Итоговый документ Международного семинара «Тоталитарные секты и проблемы защиты интересов и прав семьи, детей и молодежи в России». (Москва, декабрь 1995 г.)
После выхода в 1990 году Закона «О свободе вероисповеданий» Россия стала и остается поныне единственной страной в мире, где права граждан не защищены от посягательств религиозных организаций. Этим воспользовались прежде всего деструктивные религиозные объединения, исповедующие человеконенавистническую идеологию, разжигающие вражду между конфессиями. Как показали судебные расследования, деятельность значительного числа объединений направлена, в первую очередь, на подавление и разрушение личности человека. При этом используются известные психотехнологии, включающие в себя психологические, физиологические, несанкционированные технические, медикаментозные и другие средства и приемы, комплексное воздействие которых позволяет подавлять личность, навязывать ей чуждое мировоззрение и управлять ее поведением. Это подтверждается заключениями значительного числа специалистов.
Последователи тоталитарных сект, как правило, лишаются права на медицинскую помощь, на жизнь, на труд, на свободу перемещения, на отдых, на свободу совести, на выполнение гражданских обязанностей, на жилище, на частную собственность, на информацию, на образование, на создание семьи. Фактически эти граждане лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией Российской Федерации и международными документами. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет.
Стремясь безраздельно управлять личностью адепта, руководители таких культов используют конфликты в семье адепта с родственниками, не принявшими их вероисповедание, с коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками или просто с друзьями. В результате таких конфликтов, а иногда и просто по решению руководителей религиозного объединения, ее последователь уходит из семьи, бросает учебу, работу. Активно используются трудности молодых людей, которые они испытывают на этапе социального становления. Как правило, адепт полностью изолируется от социума и от общества в целом, выпадает из производственной и общественной сферы деятельности государства, отрешается от выполнения своих гражданских обязанностей. При этом член секты, объективно находящийся в психологической зависимости от проповедников, субъективно чувствует себя комфортно и готов выполнять их любые указания.
Как показывает международный опыт, деструктивные религиозные организации, влекомые сомнительными идеями своих руководителей, не только методично разваливают общество, но и могут проводить крупные асоциальные акции: массовое самоубийство и убийство в Гайане (секта Джонса), массовые беспорядки с вооруженным сопротивлением в США (секта Кореша), массовые беспорядки и массовые сухие голодовки до состояния комы на Украине и в России (»Белое Братство»), массовое убийство и покушение на убийство в Японии и России (»АУМ Синрике») и т.д. Такого рода акции и скрытая планомерная негативная деятельность деструктивных религиозных объединений безусловно затрагивают вопросы государственной безопасности, национальные интересы в сфере защиты семьи, воспитания и образования детей и молодежи, в сфере психологической защиты личности.
Приходится констатировать неадекватность государственной политики в отношении складывающейся ситуации.
Правоохранительные органы не уделяют должного внимания правонарушениям со стороны деструктивных религиозных объединений. Многочисленные заявления родственников адептов по фактам правонарушений, если и рассматриваются органами прокуратуры, то только как отдельные случаи. Отсутствует координация действий правоохранительных органов. Следственные группы, занимающиеся этими вопросами, не укомплектованы специалистами необходимого профиля. Отсутствие достаточной государственной статистики, определенной позиции создает у органов прокуратуры впечатление о незначительности негативных последствий деятельности деструктивных религиозных объединений.
В комплексе с недостатками действующего законодательства это приводит к массовым правонарушениям со стороны этих организаций. Так, например, по сведениям Русской Православной церкви, в нарушение принципа светскости образования более чем в 2000 школ России внедрено преподавание по системе «Церкви Объединения» (Муна), около 50000 преподавателей прошли соответствующую переподготовку. Остаются без последствий случаи вовлечения в деятельность общин несовершеннолетних, случаи спровоцированного суицида, потери здоровья, организации массовых беспорядков, массовых вымогательств, нарушение основополагающих прав человека.
В настоящее время не реализуются механизмы контроля за деятельностью религиозных объединений. Несмотря на достаточный мировой опыт, полностью отсутствуют законодательные акты, обеспечивающие гражданам психологическую безопасность.
Не определена государственная политика по отношению к деструктивным религиозным организациям в области средств массовой информации. В результате, в стране возник глубокий дисбаланс информационного обеспечения населения по религиозным проблемам.
Не анализируются социальные предпосылки создавшейся кризисной религиозной ситуации, не прогнозируется развитие проблем ни в социальном, ни в экономическом аспекте, ни по линии безопасности общества и государства.
Таким образом, можно констатировать, что отсутствие государственной политики в отношении асоциальной деятельности некоторых религиозных объединений привело к крайней запущенности ситуации, к массовым проявлениям негативных последствий.
В связи с этим очевидна необходимость принятия системы мер на государственном уровне.
Актуальной представляется задача принятия федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Участники семинара убеждены в том, что депутатам Государственной Думы ФС РФ необходимо в полной мере учесть в этом законе права и интересы семьи, детей и молодежи, охрану физического, психического, нравственного и социального здоровья поколения будущих россиян.
Решение многих проблем может быть осуществлено благодаря принятию и реализации специальной федеральной программы.
Участники семинара полагают, что программа должна включать следующие направления деятельности.
1. Реорганизация государственной религиоведческой службы с целью обеспечения полной объективной информации о развитии религиозной ситуации в России, о юридической правомочности деятельности новых религиозных объединений.
2. Организация медико-психологических исследований по проблемам психологического воздействия на личность, механизмов управления сознанием групп людей. Разработка методов диагностики психологических воздействий, способов лечения и реабилитации пострадавших. Организация институтов оказания психологической, медицинской помощи и последующей социальной адаптации и реабилитации лиц, попавших под влияние деструктивных религиозных объединений, а также членов их семей. Подготовка медико-психологического обоснования для разработки федерального закона о психологической безопасности.
3. Разработка и реализация механизмов, регулирующих отношения государственных структур и религиозных организаций. Обеспечение координации деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов по защите граждан, пострадавших от воздействия деструктивных культов, организация в системе правоохранительных органов, органов безопасности специализированных служб по работе с религиозными организациями.
4. Разработка и последовательная реализация программ духовного воспитания детей и молодежи без нарушения и дискриминации их прав на светское образование.
5. Определение системы социальных, социально-психологических и духовно-педагогических мер по профилактике и предупреждению негативных последствий воздействия деструктивных религиозных объединений на граждан.
Семинар считает необходимым информировать о сложившейся ситуации федеральные органы законодательной и исполнительной власти и рекомендовать неотложно приступить к формированию федеральной программы, реализация которой будет способствовать решению поставленных проблем.