"Искусство Жизни"
Другие названия: "Восточный дом", Международный фонд "Искусство Жизни", Международное Общественное Объединение "Искусство Жизни", "The Art of Living Foundation", коммерческая организация "Шанкара Глобал СНГ" (Shankara Global).
Печатные издания: газета "ДвИЖение".
"Я преклоняюсь перед Вселенским Учителем, который есть Абсолютная Истина, Чистое Сознание и Блаженство, Который вне всяких различий, Который всегда обладает Полнотой, без атрибутов, Без формы, Который всепроникающь и всегда сцентрирован в Себе". (О гуру из материалов "Искусства жизни")
В этой работе я хотел бы рассмотреть одну из интересных групп, действующих за рубежом, и, с недавнего времени, в нашей стране. Это "Искусство жизни" (далее - ИЖ). К сожалению, имеется не так много информации о ней, поскольку любой пришедший на курс дает подписку о неразглашении (из анкеты при прохождении курсов: "Я согласен не рассказывать содержание программы и не обучать полученным на курсе техникам других людей, предварительно не пройдя курс для инструкторов" [11, статья ДВ3 анкета]).
Однако кое-какие выводы сделать все-таки можно. Основатель группы - "Его Божественная милость" Шри Шри Рави Шанкар. Интересно, что даже инструкторы, люди, проработавшие в ИЖ не один год, не знают его подробной биографии. Эта информация закрыта для всех, во всяком случае, российских, отделений. Существует так называемая официальная биография. Она содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре (Индия) и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, будучи еще совсем маленьким, в четыре года наизусть цитировал "Бхагавадгиту" и к 17 годам изучил не только духовную мудрость индийской религии и философии, но и получил классическое европейское образование, развернув также широкую благотворительную деятельность. В 1982 году он, выйдя из 10-дневного молчания, предложил человечеству "чудесный подарок" - сударшен крию (дыхательную практику), которая быстро завоевала широкое признание. Сударшен крия, по мнению последователей ИЖ, является плодом не человеческого творчества, а Божественного откровения [3, с. 8]. В 1982 году он основал ИЖ, "для того, чтобы дать людям возможность духовного и физического здоровья, самосовершенствования и расширения осознанности". Утверждается, что методы ИЖ удивительно просты и всеобъемлющи. Существует несколько этапов:
1. Базовый курс.
Курс рассчитан на 18 часов и включает в себя основы учения группы, ряд физических упражнений на основе асан йоги, сударшен крию, групповое пение мантр, общие медитации. Основа курса - сударшен крия - дыхание в определенных ритмах (основанное на идее существования в мире и в человеке неких универсальных ритмов и необходимости достижения гармонии с ними). Практически это выглядит как групповое дыхание в следующем порядке: 4-5 кругов по 25-40 вдохов-выдохов, затем - несколько обычных вдохов-выдохов и быстрое дыхание до 150-200 вдохов-выдохов в минуту под ритм, задаваемый аудиозаписью голоса самого гуру. Впоследствии необходимо ежедневно совершать сударшен крию в домашних условиях (по всей видимости, также под запись). Далее всех прошедших базовый курс, стараются привлечь к еженедельным сатсангам - общим сборам группы, во время которых медитируют, прослушивают лекции гуру, распределяют обязанности, назначают ответственные за ту или иную работу. Стараются также организовать домашние сатсанги в другие дни. Сатсанг - не только сбор единомышленников, но и мистическая церемония, регулярно участвовать в которой крайне необходимо для адепта. Из рекламной листовки для прошедших базовый курс: "А самое главное это то, что домашний Сатсанг таинственным образом "очищает и облагораживает" атмосферу Вашего дома, заряжая её любовью радостью и успокоением!" [11, ст. "Домашний Сатсанг"].
2. Курс Сахадж Самадхи (то есть "быстрого просветления").
Второй этап пути адепта. На этом курсе, дополнительно к уже совершающейся практике, присовокупляется поклонение гуру, дается индивидуальная мантра и несколько более соответствующие действительности сведения об учении ИЖ.
3. Продолженный курс.
