Российский суд признал неопятидесятников тоталитарной сектой
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузнецкий районный суд города Новокузнецка Кемеровской области
- в составе: председательствующего: Забировой Л. В.
- народных заседателей: Савенко Г. С., Рагозиной З. Я.
- при секретаре: Полухиной А. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 6 июня 2001 года дело по искам Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к настоятелю Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации,
УСТАНОВИЛ:
Церковь Христиан Веры Евангельской "Живая вода" г. Новокузнецка в лице пастора Мамонтова П. А. и церковь Христиан Веры Евангельской "Живая вода" г. Мыски в лице пастора Седых Н. А. обратились в суд с исками о защите чести, достоинства и деловой репутации и об опровержении оскорбительных высказываний в адрес церкви "Живая вода" г. Новокузнецка и г. Мыски настоятелем Спасо-Преображенского Собора Пивоваровым В. А.
Истцы просят принять меры воздействия в отношении православного священника Пивоварова В. А., который, выступая 17 марта 2001 года на телеканале ТРК "Апекс" в программе "Благословите, батюшка", допустил в адрес церкви некорректные высказывания, в частности: церковь "Живая вода" была названа "опасной тоталитарной сектой", это высказывание они рассматривают как оскорбление чести и достоинства около 1000 прихожан церкви "Живая вода" и призыв к межрелигиозной нетерпимости и розни, также просят обязать Пивоварова В. А. опровергнуть свои оскорбительные высказывания в адрес церкви "Живая Вода" и публично принести извинения через программу "Благословите, батюшка".
Свои требования мотивируют тем, что их организации зарегистрированы официально согласно Закону РФ "О свободе вероисповеданий" как церкви Христиан Веры Евангельской. В течение нескольких лет проповедуют Евангелие Иисуса Христа, способствуя оздоровлению духовной атмосферы городов Новокузнецка, Мыски, Кузбасса в целом, пропагандируя здоровый образ жизни на основании христианской морали и этики. Согласно Конституции РФ (части 1, 2) Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Согласно Закону РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 3) в Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать или менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях разжигания религиозной нетерпимости или розни.
В судебном заседании истцы и их представитель Воронина И. П., действующая по доверенностям, выданным церквями "Живая вода" г. Новокузнецка и г. Мыски, свои исковые требования поддержали полностью, утверждали, что слово "тоталитарная" и слово "секта" оскорбляют честь, достоинство и деловую репутацию церкви "Живая вода" г. Новокузнецка и церкви "Живая вода" г. Мыски и их прихожан.
Ответчик Пивоваров В. А. - настоятель Спасо-Преображенского Собора, его представители - юрист Купавцев Г. С. и доктор философских наук, профессор Дворкин А. Л., действующие по нотариальной доверенности от 2 июня 2001 года, исковые требования не признали и указали, что церковь "Живая вода" г. Новокузнецка и церковь "Живая вода" г. Мыски являются ненадлежащими истцами, поскольку иски предъявлены ими в защиту личных нематериальных благ прихожан, на защиту чести, достоинства и деловой репутации которых истцы по закону не наделены. По смыслу ст. 152 ГК РФ истцами в данном случае могут быть только физические лица, чьи интересы оказались опороченными. Однако прихожане церкви "Живая вода" г. Новокузнецка и г. Мыски такие иски не предъявили. Ответчики также указывают, что требования истцов о защите их деловой репутации незаконны, так как, хотя церковь и является юридическим лицом, но не относится к коммерческой организации, а поэтому не имеет деловой репутации.
