Армия России и сектантство
Последнее время часто приходится слышать, что у нас с сектантами стало полегче, что это пять-десять лет назад куда ни глянь – всюду проповедники, а нынче их не так уж и много. На самом же деле, волна сектантства отнюдь не пошла на спад, просто это явление вступило в новый период своего развития. Сегодня членство стабильно активно растет только в двух сектах – у «Свидетелей Иеговы» и неохаризматиков (неопятидесятников).
В большей части остальных сектантских групп число членов заметно поубавилось и дошло до «оптимального» уровня, ко¬торый они и поддерживают. Происходит это потому, что в настоящее время секты заняты не столько ростом своих рядов, сколько укреплением своей социальной ниши: они скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, журналистами, экспертами, юристами (адвокатами), которые обеспечивают им значимые позиции в обществе, работают на их имидж, страхуют от справедливых нападок, защищают их права на су¬дебных процессах. Одним словом, секты делают все, чтобы показать мускулы и заявить о себе как о непреходящем факторе российской действительности, а затем, закрепившись на отвоеванном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию численности своих рядов.
Безусловно, не оставляют они своим вниманием и Российскую Армию.
Наиболее активна и наступательна в своем стремлении установить прочный контакт с Вооруженными силами РФ Межрегиональная общественная организация «Ассоциация общественных объединений, содействующих воспитанию военнослужащих на принципах христианства, ”Союз христиан-военнослужащих”» (МОО «СХВ»). Являясь организацией постпротестантского толка, она старательно маскируется под православную, что позволяет ей легче внедряться в силовые структуры, в частности органы МВД, Российскую Армию. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с печатным органом МОО «СХВ» – журналом «Военно-христианский вестник». На обложке практически всех его номеров представлены православная символика и фотографии православной тематики, однако «начинка» журнала говорит о том, что представители «Союза» – весьма далекие от Православия сектанты, в частности баптисты.
При детальном изучении журнальных публикаций и материалов Интернет-сайта МОО «СХВ» выясняется также, что «христиане-военнослужащие» помимо исповедуемого ими баптизма представляют интересы таких религиозных организаций, как «Адвентисты седьмого дня» и, что, несомненно, самое важное, «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ) под председательством так называемого епископа Сергея Ряховского. Несмотря на то, что МОО «СХВ» везде заявляет о своей межконфессиональной направленности, вокруг него собрались исключительно сектанты разных толков. Православная Церковь к данной структуре отношения не имела и не имеет. Иногда спрашивают, входят ли в их структуру мусульмане, иудеи или буддисты - представители традиционных для России религиозных конфессии. Можно с уверенностью сказать: «Нет».
Важно подчеркнуть, что РОСХВЕ – жесточайшая тоталитарная секта оккультного типа, признанная во всем мире как особо опасная и деструктивная, а также и то, что, заявляя о себе как о протестантской организации, на самом деле к протестантизму РОСХВЕ никакого отношения не имеет. И об этом не могут не знать протестанты баптисты и адвентисты, которые тем не менее находят точки соприкосновения с этим тоталитарным движением неопятидесятников, о чем говорит хотя бы тот факт, что редакция «Военно-христианского вестника» периодически ссылается на мнение Сергея Ряховского, а на Интернет-сайте МОО «СХВ» размещено обширное интервью с ним (Военно-христианский Союз России. 2004. 30 апр.).
О том, что баптисты и адвентисты нашли взаимопонимание с тоталитарной сектой, свидетельствует и реклама неопятидесятников в «Военно-христианском вестнике». В частности, в № 4 (9) за 2001 г. и № 1 (10) за 2002 г. размещена подробная информация о прошедшей в Санкт-Петербурге конференции неопятидесятников с участием нигерийского лидера неопятидесятнической киевской секты «Церковь ”Посольство Божие”» Сандея Аделаджи.
Помимо неопятидесятников, в журнале также активно рекламируются различные сектантские учебные заведения: «Московский библейский колледж ”Новая жизнь”», «Семинария евангельских христиан», «Санкт-Петербургский христианский университет (СПХУ) ”ЛОГОС”» и другие.
О последнем стоит сказать особо. 1 сентября 2003 г., как сообщил Портал-КРЕДО.RU., в этом русско-американском университете открылся первый в России факультет по подготовке священнослужителей для «силовых ведомств» (http://portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=1922), а точнее, специалистов в области военно-социальной психологии и педагогики из числа служителей протестантских структур. Об этом договорились руководство СПХУ и «Союза христиан-военнослужащих России» (СХВР) – отделения МОО «СХВ». Обучение в университете двухгодичное, очно-заочное, приравнено к высшему образованию; среди учебных дисциплин – основы военной психологии, социологии, истории и тактики, стратегии и строительства вооруженных сил. Первыми слушателями факультета (15–20 человек) стали так называемые региональные лидеры СХВР, которые уже сегодня проникают в армию, в милицию, в систему управлением исполнения наказаний.