Настоятельно рекомендуется проходить его не менее 1-2 раз в год. Курс проводится в основном в ашрамах ИЖ (в России пока 1 ашрам в п. Выдрино на Байкале). Включает в себя религиозные обряды поклонения гуру, практику молчания, углубленные медитации и сударшен крию.
4. Курс для инструкторов.
Какой либо более или менее полной информации нет (инструкторам запрещается разглашение подробностей). Возможно, что на курсе проводится инициация самим гуру (с выездом адепта и проживанием в Бангалоре). Изучаются методы проведения семинаров, курсов, совершаются религиозные церемонии в духе индуизма.
5. Специализированные курсы.
Это курс Art Excel для детей дошкольного возраста, включающий в себя и медитации и занятия сударшен крией (специальной "детской крией"). Курсы для больных СПИДом и другими заболеваниями, для заключенных и т.п. По сути, и методикам они не отличаются от базового курса.
Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. "Человек любой конфессии, так же как и атеист в результате курса становится более осознающим, идет к корням того, что делает..." (3, с. 18). Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете). Регулярные занятия (каждый день + 1-2 раза в неделю в группе) сударшен крией, йогой и медитацией по методам ИЖ должны, согласно рекламе ИЖ, привести к очистке организма от ядов и токсинов, психики - от накопившихся стрессов и "расширить осознанность".
Вообще, нельзя не обратить внимания на удивительное (и, возможно, не случайное) сходство PR-позиции, учения, практики, внутренней структуры ИЖ и "Трансцендентальной медитации" (ТМ) (даже во время занятий в ИЖ вместо мантры, данной инструктором, вы можете использовать мантру ТМ) и "Братства Ананда" ("Крия-йоги"). И там и тут вам скажут, что это благотворительная общественная организация, использующая научно подтвержденные методы, преследующая общечеловеческие цели и т.п. "..."Искусство жизни" не выделяет ни одну религию или религиозную практику, но мы относимся с почитанием ко всему и руководствуемся теми истинами, которые лежат в сердце любой религии" [8, ст. "Вопросы и ответы"]. "Все религии подобны кожуре банана. Духовность - это сам плод. А люди выбросили плод и держатся за кожуру" [1, с. 31]. "На самом глубинном уровне все религии происходят из одного источника" [1, с. 31]. Адептам преподносится знакомая ньюэйджерская идея, что каждая религия оттеняла актуальный для своего времени аспект Божественной природы, например, Ветхий Завет - Судия, Новый Завет - Отец, ислам - милосердие Божие, индуизм - Божественную красоту и т.д. [2] Как и идея, что религии, актуальные для своего времени, теперь эту актуальность утратили и не подходят для современного человека. Актуальным для него является религиозный синкретизм. "Люди отождествляют себя с религией - "Я принадлежу к этой религии... Это ограниченность ума... Вся мудрость этого мира, все знания... Принадлежат вам..." [2, с. 11 - 12]. Все это только кожура, когда-то бывшая пригодной для достижения состояния духовности. Теперь имеются куда более эффективные методики для достижения духовности, и, конечно, одна из самых "эффективных" - это методика ИЖ. Здесь нужно отметить тотальную информационную закрытость ИЖ: не практикуя, вы можете получить доступ только к самой общей, рекламной (и во многом искажающей действительное положение вещей) информации. Так, например, даже список информационной рассылки с материалами ИЖ вы можете получить, лишь пройдя базовый курс [8]. Это делает изучение учения и практики ИЖ довольно сложным и вынуждает опираться лишь на обрывочные, косвенные сведения, доступные из литературы (в основном, брошюр Шри Шри Рави Шанкара) и почерпнутые из бесед с членами ИЖ. Хотя утверждения о безрелигиозности учения и практики группы дезавуировать все-таки можно.
Религиозный характер учения ИЖ подтверждается следующим:
1. Наличие концепции Бога.
