Последователи Порфирия Иванова
Другие названия: Ивановство
Характеристика: культ имеет неоязыческую ориентацию, причем некоторые бывшие адепты указывают на смыкание с доморощенным шаманизмом. Кроме определенного числа интересующихся оздоровительным аспектом учения, отмечается наличие так называемого внутреннего круга последователей П.Иванова, где практикуется различного рода оккультизм. После себя Иванов оставил более 300 рукописных терадей,некоторые из них были изданы типографским способом. Из культовой литературы секты наиболее широко распространена "Детка" - свод 12 правил Иванова для последователей учения. на самом деле Иванов лишь подписал это текст. "Детка" была сотавлена после появление в "Огоньке" (№8,1982) статьи С. Власова об Иванове под названием "Эксперимент длиной в полвека".
В конце статьи публиковался адрес "экспериментатора" и множество людей воспользовалось этим: Иванов стал получать до 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И. Я. Хвощевского составить правила для занятия "закалкой" и отсылать их всем желающим. Так появилась на свет "Детка".
Связи: Последователи П.Иванова присутствовали на второй конференции осенью 1994 г., прошедшей в Москве под эгидой "Знамя мира", где собрались также представители Всемирного Белого Братства (айванховцы), виссарионовцы (в том числе глава секты Сергей Тороп - "Виссарион"), представители МОСК, рериховцы.
История культа: основатель - Порфирий Корнеевич Иванов - "Паршек", как сам себя называл Иванов, родился 20 февраля 1898 г. близх города Луганска, на Украине. Скончался в 1983 году на хуторе Верхний Кондрючий в той же луганской области. По свидетельствам его последователей после революции Иванов был советским активистом, работал снабженцем, был пойман на воровстве и осужден на два года. Вскоре, за примерное поведение он был досрочно освобожден и беспечно дожил до 1933 года.
Иванов встретил человека, который все время, даже зимой, ходил без шапки. Он был глубоко поражен увиденным и решил поступить также. В те годы Иванову часто приходилось ездить поездом. Во время одной из поездок в вагоне он встретил женщину с ребенком который сильно плакал, по словам самого Ивановау него зародилась мысль о том, что если мальчик замолчит, после того как он возмет его на руки то "все намеченное в жизни должно свершится". Мальчик успокоился и этот пустяковый случай Иавнов возвел в ранг великого свершения и великого знака, данного ему природой. "Таких людей еще до меня не рождала Природа, чтобы он для этой цели родился"("История Паршека". т.1. с.106.). С этого момента Иванов стал осознавать себя Учителем, Мудрецом и, в конечном итоге Богом.
В течение нескольких лет иванов "разрабатывал" свою религиозную систему. В ней Иванов пришел к выводу, что жизнь укорачивается из - за стараний людей получше в ней устроится. Следовательно, нужно отказаиться от всех "потребностей" (дом, одежда, еда и проч.), это дарует человеку свободу от болезней и даже от смерти. Тогда же он стал выходить раздетым на мороз и побольше "тянуть вовнутрь воздух", в то же время он занялся и платными исцелениями. Так стала складываться "оздоровительная" система "Детка".Характерно, что в предлагаемых им процедурах с самого начала присутсвовала обращенная к нему просьба:"Учитель, дай мне здоровье". По мере роста численности клиентов, росло и благосостояние его семьи. "Абсолютно независимый от Природы человек" оказался вполне зависимым от различных житейских благ. Вот как Иванов описывает приобретение машины:" Иванову Порфирию Корнеевичу - Победителю Природы, как исключительному человеку, сам начальник сбыта сказал:"Я тебе помогу приобрести за твою работу...экспортную автомашину", Мне показали эту красавицу.. Я как хозяин занял место сбоку от водителя и тут же сказал: это машина "Волга" моя,никуда я из нее не пойду. И не зря я за нее заплатил 42 000 рублей".(История Паршека. т.1. с. 253 - 254.) Еще до войны Иванов полностью отказался от одежды зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), перестал брится и стричься. Его неадекватность и агрессивность стала бросаться людям в глаза. Несколько раз Иванова направляли на лечение в психиатрические лечебницы. В ростовской больнице он получил диагноз "шизофрения" и первую группу инвалидности. После войны Иванов вновь попадает в психиатрические лечебницы, каждый раз подтверждался диагноз"тяжелая шизофрения".
Болезнь Иванова выражалась и в нарушении причинно-следственных связей: "3 апреля, понедельник. С утра пошел на Мою пользу мизерный дождик для того, чтобы Моя Идея прошла во всем мире" (История Паршека. т. 2. с. 196.). Есть в тетрадях Иванова и совсем уже лишенные всякого смысла места, то, что психиатры называют ученым термином "интерпретативный бред", являющийся составной частью патологического состояния, определяемого как шизофреническая мания:
"А в людях, в Природе понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; иголка, шило, нож, топор, пила, молоток, рубанок, шприцы; корова, лошадка, овца, коза, верблюд; дроги, бричка, плуг, борона, лопатка, сковорода, ухват; курица, утка, гусыня, индюшка; грач, ворона, сорока, воробей, скворец, соловей, щегол, синичка; вишни, сливы, груши, яблоки, терн и все. <...> Крест на хате показался, это видно кто. Лошадка копытом била, дождик сверху лил знать погода плохая. А вода в ванну налилась надо садиться купаться. А Марко коров поил. Атмосфера холодная. Нога моя менялась в боли, хотелось чтобы она не болела. Почты долго не было, хотелось почитать в этом деле есть какой-то секрет"(История Паршека. т. 2. с. 285 -286, 320 - 321.). Или вот такие строки:
"Мы вдвоем вышли с Валей (вторая жена Иванова. - А. Д.), походили; Я быстро побегал для Своего сердца. Я люблю снег, как Себя такого человека. Валя такая она ко мне близкая в этом, подобрала нож своей рукой и по Моему велению весь хутор людей вырезала. Даже она сказала в словах это. Но потом после этого всего она подробно остановилась и сказала свою в адрес Моего здоровья правду: "Этого мой Учитель не скажет, а я, такая баба не сделаю". Эти слова Я их только обосновал и тутже на этой странице написал"(Там же. с. 220.).
