Общая характеристика коммерческих культов
Коммерческий культ - деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа.
К адептам коммерческих культов можно с уверенностью отнести агентов таких фирм, как "Гербалайф" ("Термоджетикс" и пр.), "Цептер", "VISION", «Amway» (Эмвэй), IPSUM, DVAG, HMI, OVB, AWD, Кворум, NSA.
- Характерные признаки коммерческого культа:
-
чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть "невидимой"; отсутствует открытая реклама продукции фирмы;
-
сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, в обоих случаях распространение продукта фирмы идет из рук в руки и за наличные;
-
жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;
-
неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения; при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;
-
применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы "культового менталитета" и формирование в той или иной форме убеждения, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
-
имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;
-
активный прозелитизм сотрудников фирмы: наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество "обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных; обманная вербовка новых сотрудников;
-
активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы; провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного признания его власти и привилегий;
-
сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей; фирма стремится работать лишь за границей при наличии в своей стране своего широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы;
-
сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они "совершили революционный переворот в технологии"; продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще не является тем, чем его представляют; при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания; отрицание продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом "лечения" продуктом фирмы.