В учении ИЖ имеется однозначное и не позволяющее никаких двойственных толкований понятие о Боге, в основном соответствующее идеям неоведанты и непримиримо противоречащее представлениям всех основных монотеистических религий. "Бог - это все существование. Бог - это сам смотрящий. Тот, кто смотрит - это и есть Бог. Бога вы можете найти в самой сердцевине себя" [1]. "Осознайте, что Бог - это все пропитывающее сознание, то единственное, что существует, и ничего кроме него. ... Это пространство, в котором все существует, в котором все расцветает, вырастает и умирает, будет основной субстанцией этого творения - пусть это будет вашим пониманием Бога" [9, "беседа о терроризме"]. "По Вашей истинной природе, Вы - Бог. Когда вы невинны, когда вы сама покорность, вы - Бог" [6, с. 86].
2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека.
"Самопознание состоит в том, чтобы воспринимать каждого, как тряпичную куклу… Никто не обладает какой-то фиксированной индивидуальностью…" [5, с. 34]. "Итак, истинная близость - это понимание, что другого лица не существует…" [5, с. 35].
3. Учение о предсуществовании и переселении душ.
"Вы существовали до Библии. Вы существовали до Вед. Вы из-за пределов пространства... Вы попали... В это маленькое тело, в маленькую семью. В определенную ситуацию. Вы играете в некую игру..." [1, с. 48]. Мы все встречались раньше. И в будущем мы тоже будем встречаться. Вы можете делать вид, будто вы не помните..." [1, с. 48].
4.Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы).
На вопрос Божественном промысле: "...Он просто играет, нажимая на все ваши кнопки..." [1]. "..Он говорит: не воспринимайте ничего всерьез, все это - игра. Все это подобно сну" [5, с. 104]. "Сделайте всю свою жизнь игрой. В ней нет ни назначения, ни цели - ничего нет" [5, с. 104].
5. Учение о спасении как избавлении от кармы.
"Любовь может уничтожить всю карму. И второе - дыхание. Работа дыхания уничтожит карму. Третье - это медитация. Это может уничтожить карму. Четвертое - служение. Любой вид служения..." [4]. "Милосердие и знание могут избавить от кармической зависимости. А иначе ей нет конца. Хорошие кармы будут порождать хорошие кармы, плохие кармы будут порождать плохие..." [6, с. 48].
6. Религиозная практика ИЖ:
Совершение пуджи. Если во время прохождения базового курса вы с этим не столкнетесь (на базовом курса пуджа совершается не везде, если говорить о Российских отделениях ИЖ), то на втором этапе после базового курса (семинары по Сахадж Самадхи) вам придется совершить поклонение гуру Шри Шри Рави Шанкару. Это - традиционная индийская религиозная церемония .Здесь все также очень напоминает процедуру инициации в ТМ. Вас попросят принести определенный набор продуктов (фрукты, цветы, зерна). Ваше приношение предлагается перед портретом гуру ("Мастер - это тот, кто снимает с вас этот груз, который вы не можете сами нести, и зажигает в вас любовь преданного" [4, "Пуджа - с уважением предложить все"]), зажигаются свечи, читаются определенные молитвы на санскрите, где гуру называется Богом, и, после этого инструктор сообщает вам вашу индивидуальную мантру (которую должны знать только вы). Тем самым вы, возможно и не подозревая об этом, совершили религиозное поклонение в языческом духе [12].
На базовом курсе практикуется групповое чтение или пение мантр, таких как "Шива Манас Пуджа (мантра для отсечения привязанностей, буквально - "заклинание Разума Шивы"), Бхаваньястакам (молитва Божественной Матери), Шивохам, Атмастакам, Лингастакам, Ом Намах Шивая (наиболее распространенная мантра шиваизма) и прочих. Все эти мантры имеют однозначно религиозное значение. Вообще, в учении ИЖ (в его подлинном, а не рекламном содержании) огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы - богине Кали: "Лучшее, что можно сделать - это сдаться Матери Кали и любить Мать Кали. Итак, Кали - Мать, дарящая знание" [5, с. 81]. Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности и рядом других черт, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.