Представитель ответчика профессор Дворкин А. Л., кроме того, указал, что реализация в РФ конституционного принципа свободы вероисповедания и равенства прав религиозных организаций невозможна без реализации права на свободу информации граждан России об иностранных и (подобных им отечественных) тоталитарных сектах, проповедуемых ими религиозных учениях, о допускаемых ими ранее и известных миру нарушениях прав своих членов и причинения ими вреда путем использования методологии "контролирования сознания", об отобрании имущества, о применении к своим членам насилия, об отвлечении их от участия в социальной жизни, о разрыве с родными. Настоятель Спасо-Преображенского Собора Пивоваров В. А. является членом общества, а поэтому считает себя обязанным информировать людей об опасности таких организаций, тоталитарный характер деятельности которых связан с нарушением прав человека и создал им плохую репутацию. Право на свободу мнения и свободу слова позволяет Пивоварову В. А. свободно распространять свое мнение и убеждение, в частности: давать негативную оценку деятельности тоталитарных сект, к которой он относит церковь "Живая вода" и их критику. Настоятель Пивоваров В. А. разделяет мнение специалистов, которые негативно оценивают деятельность тоталитарных сект, и поэтому вправе был высказать свое мнение в телепередаче.
Ответчик и его представители считают, что требования истцов, утверждающих, что они "проповедуют Евангелие Иисуса Христа", способствуя оздоровлению духовной атмосферы г.г. Новокузнецка, Мыски и Кузбасса в целом и пропагандирую здоровый образ жизни на основании христианской морали и этики, также нарушают ст. 14 Конституции РФ и ст. 4 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которых религиозные объединения отделены от государства. Это заявление истцов является их частным религиозным мнением, с которым они категорически не согласны. Внося подобные утверждения в исковое заявление, истцы навязывают суду позицию арбитра в религиозных спорах. Оценка какого-либо религиозного образования с точки зрения иного вероисповедания относится к категории межрелигиозных отношений, где данные вопросы разрешаются путем межрелигиозных дискуссий и споров. Вмешательство государственных органов, в том числе и судов, по мнению ответчика, в вопросы вероисповедания и межрелигиозных споров с точки зрения данных положений законодательства является недопустимым.
Суд, выслушав объяснения сторон, их представителей, допросив свидетелей как со стороны истцов: Женекову, Шишкова, Бордюкову, Семенову, Цыбенко А. В., Богданову, так и со стороны ответчика: Сексенбаеву, Луневу, Коротчук, Хаустова, Кубасова, Черткова, Макрушину, Цыбенко Н. В., исследовав и огласив материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения требований церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" г. Новокузнецка и церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" г. Мыски не имеется.
В соответствии со ст. 152 ч. 1 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Таким образом, право на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации имеют граждане, предоставившие данные, что распространенные в отношении них сведения порочат именно их. Причем такие нематериальные блага, как честь и достоинство, защита которых допускается в судебном порядке (ст. 150 ГК РФ), принадлежит только физическим лицам - гражданам, а юридические лица наделены правом на судебную защиту лишь деловой репутации.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 августа 1992 года (в редакции от 21 декабря 1993 года, с изменениями от 25 апреля 1995 года) "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснил, что под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, о которых указывается в ст. 152 ч. 1 ГК РФ, следует понимать опубликование таких сведений в печати. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждение о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную деятельность и т. д.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Истцы утверждают, что некорректное высказывание служителем Спасо-Преображенского Собора Пивоваровым В. А. 17 марта 2001 года на телеканале ТРК "АЛЕКС" в программе "Благословите, батюшка" о том, что церковь "Живая вода" - тоталитарная секта, оскорбляют честь и достоинство, деловую репутацию церкви, а также прихожан данной религиозной организации. Однако честь и доброе имя, достоинство личности в силу ст. 150 ГК РФ - нематериальные блага, которые принадлежат гражданину с рождения. Истцы относятся к юридическим лицам, такие нематериальные блага, как честь и достоинство, им не принадлежат, поэтому их требования о защите чести и достоинства церкви, как юридического лица, являются незаконными. По смыслу ст. 152 ГК РФ и разъяснений названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ надлежащими истцами в данном случае должны быть только прихожане церкви "Живая вода". Однако прихожане церкви "Живая вода" города Новокузнецка и города Мыски в процесс не вступили, иски не предъявили.
