Ничирен Шошу - Сока Гаккай (Nichiren Shoshu / Soka Gakkai)
Основатель: Японско-буддистская секта Nichiren Shoshu (правоверная школа Сына Лотоса), ведущая также и на Западе активную миссионерскую деятельность, восходит к монаху по имени Ценнихимару, который назвал себя позже Нитирен. Он родился в 1222 году южнее Токио и еще будучи подростком подвергал морально-политическую ситуацию своей страны резкой критике. Он был отдан родителями в монастырь и позднее во время длительных путешествий познакомился с различным буддистскими традициями Японии, которые он, однако, отверг как фальшивые и губительные. В конце концов он поселился в монастыре у горы Фуджи и умер в 1282 году недалеко от Токио.
Возникновение и история: Решающим моментом для возникновения новой секты была интерпретация Нитиреном текста Махайаны “Сутра лотоса благого закона” (яп. «Наму мёхо рэнгэ кё» ).Там говорится о «Вечном Будде», точнее о «вечной природе Будды», реализация которой ведет к просветлению Даже само прочтение заглавия как полагал Нитирен принесло бы избавление. В 1253 году он начал практиковать «Diamoku», «Воззвание великого заглавия». Со временем он приобрел многочисленных последователей. На основе духовного аспекта в 1273 году он создал каллиграфическое изобретение «Заглавия» и под наименованием "Гохондзон" сделал его главным предметом почитания своей секты. После его смерти община разделилась на два направления (сегодня в Японии насчитывается более 40 сект Нитирена). С 1912 года на сцене появляется главная секта, называющая себя Nichiren Shoshu (NS), имеющая свою резиденцию у подножия годы Фуджи.
Учение и приемы: Последователи Nichiren Shoshu убеждены в том, что все люди, в особенности японцы и их страна, могут быть спасены благодаря “Трем Великим Тайнам”, а именно Diamohu (Воззвание Великого Заглавия), "Гохондзон" ( каллиграфическое изображение Заглавия) и Kaidan (Япония в качестве спасительно-исторической точки кристаллизации всего буддистского мира). Поэтому они считают себя единственной истинной буддистской общиной. Каждый последователь ежедневно практикует Diamohu («Наму мёхо рэнгэ кё» – почитание "Сутры лотоса благого закона") и ритуальное чтение стихов Сутры - Лотоса.
Внутри секты Nichiren Shoshu действует строго организованное движение мирянинов (членов общины, называющих себя Soka Gakkai (SG) (общество для создания ценностей). Целью его является претворение в жизнь учения секты в гражданской жизни Японии и всего мира). Soka Gakkai было основано в 1930 году учителем народной школы Макигучи Цунесабуро ( Makiguchi Tsunesaburo) который родился в 1871 году),после того, как он обратился в веру Нитирен-Буддизма.Первое название - Сока кёику гаккай (Общество по воспитанию в целях создания ценностей) Поначалу набор членов секты проводился поначалу по методу «Sharubuku» (дословно – «От запугивания до подчинения»).
Tsunesaburo Makiguchi умер в 1944 году в одной из тюрем города Токио т. к. подвергал резкой критике военно-направленный, националистически-синтоистский курс правительства. Его последователем стал Josei Toda (1900 – 1958), который заботился о быстром развитии Soka Gakkai. Однако влиятельной фигурой стал Дайсаку Икеда Daisaku Ikeda (род. 1928), который в 1975 году основал в Германии Soka Gakkai International. К тому времени (1995) вождем Soka Gakkai являлся Einosuke Akiya.
Организация считается и сегодня четко структурированной. Центральную роль играет прагматизм – в отличие от традиционных буддистских групп, где речь идет скорее о духовной правде. Культовыми действиями являются «истинная молитва» (яп. хоммон но даймоку) и различного рода медитативная практика. Даймоку (истинная молитва) является одним из трех «тайных законов» Нитирэна, направленных на достижение всеобщего счастья и гармонии. Заключенная во фразе «О Сутра лотоса благого закона» сила, якобы помогает человеку открыть и реализовать в себе потенцию Будды. Техника медитации, унаследованная от традиционных буддийских школ, заключается в сосредоточении внимания на сакральной формуле или идее, явно находится под влиянием дзэн-буддизма, но представляет собой упрощенный вариант без ударов наставника или специальных фраз. В некоторых случаях универсальная сила заключена не только в душе, но и в культовом предмете или ритуале.У последователей Сока Гаккай этим предметом служит "гохондзон" -- свиток с именами всех будд и бодхисаттв, якобы обеспечивающих гармонию человека и ритмов природы.
Как считают адепты Сока Гаккай, Япония становится своеобразной «цитаделью рая на земле», местом, куда человечество придет для почитания «истинного объекта поклонения», куда с небес прольется божественный нектар от всех невзгод, которого ждут верующие. Японии отведено особое значение в цивилизационном процессе, она сыграет особую роль в подготовке человечества к приходу мессии, так как японская культура обладает уникальными характеристиками. По учению секты, в так называемой “Третьей цивилизации” должно быть преодолено противоречие между идеализмом и материализмом, капитализмом и социализмом.
Секта является мощной и влиятельной религиозной организации в Японии. Составной частью Сока Гаккай является крупная издательская корпорация, занимающаяся выпуском не только религиозной, но и светской литературы, включая литературно-художественные, общественно-политические и научные журналы. В ведении общества находятся университет, общеобразовательные школы, музеи, другие культурные учреждения; под его эгидой действуют концертная и драматическая ассоциации, научные организации. В 1964 г. на базе общества была создана политическая партия Комэйто (Партия чистой политики). Даже после разделения Сока Гаккай и Комэйто в 1970 г. общество продолжает оставаться главной массовой базой этой партии.
Организации Сока Гаккай охватывают всю Японию, но основная масса членов концентрируется в крупных городских центрах. Численность, по разным оценкам, от 4 до 18 млн. чел. Зарубежные филиалы имеются в 115 странах мира, наиболее крупные — в США, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Используя связи со многими внешними организациями к началу 1990-х секта стала неправительственным членом Организации Объединенных Наций.
Говоря об этой секте "Федеральное министерство Германии по вопросам окружения, Семьи и Молодежи" в 1996 году заявило: "Наблюдения показывают, что принадлежность к ней (молодых) людей с Запада может иметь точно такие же негативные последствия, какие известны по другим религиозным экстремальным группам (как то: семейные проблемы, изменение личности и т.д.)".