Василий Великий, святитель
Святитель Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской. Родители его были богатыми и благочестивыми людьми. Учился сначала в Кесарийской школе, где он подружился со св. Григорием, впоследствии Богословом, архиепископом Константинопольским, а потом вместе с Григорием перешел в Афинскую. По окончании образования оба друга решили посвятить себя Богу.
Вернувшись домой, Василий принял святое крещение и был посвящен в чтецы. Затем он отправился в Египет знакомиться со святым монашеством. На родине Василий основал в Понтийской области несколько монастырей и написал для них устав. В 364 году он был посвящен в пресвитеры, а в 370 году Василия избрали архиепископом Кесарии Каппадокийской.
Труды и различные скорби скоро надломили слабое здоровье св. Василия, и он не дожил до глубокой старости, умер на 50 году жизни.
В святом Василии вполне мирились философская мудрость, богословское знание и иноческое подвижничество. Он оставил после себя множество сочинений: «Толкование на Священное Писание», «Шестоднев» — беседы о сотворении мира в 6 дней; уставы для иноков, множество молитв, в том числе молитвы на День Святой Троицы, правила христианской жизни и Литургию, которая совершается 10 раз в году. Св. Церковь почтила его наименованием Великого и Вселенского учителя. Скончался Василий Великий в 379 году.
Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассвирепел от гнева, - как скоро усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением.
Это, безусловно, самое замечательное из ораторских произведений св. Василия в области толкования Священного Писания. Его относят к годам ранним, во всяком случае до посвящения во епископа, т.е., как и Беседы на псалмы, до 370 г.
По своей форме, это девять бесед, произнесенных одна за другой непосредственно, вероятно, в течение нескольких дней или одной седмицы, а иногда и по две в день. Произнесены они в период Великого Поста, как это явствует из некоторых намеков самого проповедника (Бес. VIII, 8).