В 70-е годы психиатры, по всей видимости, убедившись в неизлечимости Иванова, наконец оставили его в покое. После смерти жены он стал жить со своей фанатичной последовательницей Валентиной Сухаревской. В конце 70-х к нему пришла широкая известность, от которой старик совсем потерял голову. Сформировавшееся тогда вокруг него ядро учеников возглавило движение ивановцев после противоречившей всем их установкам смерти "Учителя".
Мы в Природе строим коммунизм: сперва одного человека допустим, а потом мы все вслед пойдем. Он же будет делать для всех: Он учитель народа, Он же - Победитель Природы. А раз Он Победитель Природы - Он же - победитель врага. То чего пишется в Истории, это будет обязательно так.(История Паршека. т. 2.с. 77.)
Доктрина: учение П.Иванова - это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как это представляют его адепты, а еретическая религиозная доктрина, где нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, недвусмысленно намекал о распятии "брата своего". Несмотря на такое "родство", Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, во время которых пост по церковному установлению не положен. В кругу ивановцев имеет хождение своего рода "евангелия об Иванове", в котором однозначно утверждается, что Иванов - новый мессия, принесший людям новую "живую" веру. Имеется даже свой вариант "нагорной проповеди". Подражая Христу, Иванов избрал из среды своих последователей 12 учеников.
В конце жизни Иванова люди обращались к нему с просьбами освятить их дом или пищу. Многие говорили о том, что, прикасаясь к хлебу, он освящает его собой, и старались есть хлеб, побывавший в его руках. Такое же отношение было у ивановцев к крещению: "А мы не крестимся, мы крещеные нашим дорогим Учителем - перекрещеные".(Истоки.1997.№1(4.) с. 39.) Похоже, что Иванов завидовал Христу и мечтал чтобы его деятельность сопровождалась такими же чудесами, которые творил Христос. Более того, мания величия заставляла его делать заявления в которых он сравнивает себя со Святой Троицей:"А вот Портрет (еще одно имя Иванова) один между нами такой кому надо поклонится...Это некто такой есть в жизни. Паршек есть в трех лицах: Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой". (История Паршека. т. 2. с. 9. 260.)
Учение секты отрицает бессмертие человеческой души. Вместо этого ставится цель достижения земного долголетия за счет принятия ивановского образа жизни. Доходит до того, что некоторые ивановцы питаются только раз в неделю и истязают себя другими аскетическим "подвигами". В словах Иванова: "Здесь живете - остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни" (Современные секты в России. - СПб, 1994.) очень хорошо просматривается аналогия с подобными же утверждениями Асахары (Аум Синрике).
После смерти П.Иванова (очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к "жене господа животворящего П.К.Иванова" для принятия от нее "крещения" в Ивановскую веру. Ивановцы совершают паломничества на родину своего учителя - хутор Верхний Кондрючий (сам Иванов называл его "Боги"). Самыми многолюдными паломничества становятся весной, так как 25 апреля празднуют "День Идеи Учителя". На хуторе находится "Дом здоровья", построенный Ивановым в 1971 г. "для всех людей". Для празднования завершения строительства "Дома" трезвенник Иванов с Сухаревской приготовили 200 литров самогона, которым поили всех. Сейчас ивановцы относятся к "Дому здоровья", как к религиозному храму. Недалеко от хутора находится Чувилкин бугор которому Иванов, а затем и его ученики придают особое значение:"Нет на свете такого места, как этот Чувилкин бугор! Он является общим достоянием всего мира всех людей....Мы поклонились бугру, он нас освятил своею славою, своим взором; наше это место в природе оно освященное нами...На земле адамовского времени место, Чувилкин бугор. Он нами пятиконечностью будет окружен. Это истина человеческой жизни, это место будет наше, мы его займем не сейчас, а позже".(История Паршека.т. 1. с. 101, 43,216, 82, 100, 203.). Более того, для Иванова именно Чувилкин бугор является раем: "Рай - это не гора та, на которой был Христос распят. Это Чувилкин бугор, где Своими ножками прошелся наш господь".(Там же. с. 238.)
Как во многих тоталитарных сектах адептам внушается:горе тому кто не примет учения Иванова противники объявляются врагами:"Если заболеет человек чем нибудь в жизни не чем не спасешся, кроме как лишь Его (Иванова) учением.Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит..... Тот человек в Природе есть кто не соглашается с идеей иванова, с Учителевой он является враг всего человечества в жизни...Они (люди)этого дела не делают, они не оправданные люди в этом, их Дух Святой (читай - Иванов) не примет как таковых".(История Паршека. т. 2. с. 19, 89, 286.)
(Стилистика и орфография автора приведенных текстов сохранены.)
Так же см. по теме: книга священника Алексия Слюсаренко. «Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его "детках"»