«Русско-американскому институту» (РАХИ) редакция «Военно-христианского вестника» уделяет очень серьезное внимание. Редко какой его номер обходится без информации об этом заведении, в котором преподают и учатся верующие якобы всех христианских конфессий. Невозможно представить, что здесь могут проходить обучение православные христиане. Речь, думается, идет, в первую очередь, о баптистах и, вполне возможно, об адвентистах и адептах неопятидесятнического движения.
РАХИ имеет одиннадцать вузов-партнеров в США, предоставляющих ему библиотечные и компьютерные ресурсы, своих преподавателей, по рекомендациям и наставлениям которых составляются институтские учебные программы. «Конечной целью данного учебного заведения является подготовка не просто специалистов, а ответственных граждан своей страны, тех, кто завтра поведет Россию вперед» (Военно-христианский вестник. 2002. № 2-3 (11-12)). Иными словами, по мнению «христиан-военнослужащих», вперед Россию должны вести люди, экономические, политические, морально-этические взгляды и убеждения которых сформированы зарубежными преподавателями-сектантами. И эти «специалисты» будут проникать (и уже активно проникают!) во властные и силовые структуры, в Российскую Армию! Для чего?
На этот вопрос предельно ясно отвечают сами «христиане-военнослужащие». Так, представитель МОО «СХВ» в Новосибирской области и Алтайском крае Борис Николаевич Голубятников в письме на имя командующего 41-й общевойсковой армией генерал-лейтенанта Аркадия Викторовича Бахина высказал надежду на «сотрудничество в деле укрепления готовности воинов соблюдать воинскую присягу, добросовестно служить своему Отечеству», заявил о необходимости разъяснения военнослужащим понятий «патриот» и «защитник своей Родины», исходя из американских, естественно, стандартов, и формирования у них западного мировоззрения. Кстати сказать, об «американизации» заявляют и некоторые отечественные преподаватели РАХИ, например, Владимир Солодовников, кандидат исторических наук (омский журнал «Слово Веры». 2002. № 1).
«Христиане-военнослужащие» говорят о получении возможности (внимание!) «укреплять материально-техническую базу воинской части», а также о материальной поддержке (интересно, из каких источников будет производиться финансирование?) «военнослужащих, граждан, проходящих службу в силовых структурах Российской Федерации по контракту, в том числе уволенных в запас или отставку, и их семьям, бывшим военнослужащим, находящимся под следствием и в местах лишения свободы» (выдержка из представительного письма бывшего капитана Военно-воздушных сил РФ, а ныне президента МАО СКВ баптиста Олега Александровича Аскаленка). То есть сектанты не оставят в покое военнослужащих даже после их отставки. Но это и понятно. Зачем сектам терять своих адептов?
Глава отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями МП РПЦ протоиерей Дмитрий Смирнов так оценил деятельность подобных «союзов»: «Сектанты работают в нашей стране так, как будто они находятся в Чаде или Камеруне, как будто у нас совсем нет христианства. В результате, их деятельность разрушительна. Солдаты, а большинство их крещено в Православии в детстве, вряд ли могут получить от приходящих к ним сектантов-опекунов, имеющих совершенно другой образ мысли, даже подобие духовной поддержки...»
«Союз христиан-военнослужащих» выражает большое желание всеми силами «содействовать духовному развитию и нравственному воспитанию членов семей военнослужащих», проводить с ними «духовно-просветительскую работу», о чем заявляет в Договоре о совместной деятельности. Это следует расценивать как намерение сектантов проникнуть в семьи с целью пропаганды своего вероучения, ничего общего, повторим, с Православием не имеющего.
Больше того, если в воинскую часть внедрятся не баптисты, а их коллеги по цеху, члены тоталитарной секты – неопятидесятники (РОСХВЕ), то трудно себе представить последствия этого, поскольку хорошо известно, что они, как и члены другой тоталитарной секты «Свидетели Иеговы», занимаются чрезвычайно активной вербовкой в свои ряды.
