О миропомазании

         

Крещение детей

  • Что такое миропомазание?

Миропомазание есть священнодействие церковное, в котором крещенному человеку даруются особые дары Святого Духа для укрепления и преуспеяния его в христианской жизни.
 

  • Какая связь таинства крещения с таинством миропомазания?

В таинстве крещения уверовавшему во Христа даруется прощение всех грехов, он облекается во Христа (Гал. 3: 27) и присоединяется к Телу Христову - Церкви ( 1 Кор 12: 13). В таинстве же миропомазания крещенному даруется благодать Святого Духа, помогающая ему жить по-христиански, добродетельно.
 

  • Откуда ведет свое начало таинство миропомазания?

Не было времени, когда бы в Церкви Христовой не было этого таинства. Призывая первою своею проповедью людей в Церковь, Ап. Петр говорил: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2: 38) Священнодействие низведения даров Святого Духа шло следом за таинством крещения, как и у нас теперь.
 

  • Как совершалось впервые священнодействие низведения даров Св. Духа?

Оно совершалось сначала чрез рукоположение Апостолов или епископов. Вот как сообщается об этом в св. Писании:  Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,   которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.  Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.  Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. (Деяния 8:14-17).
 

  • Все ли христиане могли совершать священнодействие низведения даров Святого Духа на уверовавших?

Нет, не все, но только Апостолы или епископы. Узнавши этот порядок, Симон- волхв, уверовавший и крестившийся. (Деян. 8: 9, 13), пожелал получить право подавать Духа Святого. Симон же, читаем в Писании, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого (Деян. 8: 18,19)
 

  • Откуда еще более видно, что низведение Святого Духа совершалось только Апостолами или епископами?

Это видно из того, что для совершения этого действия в Самарии потребовался приход Ап. Петра и Иоанна (Деян. 8: 14)
 

  • Есть ли у нас это священнодействие низведения Святого Духа?

Есть. Оно совершается над присоединяемыми к Церкви непосредственно после крещения, как и в древности. (Деян. 19: 5,6). Называется оно теперь миропомазанием, потому что совершается не через руковозложение епископов, а священниками через помазание миром, освященным епископами.
 

  • Когда и почему произошло такое изменение в священнодействии низведения Святого Духа?

Изменение произошло в глубокой древности. Так как христианство распространилось по разным местам, и частные "церкви ежедневно увеличивались числом" (Деян. 16: 5), а Апостолы и затем их заместители-епископы не могли быть всюду для рукоположения, то Апостолы и решили освящать миро и раздавать его пресвитерам (священникам), чтобы эти последние могли и без Апостолов совершать священнодействие низведения Св. Духа.
 

  • Есть ли в св. Писании указание на такое изменение?

Есть. В Писании часто низведение даров Св. Духа называется помазанием. Ап. Павел говорит: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. (2 Кор. 1: 21,22) Оттого священники, помазывая крещенных св. миром, говорят: печать дара Духа Святого.

Также ясно указывает на дарование Духа Святого через Свящ. Миропомазание и Ап. Иоанн: вы, пишет он, имеете помазание от Святого (1 Ин. 2: 20)
 

  • Почему именно через миропомазание совершается теперь низведение даров Св. Духа?

Потому что всегда через миропомазание выражалось сообщение чрзвычайного дарования Божия.

В древности через помазание миром поставлялись первосвященники (Исх. 30: 30) и цари (1 Цар. 10:1; 16: 1-3). В Новом Завете все христиане получают чрезвычайные дарования (1 Кор 12: 11-13). Для этого над ними и совершается помазание освященным благовонным миром.
 

  • Почему у нас освящается именно благовонное миро?

Потому что даже и в Ветхом Завете оно составлялось особым способом (Исх. 30: 22-25; 31,32)
 

  • Признают ли сектанты необходимость священнодействия низведения даров Св. Духа?

Баптисты признают, а потому совершают нечто похожее на это священнодействие, поступая, однако, совершенно беззаконно. Даже Симон-волхв понимал, что не всякому дано право совершения этого священнодействия, но только Апостолам и тем, кому они передали. Поэтому он и хотел купить себе это право за деньги. Баптисты же хуже Симона-волхва: они прямо как бы украли это право у священноначальствующих в Церкви лиц и думают, что этим воровством заставят Духа Святого сходить на тех, на кого их самочинники возложат руки. Понятно, что своим самоуправством они низводят  на тех, кто по слепоте подчиняется им, нечистого духа, а не Духа Святого, Который пребывает только в Церкви Христовой и подается священнодействующими руками церковных пастырей. [Возможно, что их действия лишь бутафория -  и это в лучшем случае.- Sm]

В наше время появилось много сект пятидесятников и неопятидесятников, на собраниях которых подчас происходят откровенные беснования, которые они именуют "сошествием Св. Духа" (Ред.)
 

  • Признают ли пашковцы необходимость священнодействия низведения Духа Святого?

Нет, не признают и говорят, что Дух Святой сходит на них, как на Корнилия сотника и домашних его. (Деян. 10 гл)
 

  • Основательно ли такое суждение пашковцев?

Нет, не основательно, потому что случай с нисхождением Духа Святого на Корнилия и домашних его был исключительным. Им Господь показал, что должно принимать в Церковь и язычников, чего до того времени не было. Во всех же других случаях низведение Духа Святого совершалось через особое священнодействие (Деян. 8: 14-17; 19: 6); даже Симон-волхв понимал это, изъявив желание купить себе право низведения Св. Духа; пашковцы же не принимают священнодействия низведения даров Св. Духа и поэтому оказываются неразумнее Симона-волхва.

О таинстве покаяния