Кришнаизм и Индия

         

Трагедия в посёлке Тура

Поводом для включения этой главы в состав второго издания послужила болезненная реакция новосибирского рериховского общества на первый выпуск брошюры «Христос и Кришна. Свет и тьма» в начале девяностых годов прошедшего столетия. Тогдашний руководитель одного из ответвлений новосибирского сообщества последователей учения Рерихов в срочном порядке издал брошюру, в которой осудил издание антикришнаитской книги, обвинив авторов ни много, ни мало, а в попытке поссорить два великих народа — русский и индийский. Да и сами кришнаиты при вербовке новых адептов называют себя представителями великой индийской культуры и наследниками многовекового индуизма. Так ли это?

По словам доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Центра восточной философии Института философии РАН В. Шохина «признание российских кришнаитов представителями древней мировой религии — индуизма — ввело бы современное, насильственно секуляризованное и религиозно безграмотное российское общество в большое заблуждение. Оно способствовало бы и дальнейшему искажению представлений о подлинной индийской культуре». По свидетельству Моти Лал Пандита — видного индолога, индуса по национальности, выходца из семьи брахманов, обратившегося из индуизма в христианство, индийское общество не признаёт членов МОСК и им даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы, в том числе и в тот, где, согласно легенде, родился Кришна.

И хотя божеству под именем Кришна начали поклоняться индийские пастухи в первые века христианской эры, движение поклонения Кришне как единому богу организовал в Индии в XVI веке проповедник и реформатор индуизма Чайтанья. Современное же МОСК было основано в конце прошлого века в 1966 году в Нью-Йорке выходцем из Индии Абхаем Чараном Де, которого кришнаиты называют «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада». Пропаганду своего учения он начал среди американских хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, постепенно выходя на международную арену через свою книгу «Бхагавад-гита как она есть». Так что ни о какой древности учения членов МОСК не может быть и речи.

Впрочем, если бы и уходило это учение в глубину веков дохристианской эры, это вовсе не являлось бы доказательством его истинности. Древнее и истинное не есть синонимы. Две тысячи лет назад в мир, погрязший в мраке древних языческих религий, «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1-е Послание Иоанна, гл. 3, ст. 8) и основать Свою Святую Церковь, в которой содержатся спасительные истины о Боге. Но кришнаиты, да и апологеты некоторых других восточных оккультных религиозных движений, утверждают, что учение Христа ни в коем случае не противоречило древним религиям, и даже наоборот — Иисус, якобы проживший несколько лет в Индии, многому научился у тамошних брахманов, но созданное Им учение коварно исказили люди, позже назвавшиеся христианами.

Байка о проживании Христа в Шамбале настолько популярна среди теософов, рёриховцев и кришнаитов, что этой теме стоит уделить отдельное внимание.

Был ли Христос в Индии?