержание, согласное с духом и истиною Божьими; каждая форма имеет содержание, научающее верующих правде Божией. И Господь положил в Церкви много священнодействий, чтобы верующие чрез них поучались, благодатствовали и совершенствовались.
О всяком установлении, положенном в Церкви для совершенствования верующих будем говорить отдельно и покажем, что все они имеют Божественное основание и сектантские нападки на них неосновательны.