Истцы считают, что они вправе предъявить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации прихожан в силу своих Уставов, в п. 2.2 которых в качестве одной из задач Церкви предусматривается содействие защите интересов лиц - членов Церкви. Однако в соответствии с пунктом 3 ст. 4 ГПК РСФСР суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению общественных организаций, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц. Устав церкви "Живая вода" г. Новокузнецка и Устав церкви "Живая вода" города Мыски не являются Законом, дающим право на обращение в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Правила ст. 152 ГК РФ о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Церкви "Живая вода" г.г. Новокузнецка и Мыски относятся к юридическим лицам, но не являются коммерческими организациями, не осуществляют производственно-хозяйственную деятельность, предметом их деятельности является духовная жизнь, душа человека, а поэтому, по мнению суда, истцы не имеют деловой репутации, так как под деловой репутацией понимается оценка профессиональных качеств и добросовестность предпринимателя другими участниками гражданского оборота.
Следовательно, истцы, являющиеся юридическими лицами, не могут быть признаны надлежащими истцами по делу и в силу этого обстоятельства не имеют права на удовлетворение иска.
Неосновательны требования истцов и по существу.
Суд считает, что высказывание священника Пивоварова В. А. 17 марта 2001 года в программе "Благословите, батюшка", где он поставил церковь "Живая вода" в один ряд с другими тоталитарными сектами, не является клеветническим, не содержит каких-либо сведений, порочащих честь и деловую репутацию истцов.
Суду представлены распечатки из международной сети "Интернет", газеты, выписки из журнала "Роман-газета", итоговый документ международной научно-практической конференции "тоталитарные секты - угроза XXI века", проходившей в Нижнем Новгороде 23-25 апреля 2001 года, обращения к депутату Госдумы Медикову В. Я., в Государственную Думу России, Президенту и Правительству России, постановление Госдумы (проект) "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России", обращение в Департамент по народному образованию г. Новокузнецка, ответы Министра Культуры РФ родительскому комитету по спасению молодежи от тоталитарных сект г. Новокузнецка, зам. секретаря Совета безопасности РФ, Генеральной прокуратуры РФ о дополнительной проверке деятельности церкви "Живая вода" и др. письменные материалы, из которых видно, что деятельность церкви "Живая вода" и других церквей, входящих в одну и ту же Ассоциацию Независимых христиан Веры Евангельской, оценивается как тоталитарная.
Представленные ответчиком и его представителями упомянутые выше ксерокопии получены из международного канала "Интернет", от органов власти и управления, от различных религиозных организаций, напечатаны в официальных печатных органах (газетах), поэтому суд считает их возможным использовать в качестве доказательств по делу.
Свидетели ответчика: Сексенбаева, Лунева, Коротчук, Хаустов, Чертков, Макрушина, Цыбенко Н. В., допрошенные в судебном заседании, подтвердили тоталитарный характер деятельности церкви, пояснили, что после посещения богослужений церкви "Живая вода" их близкие полностью утратили личную свободу и индивидуальность. По ощущениям свидетелей, их близкие были "запрограммированы" или "зомбированы". Все они отказывались от любых семейных обязанностей, в том числе и от неотложной помощи больным членам семьи. Все они оказывались неспособными воспринимать иное мнение и чрезвычайно агрессивно реагировали на любую критику в адрес церкви. Свидетели считали, что их близкие попали в церковь не добровольно, но под влиянием обмана, в некоторых семьях дети уходили из дома, перестали читать, смотреть телевизор, общаться со сверстниками, у них было подавленное, а иногда и агрессивное состояние, уносили из дома ценности, вещи, деньги, после посещения богослужений некоторые попадали в психиатрическую больницу, имели место самоубийства.