Почитание гуру. Ранее уже приводились некоторые примеры, показывающие роль гуру в группе. Ему поклоняются как живому богу, он считается проводником божественного откровения. Описываются его чудеса: "Когда мы делали крию, здесь [в Иркутске - авт.] Был Основатель программы [Шри Шри Рави Шанкар - авт.] В облаке света и наш инструктор плавал в волнах этого сияния. Я спросил: "А какой был запах?" Кеша: "Я его не знаю, но очень приятный". Запах чувствовал и один из повторно проходивших курс - запах сандаловой благовонной палочки" [3, с. 11]. Приведу только один отрывок из многочисленных восхвалений гуру адептами: "Чем больше я раскрываю Тебе свое сердце, тем больше жизнь раскрывается для меня. Чем больше жизнь раскрывается мне, тем я более свободен. Все, о чем я мечтаю - это Ты. Мое сердце - это Луна, звезды. Навсегда Твой" [4].
Конечной целью сударшен крии, медитации является не обретение душевного комфорта, психологического равновесия, здоровья, работоспособности, как об этом можно прочитать в материалах ИЖ, но просветление как раскрытие в себе Божественного. В материалах ИЖ чаще используется более нейтральный термин "Высшее Сознание". Например: "Занятия сударшен крией приводят не только к обретению душевного и физического здоровья, но и к раскрытию в себе Высшего Сознания" [7]. "Просветление… осознание Божественного в глубине своего существа... Это единственное, для чего стоит жить" [4]. Однако классическая для индуизма идея мокши (освобождения от колеса перерождений) в учении группы не подчеркнута, напротив, судя по тем материалам, которые удалось изучить, перевоплощения понимаются как нечто положительное, что показывает ориентированность учения на европейское сознание.
Говоря о сотериологии (учении о спасении) ИЖ, необходимо подчеркнуть одну из фундаментальных задач адепта - "умножить в себе преданность", что, похоже, соответствует концепции бхакти (преданности и сопричастности божеству в индуизме). Бхакти и обозначается как "путь преданности" (бхакти-марга). Объектом преданности в ИЖ выступает сам гуру.
Кроме того, многочисленные заявления представителей ИЖ о необходимости любви ко всем и каждому, основаны на идеях неоведанты о единстве всех людей, причастных единой божественной природе ("Все мое. Все это как мой собственный палец. Каждый часть меня" [6, с. 33]), и о служении людям, как истинном богослужении. Правда, к сожалению, эти заявления имеют более декларативный характер и ориентированы на создание положительного имиджа для группы (на сайтах ИЖ вы найдете немало заявлений о помощи голодающим в Индонезии и иных отдаленных странах, которые не так просто проверить, но, практически, за все, что предлагается на семинарах необходимо платить звонкой монетой и, впоследствии, работой на группу).
Все вышесказанное позволяет отнести ИЖ к религиозным организациям нео - (или, скорее, псевдо) индуистского толка.
Вызывает тревогу ряд признаков учения и практики ИЖ, свойственных религиозным организациям с тоталитарным контролем сознания (тоталитарным сектам) [12]. Это:
Наличие эзотерического разрыва (сознательное сокрытие истинной информации при вербовке) между истинным содержанием учения и практики и рекламной информацией. По сути, вам предлагают вступить в религиозную группу, имеющую вероучение и культовую практику и считающая учителя Божеством (автор сам видел религиозную церемонию на дому у адепта перед фото Шанкара в г. Москве), однако на этапе вербовки вы этого не узнаете. Любопытно, что сами вербовщики об этом противоречии прекрасно знают, мотивируется же это идеей лжи во благо.
