Священное Писание и Православная Церковь об астрологии
Прежде, чем обратиться к заявленной теме, еще раз напомним читателям, что сами маги-оккультисты относят астрологию к одной из так называемых оккультных наук. Об этом уже говорилось выше. Можно добавить, что все трактаты по ритуальной магии XII-XIX вв. содержат астрологические разделы. Множество столпов европейского оккультизма эпохи Возрождения, таких как англичанин Джон Ди (1527-1608), считали необходимым совмещать занятия алхимиией, магией и астрологией. Маг и астролог эпохи Реформации Генрих Корнелиус Агрип-па фон Неттесхейм (1486-1535) в своих "Магических трудах" в начале 41-й главы пишет: "В этом месте следует рассказать о волшебстве, поскольку оно настолько родственно астрологии, что тот, кто выдает себя за волшебника, не имеющего отношения к астрологии... всегда ошибается"*. Фрэнсис Кинг в книге "Современная ритуальная магия" (М.,1999) пишет: "Тому, что народная магия выжила в период 1680-1800 гг., она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей" (с. 21). В качестве примера он приводит известного английского знахаря, мага и астролога Джона Харриса (1785-1839). Кинг пишет, что когда в конце XVIII в. началось возрождение магии и оккультизма и в Англии вышел первый номер "Журнала волшебника", "в редакцию сразу же хлынул поток писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия" (с. 23). Астрологии посвящены главы VIII и IX первой части книги Папюса "Практическая магия" (Донецк, 1991), которые предваряет Пашос, в частности, следующими словами: "...мы должны дать на нескольких страницах начальные данные о Практической Астрологии, необходимой при производстве магических операций" (С. 148). Да и в наши дни надо еще поискать рафинированного астролога, который не совмещал бы свои штудии в звездословии с упражнениями в других видах гаданий, оккультных "паук", ритуальной магии либо в той или иной форме неоязычества. Даже такой корифей и сторонник "научной" астрологии, как С. А. Вронский, в своей книге "Ас-' трология: суеверие или наука?" (М., 1991) указывает на чрезвычайную важность для успеха астрологического прогноза владение астрологом ясновидением и другими "паранормальными способностями", которые всегда относились и поныне относятся к области магии. В свою очередь колдуны и неоязычники вовсю используют астрологию какой-либо разновидности или же выдумывают свои домотканые варианты. Скажем, один из темных уголков сумеречного "сознания Кришны" занимает "индусская" астрология.
* Цит. по: Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М., 1999. С. 95.
Также и для боговдохновенных авторов Библии, и для отцов Церкви астрология была составной частью гадания и волхво-вания (магии, волшебства). Об этом, например, сказано в памятнике раннехристианской письменности конца I - начала II века "Учение двенадцати апостолов" ("Дидахи"): "Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство" (гл. 3). Об этом же говорит церковный писатель III в. Тертуллиан (см. ниже материал "Волхвы и астрология"), это же явствует из контекста 36 правила Лаодикийс-кого собора, проходившего в 345 г. (см. ниже). Итак, астрология без магии - это такой же нонсенс, как сероводород без серы. Соответственно, все обличительные слова пророков, все канонические прещения против вохвователей и гадателей в равной степени относятся и к астрологам.
Обратимся прежде всего к тому, что говорит Сам Бог через Священное Писание:
"...К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Левит 19, 31).
"И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно* ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят" (Левит 20, 6-7).
"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них" (Левит 20, 27).
"...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь**, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, оба-ятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18, 10-14).
* Имеется в виду духовный блуд - отступление от Бога и общение с духами зла. - Ред.
** Речь идет либо об языческих обрядах очищения огнем, либо о распространенных среди хананеян и сиро-финикийцев жертвоприношениях детей, которых сжигали в огромных, полых изнутри раскаленных медных статуях - идолах бога плодородия Ваала (Бела). - Ред.
"[Манассия] поставил жертвенники Ваалу... и поклонялся всему воинству небесному*** и служил ему, и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты <...> И говорил Господь через рабов своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости... за то, как говорит Господь, Бог Из-раилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того" (4 Цар. 21, 1 - 12).
*** На языке Библии "воинством небесным" называются светила или ангелы. - Ред.
"И повелел царь [Иосия]... вынести из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов... которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедро-на и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное" (4 Цар. 23, 4-6).
"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).
А вот что говорят об астрологии канонические правила святых отцов и освященных соборов Святой Вселенской Православной Церкви:
Правило 24 святого поместного Анкирского собора. Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения Святых Тайн.
Правило 36 святого поместного собора Лаодикийского. Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обая-телями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохра-нилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из Церкви. (Ниже приведено 61-е правило Трулльско-го собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило судит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежа к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждается это самым категорическим образом под угрозой отлучения от Церкви. Никита, канонист начала XII в., ссылаясь на 24-е анкирское правило и на данное (36-е) лаодикийское, занятия гаданиями называет языческим делом, недостойным христианского мира, а еще менее Православной Церкви.)*
Василия Великого Правило 72. Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени сколько убийца. (Таким образом, для прибегающих к чародеям и тем подобным предписывается двадцатилетняя епитимия.)
Правило 83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся. (Согласно настоящему правилу, те, которые верят чародеям, подвергаются шестилетней епитимий, а согласно 65-му правилу того же св. отца - двадцатилетней епитимий подлежат те, которые сами занимаются волшебством.)
Правило св. Григория, епископа Нисского. Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов.
* Здесь и далее в скобках приведены толкования Никодима, епископа Далматинско-Истрийс-кого - видного православного канониста нового времени, составившего повсеместно используемый сегодня сборник канонических правил Православной Церкви. - Ред.