Свидетели Хаустов, Макрушина, Цыбенко Н. В., Чертков, побывавшие на богослужении в церкви "Живая вода", отмечают применение гипноза, введение людей в состояние транса, готовность выполнять любое задание.
Свидетель Кубасов В. А. - зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии ГИДУВа - кандидат медицинских наук - показал в суде, что в 1994 году проводил психотерапевтическое консультирование процесса богослужения церкви "Живая вода", лично присутствовал на богослужении и отмечает, что лица, проводившие богослужение, квалифицированно владеют техникой введения людей в состояние транса, экспресс-гипнозом, имеется возможность внедрения любых суггестивных программ в подсознание людей, находящихся в таком состоянии.
Показания данных свидетелей ничем не опорочены, не противоречивы, а поэтому не верить этим показаниям у суда нет оснований.
Показания свидетелей истца: Женековой, Шишкова, Семеновой, Цыбенко А. В., Богдановой - это показания людей, глубоко преданных своим лидерам, своей церкви, заинтересованных в исходе дела, а поэтому суд относится к ним критически.
Оценив добытые доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что слово "тоталитарная", применительно к церкви "Живая вода", соответствует действительности, а употреблявшееся понятие "секта" общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, употребление слова "секта", по мнению суда, не может оскорбить чьих-либо чувств.
Словосочетание "тоталитарная секта" является научным и публицистическим термином, отражающим отношение конкретного лица к той или иной религиозной организации. Предъявляя иск, истцы пытаются принудить ответчика в судебном порядке отказаться от выражения своих мыслей и убеждений.
Материалы о вредности и опасности тоталитарных сект для общества, семьи, личности публикуются как за рубежом, так и в России, ответчиком они использовались, а поэтому мнение ответчика базируется на заслуживающих доверие источниках. Как пояснил ответчик Пивоваров В. А. в суде он разделяет точку зрения религиоведов, социологов, богословов, которые негативно оценивают деятельность тоталитарных сект, а поэтому он считает себя вправе открыто высказывать свое мнение, в том числе и в средствах массовой информации.
Истцы признали, что священник Пивоваров В. А. вправе публично высказывать свое отношение к тем или иным религиозным объединениям, соглашались, что такая оценка может быть негативной, то есть признали, что деятельность Пивоварова В. А. должна осуществляться свободно. Истцы также признали в суде, что полемика о новых религиозных движениях уместна и должна иметь место, поскольку существуют разные точки зрения. Суд не считает, что высказывание священника Пивоварова В. А. - это призыв к религиозной нетерпимости и розни. Выступление Пивоварова В. А. было сделано с единственной целью - информировать граждан города, не знакомых с деятельностью тоталитарных сект, об опасности этих сект и предостеречь их от необдуманного вступления в нетрадиционные религиозные организации, которое может быть связано с причинением вреда жизни и здоровью граждан, разрушением их семей, отречением от родных, отобранием у них имущества, применением к ним насилия.
В открытом письме к Губернатору Кемеровской области Тулееву А. Г., опубликованному в христианской газете "Голос пробуждения" № 19 за 1999 год христиане церкви "Живая вода" писали: "мы не боимся гонений и клеветы, так как это наша христианская участь". Однако предъявили иск в суд против священника Пивоварова В. А. Суд считает, что инициирование данного процесса есть стремление церкви "Живая вода" подавить всякую критику, звучащую в их адрес, нарушает конституционные права и свободы других лиц.
Руководствуясь ст. ст. 193-197 ГПК РСФСР, суд
РЕШИЛ:
В иске Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых церквей Христиан Веры Евангельской г. Новокузнецка, Церкви Христиан Веры Евангельской "Живая вода" Ассоциации Независимых Церквей Христиан Веры Евангельской г. Мыски к священнику Спасо-Преображенского Собора Пивоварову Владимиру Александровичу о защите чести, достоинства и деловой репутации отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: (Подпись)
Народные заседатели: (Подписи)