Гуруизм (исключительный, божественный авторитет лидера). В литературе ИЖ постоянно присутствует учение о необходимости полного подчинения и поклонения гуру. Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Из выступления Шанкара: "Вера в Знание, в Мастера, в Божественное. Вера в Мастера даст то, к чему вы на самом деле стремитесь. Просто томление по Мастеру, по Божественному, все остальное будет течь автоматически [4]. В ответ на вопрос о разнице между гуру и Богом: "Когда вы произносите эти два слова, вы уже сделали различие. Разве не так? Бог дает вам путь, а Гуру ведет вас домой. Вы можете различать таким образом" [4].. Также: "Разницы между ними [Богом и гуру - авт.] нет. Мастер просто отражает. Мастер несомненно вам скажет тоже самое…" [5, с. 88]. "Когда мы чувствуем, что принадлежим кому-то, страх уходит. Вы принадлежите Богу, вы принадлежите Мастеру, миру. Чувство принадлежания - и страх уходит. Я принадлежу Богу, моему Учителю, моему Мастеру, мой Учитель заботится обо мне. Божественное заботится обо мне" [4]. "Когда вам трудно… тогда глубоко полюбите Мастера, и вы увидите, что очень скоро вы станете Большим умом…" [5, с. 89]. "Вопрос: Дорогой Гуруджи, пожалуйста, расскажи о милости Гуру и о нашей связи с Тобой, когда Ты покинешь нас завтра. С любовью. Ответ: Милость Гуру присутствует все время. Чем более вы благодарны, тем больше милости вы получаете. Благодарность - это способность получать милость. Милость присутствует все время, но если вы недовольны, неблагодарны, милость не течет. Когда вы благодарны, милость течет все больше и больше [4]. И еще один пример: "Вопрос: Дорогой Гуруджи, если я дома пишу Тебе письмо и кладу его рядом с Твоей фотографией, Ты получишь его? Или надо отправить его по почте? Ответ: Пусть почта тоже выживает. Зачем экономить на марках? Я даю большой бизнес всем почтам" [4].
Наличие чудодейственного, подходящего всем и каждому и удивительно простого метода, обнимающего собой и превосходящего все прочие духовные практики (сударшен крии).
Наличие "бомбардировки любовью" (всеобщего внимания к вам, лести, желания помочь и решить ваши проблемы на первом этапе вашего общения в группе, не требующего никаких усилий с вашей стороны - еще один "прекрасный подарок") и "эффекта Барнума" (использование склонности людей принимать за чистую монету благожелательные оценки своей личности) - например "Что бы вы не делали, вы всегда чисты и Божественны…" [4]. Кроме того, в учении ИЖ присутствует и моральная вседозволенность. Делать можно все, что вам нравится и хочется, надо лишь практиковать крию каждый день, и вы всегда будете чисты и невинны. "Вы - всегда Бог. Где бы вы ни были, кто бы вы ни были, вы - в Боге" [6, с. 29].
Наличие собственной системы понятий. Так, например, "духовность" на языке ИЖ означает внутренний комфорт, удовлетворение, блаженство, покой и считается (на первом уровне информации - уровне базового курса) конечной целью всех религий и духовных практик. Цитата: "Одна верующая христианка [рекламный трюк, так как христианка крией заниматься не может и не будет - авт.] из Ангарска говорит: "В храм ходить удается не всегда, а тут [после сударшен крии - авт.] Такое ощущение чистоты, как после удачной молитвы, а это бывает не часто…" [3].
Стремление к контролю над жизнью адепта. Это и обязательное посещение сатсангов раз в неделю, где вас скоро привлекут к деятельности на благо ИЖ (так называемые Сева-проекты). Это и проведение курсов в ашраме. Это и ежедневное получение сутр (в ИЖ - коротких изречений) Мастера, над которыми вы должны размышлять (и заучивать наизусть каждый день). Это и ограничения в питании. Это и жесткий контроль за вашей жизнью со стороны инструктора. Например, на сайте для практикующих (www.esatsang.ru) четко регламентировано все, включая инструкции, как говорить с людьми, о чем умалчивать (!), как привлекать их, как составлять материалы.
Культивирование ощущения избранности, особенности практикующих. "Вопрос: Как мне перестать чувствовать злобу по отношению к тому, кто меня обидел (речь идет о внешних). Ответ: Не думайте о том человеке, как о человеке…воспринимайте обидчиков как манекены, как тряпичные куклы. Внутри них нет личностей…" [5, с. 16].
Присутствие в практике психологических методик погружения в трансовое состояние (хотя некоторые методики, такие как пение мантр, медитация, имеются в ряде религий). Это:
а) Гипервентиляция.
