Положение об аттестации миссионеров
Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
1. Настоящее Положение регламентирует проведение аттестации (переаттестации) миссионеров в епархиях Русской Православной Церкви.
2. Аттестация (переаттестация) миссионеров, в том числе преподавателей миссиологии и иных дисциплин миссионерского образования является актом, подтверждающим их квалификацию и церковный статус.
3. Для всех кроме священнослужителей и лиц, прошедших обучение в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров не ранее 5 лет назад, прохождение аттестации обязательно для предоставления им права вести миссионерскую, социально-миссионерскую, миссионерско-катехетическую, миссионерско-педагогическую и миссионерско-апологетическую деятельность от лица Русской Православной Церкви. Для лиц, имеющих высшее богословское, теологическое, религиоведческое, педагогическое образование, но не прошедших обучение и практику по специальным дисциплинам, указанным в Церковном образовательном стандарте по подготовке миссионеров, прохождение аттестации также необходимо.
4. В ходе аттестации проводится проверка на соответствие компетентности аттестуемого компетенциям определяемых Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров.
5. Основными задачами аттестации являются:
- содействие формированию единых требований к миссионерам;
- определение уровня профессиональной подготовки миссионеров и забота о его повышении;
- ограничение доступа к адресатам миссии лиц, не имеющих достаточных оснований действовать от лица Русской Православной Церкви.
6. Аттестация может осуществляться в соответствии с результатами обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации миссионеров, или как отдельный процесс, проводимый Аттестационной комиссией.
7. Аттестационная комиссия создается при епархиальном миссионерском отделе на время аттестационных сессий, для аттестации действующих миссионеров, с целью повышения качества миссионерской работы в приходах и благочиннических округах епархий Русской Православной Церкви. Аттестация синодальных миссионеров, миссионеров г. Москвы и ставропигиальных учреждений осуществляется комиссией Синодального миссионерского отдела.
8. Персональный состав Аттестационной комиссии, ее председатель и секретарь, утверждается Председателем епархиального миссионерского отдела. В состав Аттестационной комиссии должны входить сотрудник(и) епархиального миссионерского отдела и учебного заведения, осуществляющего подготовку миссионеров в епархии. Также членами Аттестационной комиссии могут являться священнослужители епархии и миряне — специалисты в области миссиологии и миссионерского служения. К участию в работе Аттестационной комиссии могут привлекаться специалисты из других епархий.
9. Аттестация проводится в периоды аттестационных сессий, сроки которых объявляются заранее.
10. Аттестация миссионеров проводится в строгом соответствии с нормативно-методическими документами, разработанными Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви.
11. Процедура аттестации может проходить в одной или нескольких формах, по усмотрению Аттестационной комиссии (с учетом образовательного уровня аттестуемого и его опыта):
- рассмотрение документов об образовании, рекомендаций, характеристик и программ, по которым работает аттестуемый;
- собеседование по программам;
- подготовка и презентация квалификационного миссионерского проекта;
- собеседование по дисциплинам Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров.
12. По итогам аттестации, в случае ее успешного прохождения, аттестуемому выдается соответствующий документ установленного (церковного) образца (Аттестационный лист), подтверждающий его квалификацию сроком не более чем на 5 лет. Бланки аттестационного листа, имеющие единый вид и общецерковную нумерацию выдаются Синодальным миссионерским отделом.
13. По результатам аттестации миссионеру может быть рекомендовано пройти повышение квалификации в соответствующем образовательном учреждении.
14. Для аттестации необходимо представить в Аттестационную комиссию следующие документы:
- прошение или запрос с места ведения миссионерской деятельности на имя председателя Аттестационной комиссии;
- рекомендацию (благословение или характеристика) настоятеля;
- анкету;
- автобиографию;
- учебные планы и программы, по которым работает миссионер;
- копии свидетельств об образовании (справка с места учебы);
- фотографии;
- другие необходимые документы.
I. В епархиальном миссионерском отделе ведется реестр миссионеров, окончивших учебное заведение, реализующее образовательную программу ЦОС по подготовке миссионеров, а также миссионеров, прошедших аттестацию (переаттестацию), проводимую Аттестационной комиссией. Данные епархиального реестра передаются в Синодальный миссионерский отдел для включения в общецерковный реестр православных миссионеров. В случае обнаружения несоответствия деятельности миссионера целям православной миссии, епархиальный архиерей может отменить его аттестацию. Отмена аттестации означает автоматическое лишение церковного статуса православного миссионера.
II. Аттестованные миссионеры благословляются на миссионерское служение епархиальным архиереем.
17. Аттестация (переаттестация) миссионеров должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Переаттестация миссионеров осуществляется, как правило, по результатам обучения по программе повышения квалификации.