О таинстве покаяния

         

О миропомазании

  • Что такое таинство покаяния?

Таинство покаяния есть такое церковное священнодействие, в котором епископом или пресвитером отпускаются кающимся все грехи их.
 

  • Было ли это таинственное священнодействие в Ветхом Завете?

В Ветхом Завете лишь только прообразовалось это священнодействие. Прообразами его являлись жертвы за грех и всесожжения, а также обряд с козлом отпущения. Последний обряд Господь приказал совершать так. После очищения святилища, скинии собрания и жертвенника первосвященник " приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню:  и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню". (Левит 16:20-22)
 

  • Какое прообразование этих ветхозаветных священнодействий?

Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также и вообще жертвы за грехи прообразовали Христа, Который будет прощать грехи и понесет на Себе грехи мира. Поэтому Иоанн креститель и сказал о Христе Иисусе: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1: 29)
 

  • Каким образом Господь освободил людей от грехов?

Сначала Спаситель Сам во время земной Своей жизни прощал людям грехи: так, например, расслабленному Он сказал: чадо прощаются тебе грехи твои (Мк. 2: 5)

Затем Господь обещал Апостолам даровать им и их преемникам право прощать грехи; истинно говорю вам, сказал Спаситель, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18: 18)
 

  • Даровал ли действительно Господь это право прощения грехов?

После Своего страдания за грехи людей, после Своей победы над диаволом Воскресший Господь дарует право прощения грехов Апостолам и их преемникам. "Господь дунул, повествует евагелист Иоанн, и говорит им: примите Духа Святого, Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20: 22,23)

Как только стала существовать на земле Церковь Христова, то и начали Апостолы, а затем их преемники отпускать людям грехи их, и вот это-то священнодействие и называется таинством покаяния.
 

  • Какое непременное условие для прощения грехов в таинстве покаяния?

Для отпущения грехов в таинстве покаяния необходимо искреннее, чистосердечное раскаяние человека в своих грехах перед Господом в присутствии священника или епископа и выражение желания исправить свою жизнь к лучшему. Поэтому и говорится в кн. Деяний Апостолов, что многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19: 18,19)
 

  • Признают ли сектанты таинство покаяния?

Нет, не признают; они не исповедуют своих грехов перед законными пастырями, не получают прощения их и умирают, несчастные, с грехами своими.
 

  • Чем же оправдывают сектанты свое отвержение священнодействия исповеди?

Они говорят, что грехи может прощать только один Бог, а не священники.
 

  • Основательно ли такое оправдание?

Нет, не основательно, потому что Апостолам и их преемникам ясно сказано Господом: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 23)

У сектантов нет истинного священства, преемственно и непрерывно идущего от Апостолов; в своем обществе они не имеют посланников Христовых, пред которыми они могли бы исповедоваться, поэтому они и отвергают церковное таинство покаяния.
 

  • Какое оправдание приводят для себя сектанты?

Они говорят, что не только священники, но и вообще все люди должны отпускать другим грехи их.
 

  • Что должно отвечать сектантам на такие их рассуждения?

Должно говорить, что взаимное прощение обид, действительно необходимо и требуется Православной верой, но что этого еще мало: нужно еще и исповедание грехов своих пред пастырем и отпущение или прощение им грехов, как заповедано это Господом (Ин 20: 23).
 

  • Не подыскивают ли сектанты оправданий для себя в Писании?

Они приводят слова из (1 Ин. 2: 1,2): Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира; и еще - из 1 Ин. 1: 9:  Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

  • Оправдывают ли сектантов эти слова Писания?

Нет, не оправдывают, так как Господь прощает нам грехи наши по установленному Им же Самим порядку и именно через законных пастырей. Поэтому-то и говорит Ап. Иоанн, что должно нам "исповедовать грехи наши".

Если бы Спаситель положил прощать грехи без посредства пастырей, тогда Он и не обещал бы этого права Апостолам и их преемникам (Мф. 18: 18)

О Святом Причащении