Сударшен крия, как уже говорилось, заключается в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемом записью голоса гуру. Гипервентиляция приводит к измененному состоянию сознания. В медицине гипервентиляция используется в качестве метода провокации эпилептической активности мозга. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. О явлениях гуру ученикам в облаке света во время сударшен крии уже говорилось. Вот еще один пример. Присутствовавшая на занятиях женщина, которая за шесть дней до этого потеряла сына, так описывает свои впечатления: "Он у меня всегда перед глазами стоял, чуть справа. А во время крии собрался в такой дымный шарик и улетел. Причем с полным пониманием того, что для него это хорошо…" [3]. Эйфория, развивающаяся во время занятий крией, во многом является результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий) и возникает у части практикующих, подверженных внушению в большей степени. У таких людей состояние блаженства, покоя, счастья, зрительных, слуховых и обонятельных галлюцинаций приводит к возникновению психологической зависимости от этих занятий (сродной наркотической зависимости).
б) Элементы гипнотического внушения, которые можно заметить на магнитофонных записях лекций.
Это, например, периодическое повторение ключевых (внушаемых) слов на фоне общего монотонного монолога в стиле НЛП, проигрывание трансовой музыки, использование методик погружения в гипнотическое состояние (например, на фоне лекции постоянно повторяется "вы устали… вы устаете… вы так устали", используется монотонный ритм и однообразный тембр голоса), периодическое повторение, особенно в начале лекции, общеизвестных истин с подтверждением их ("Не так ли? Вы согласны?"), с целью вызвать привычку соглашаться с лектором.
в) Медитации.
Необходимы для слушателя каждый день, в сочетании с сударшен крией. Используется метод многократного повторения мантры, которая была дана на курсе Сахадж Самадхи. По сути, речь идет о самостоятельном, или под руководством и по команде инструктора на курсе, погружении в гипнотическое состояние. Поток внешних впечатлений резко ограничивается, теряется ощущение тела. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастает внушаемость и самовнушаемость, появляются различные неуправляемые фантазии, психотические переживания.
г) Групповые трансовые практики
Это и долгое совместное пение мантр, практика молчания на продолженном курсе в ашраме, прослушивание медитативной музыки, совместные религиозные поклонения.
Говоря о внутренней организации ИЖ, во многом повторяющей структуру ТМ, можно заметить, что она состоит как минимум из двух кругов. Первый круг - это периодически проходящие те или иные курсы и платящие деньги слушатели, не имеющие понятия об истинном учении и практике ИЖ. Это те самые "бизнесмены, домохозяйки, президенты, дворники" ради которых и создается PR-позиция ИЖ, заключающаяся в нехитрых заклинаниях типа: "Нет проблем: совершайте крию каждый день по 10-15 минут и вы обретете здоровье, успех в бизнесе, личное счастье". Или: "вы можете принадлежать к любой религии, и крия поможет вам прийти к глубинным истокам вашей веры". Второй круг - это люди, продолжающие практиковать, проходящие продолженный и инструкторский курсы, воспринимающие ИЖ как религиозное течение, совершающие сознательное религиозное поклонение гуру, работающие в ИЖ профессионально или время от времени. И таких большинство среди адептов. Это рабочее ядро группы. Возможно, существуют и другие круги (приближенных, например, но сведений об этом нет).
Сейчас ИЖ разворачивает активную деятельность в России. На сегодняшний день центры существуют примерно в 11 городах. К сожалению, деятельность эта как-то проходит мимо внимания соответствующих органов. Так, например в Красноярске, представители ИЖ активно работают с детьми (школы №11, №129, № 41, № 144), работают в КГУ (через профком), организовывали клуб смеха и программы "ДВЗ" ( Дыхание, Вода, Звук) - не знаю, успешно ли - в центрах социальной защиты. Стоит ли говорить, что никакого разрешения на ведение по сути религиозной пропаганды среди детей и молодежи они не имеют, да и не могут иметь. Да и родителей, по видимому, никто в известность не ставит. В Москве организован клуб "Восточный Дом". В Восточной Сибири серьезные финансовые возможности местных организаций подтверждает ряд хвалебных публикаций в прессе и на ТВ - Перова Н. Йог, который любит пиццу // АИФ - Восточная Сибирь, № 42; Телерадиокомпания АС Байкал ТВ - Наталья Ветрова /19:41 03.10.2001; Иркутский видеоканал - Светлана Потапчук, 16-22 октября 2001, Иркутск.