Пока же, по словам того же президента МАО СКВ О.А. Аскаленка, «Союз христиан-военнослужащих», имеющий 68 отделений по всей России, редко получает доступ к военным базам, и только по неофициальному согласованию с местными командирами. Так, известно, что в регионе к юго-западу от Москвы «Союз» добивался разрешения проводить богослужения на военной базе протестантской группе из сорока офицеров Военно-воздушных сил РФ и их жен в течение нескольких месяцев, очень осторожно. По словам О.А. Аскаленка, «все что делает Союз, <он> делает неофициально» (Портал-Credo.Ru; http://portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=1922).
В 2004 г. в Сеуле (Южная Корея) состоялась Всемирная военно-христианская конференция. В ней приняли участие руководители военно-христианских общественных организаций из 140 стран мира. На конференции один из ее участников, заместитель заведующего отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями МП РПЦ А.И. Суровцев, сказал: «Находясь в служебной обстановке, мы осознаем налагаемые на нас ограничения в миссионерской деятельности. Этим мы отличаемся от «протестантов», которые заявляют, что армия – не место для выяснения межконфессиональных отношений, а сами между тем ведут активную евангелизационную работу. Уж лучше, я считаю, быть последовательным и честным и придерживаться принципа, кстати, заявленного самими протестантскими церквями: идти только туда, куда тебя зовут» (http://www.pobeda.ru/informbureau/seul.html).
О характере проникновения в армию «только с миссионерской целью» – «для евангелизации служащих» свидетельствуют фотографии, размещенные на Интернет-сайте МОО «СХВ».
Важно иметь в виду и то, что участие в неопятидесятнических сектах несет психическому здоровью людей серьезную угрозу. Это доказали, в частности, исследования, проведенные врачами-психиатрами из Швеции Пером и Гутрун Свартлинг (о них я подробно рассказал в своем предыдущем докладе). Вот чем чревато для российских военнослужащих и членов их семей «духовно-просветительское» общение с неопятидесятниками, которых так продвигает «Союз христан-военнослужащих».
К сожалению, следует признать, что из-за плохой осведомленности военнослужащих о сектантских движениях в России, их адепты под благовидными предлогами, прикрываясь патриотическими лозунгами, проникают в воинские части Российской Армии. Происходит это во многом потому, что нет должного взаимодействия Армии и нашей Церкви, способной предоставить исчерпывающую информацию о несущих реальную опасность сектах. Хотя, как известно, еще 4 апреля 1997 г. министром обороны РФ генерал-полковником Игорем Николаевичем Родионовым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано соглашение, которое определило и значительно расширило сферу взаимодействия и формы сотрудничества Российской Армии и Русской Православной Церкви. А вскоре после этого на страницах газеты «Красная звезда» появилась публикация с комментариями зам. начальника Главного управления воспитательной работы МО РФ генерал-майора А. В. Черкасова, в которой говорилось, что взаимодействие с иными религиозными объединениями необходимо осуществлять только через РПЦ, ее синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами (Красная звезда. 1997. 28 апр.). Иных официальных заявлений со стороны военных с тех пор сделано не было.
И об этом, кстати, хорошо знают сектанты. В одном из президент «Союза христиан-военнослужащих» О.А. Аскаленок сетует, что, по сравнению с 1990-ми годами, «протестантам» стало сложнее работать в войсках: действует «негласная установка – не пускать в армию никого, кроме православных» Со своей стороны должны заявить: хорошая установка! Однако, к большому сожалению, приходиться признать, что не во всех воинских частях ее придерживаются.
В настоящее время внедрению сектантских (в том числе тоталитарных) образований в МВД и Российскую Армию противодействует лишь РПЦ и некоторые ее центры, занимающиеся сбором и анализом информации о сектах. Так, по сообщению «Радио Теос», координатор сектантского служения «Союза христиан-военнослужащих России» по Калуге Сергей Окунь до сих пор не может попасть в ракетную воинскую часть, расположенную на территории Калужской области. Проблема в том, что рядом с ней находится знаменитая Оптина пустынь и командование части старается согласовывать свои действия с монахами обители, которые отнюдь не приветствуют миссионерскую активность протестантов.
В заключении остается пожелать, чтобы командующие войсками и командиры воинских частей в случае обращения к ним представителей сектантских образований типа МОО «Союз христиан-военнослужащих», «Щит веры», «Путь Корнилия» и других, делали запрос в епархиальные управления РПЦ с целью выяснить, что представляют из себя подобные структуры.
Протоиерей Александр Новопашин,
руководитель Информационно-консультационного центра
по вопросам сектантства, настоятель собора
во имя во имя св. Александра Невского,
Новосибирск, Россия