Представители ИЖ любят ослеплять местных чиновников тем, что их организация признана ООН (обладает особым статусом консультационной организации) и Всемирной организацией здравоохранения. Однако никакого официального одобрения их деятельности со стороны ООН и ВОЗ не существует. Принципы их взаимоотношений такие же, как и с примерно 3 млн. самых разных неправительственных организаций по всему миру. Так что, нет никаких оснований утверждать особое положение ИЖ. Любопытно высказывание в рекламных материалах, ориентированных на студентов: "А в Америке, Индии и ряде других стран она [практика ИЖ - авт.] вошла в моду и рассматривается как обязательная для получения диплома об образовании" [11, "Молодежный буклет"] - только один из примеров явного искажения реальной ситуации. Подобного, мягко выражаясь, лукавства немало в материалах ИЖ. Так, например, в книгах и лекциях гуру смело оперирует "евангельскими" цитатами (которых в Евангелии нет, и которые полностью ему противоречат). Да это и не удивительно. Ведь сам гуру признается ученикам (в лекциях), что он ничего из книг не читает, а всю информацию получает непосредственным образом из Божественного откровения.
В завершение я хотел бы предложить еще один пример из интервью видного деятеля ИЖ Викрама Хазра телерадиокомпании АС Байкал ТВ:
Вопрос журналиста: "Насколько я знаю, особо ярые представители православной церкви считают, что все дыхательные техники направлены в первую очередь на изменение сознания, и поэтому относятся к ним отрицательно".
Ответ: "Они, наверное, не очень осведомлены. Многие священники, монахи и монахини проходят наши курсы. Я сам проводил курс в буддийских монастырях, наш инструктор работает в Ватикане, и люди истинно религиозные не видят в этом конфликта. Те же, кто не уверен в своей вере, постоянно боятся, что кто-нибудь сможет их веру поколебать. Но я считаю, что необязательно быть итальянцем, чтобы есть пиццу, или американцем, чтобы носить джинсы. То, что хорошо - хорошо для всех".
Целью этой работы было как раз показать несостоятельность подобных заявлений. Учение и культовая практика ИЖ несовместима с большинством мировых религий. Поэтому каждый человек, приходящий на занятия ИЖ, должен понимать, что он не только подвергает опасности свое психическое здоровье, но и совершает значимый религиозный выбор.
И, наконец, в материалах ИЖ не рекомендуется использование символа креста (11, ст. "рекомендации"). Такая нелюбовь к кресту интересно характеризует те духовные силы, которые (по мнению адептов) стоят за ИЖ.
Доктор Ден. ( http://iriney.vinchi.ru )
Использованная литература:
- Шри Шри Рави Шанкар. Капли света. Издание Московского центра ИЖ, б. г.
- Шри Шри Рави Шанкар. Нет конфликта между путями. Издание Московского центра ИЖ, б. г.
- М. Такайшвили, Мои дневники. Иркутск, 1999.
- Аудиозаписи 18 лекций Шри Шри Рави Шанкара "Покой - это наша природа", "Вы устали?", "Упанишады", "В поисках Бога", "Вера - состояние ума" и прочие. В письменном виде часть лекций см. www.esatsang.ru, elina.zip.
- Шри Шри Рави Шанкар. Бог любит веселье и другие беседы. Из-дание Московского центра ИЖ, б. г.
- Шри Шри Рави Шанкар. Стучи в дверь изо всех сил. Издание Московского центра ИЖ, б. г.
Материалы сайтов
- www.aolmoscow.ru
- www.artofliving.ru
- www.vetla.ru (сайт Натальи Ветлицкой),
- www.artofliving.org
- www.esatsang.ru
- А.Л.Дворкин. Сектоведение, братство св. кн. Александра Невского, Нижний Новгород, 2000г
- Печатные рекламные материалы организации.