Русское и украинское неоязычество

Геннадий Гоменюк, Сергей Терещенко

ОСНОВАТЕЛИ: Одними из основателей русского неоязычества были Валерий Емельянов и Алексей Добровольский. Владимир Шаян известен как отец украинского неоязычества.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: Интерес к славянскому язычеству начал возрождаться в начале XX столетия, когда была найдена «Велесова книга». Организованные группы язычников начали возникать в России, на Украине, а также в США и Канаде в 1960-х годах.

Добровольский (он же Доброслав - стоит слева)  с другим известным неоязычником - Емельяновым.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Большинство групп признает авторитет т.н. «Велесовой книги», якобы составленной еще до христианизации Киевской Руси, и считает ее наилучшим источником информации о язычестве. Однако некоторые исследователи (например, академик Дмитрий Лихачев) считают эту книгу современной подделкой. Кроме того, современные язычники и сами пишут книги, в том числе «Язычество древних славян», «Мир славянских богов», «Славянские боги и рождение Руси», написанные русскими писателями, а также «Мага Вира» и «Вера наших предков», написанные украинцами. Выходит и ряд периодических изданий: альманах «Мифы и легенды славян» и газета «Славянский вестник» — в России; журнал «Сварог» и другие — на Украине.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Как правило, языческие группы организованы по национальному и территориальному признакам. Единого руководства нет. Общины автономны, хотя и входят в состав национальных объединений. В России к числу таких объединений относятся «Союз Венедов», «Велесов круг» и «Союз Славянских Общин». На Украине язычество представлено «РУНВерой» и Объединением единоверцев Украины и диаспоры, известным как «Украинские Язычники». «Союз Славянских Общин» и «Украинские Язычники» являются соучередителями Всемирного конгресса языческих религий, основанного в 1998 году (http://www.wcer.org/declaration/dec_ru.htm).


ИСТОРИЯ НЕОЯЗЫЧЕСТВА В РОССИИ

Современное возрождение язычества в России началось в конце 70-х годов XX столетия. Организованных формирований в то время не еще было, существовали лишь очень маленькие группы интересующихся истоками России, дохристианской культурой и языческим мировоззрением. Первыми идеологами и «отцами» неоязычества были Н. Сперанский, физик по образованию, психолог К. Якутовский, партийный работник А. Рядинский и бывший диссидент А. Добровольский (http://www.paganism.ru/neo-pag.htm).

В середине 80-х, с началом Перестройки, стали появляться более организованные неоязыческие группы. В эти же годы возник интерес к древнеславянским видам борьбы, и Александр Белов, филолог по образованию, начал разрабатывать технику боевых искусств, основанных на языческом мировоззрении. В 1986 году некий Виктор Безверхий создал «Общество Волхвов», впоследствии, в 1990 году, переименованное в «Союз Венедов». Московские неоязычники некоторое время состояли в историческо-патриотическом объединении «Память», но в 1989 году отделились, создав Московскую Славянскую Языческую Общину.

Первый большой слет российских язычников состоялся в 1993 году во время Купальского праздника в деревне Весенево, где жил Алексей Добровольский (он же Доброслав). В 1995 году на этот праздник съехались уже пять языческих общин. А 19 июля 1997 г., во время праздника Перуна, прошел большой съезд язычников в Калуге. В тот день было принято решение о создании «Союза Славянских Общин». Владимира Казакова, старейшину Калужской Славянской Общины, избрали главой Союза. Членами этого объединения стали восемь общин из восьми городов России. С этого момента во многих городах России, включая Москву, стали возникать новые общины.


ИСТОРИЯ НЕОЯЗЫЧЕСТВА НА УКРАИНЕ

Возрождение язычества на Украине связывают с именем Владимира Шаяна, который в 1934 году, будучи молодым научным работником, пережил на горе Грехит в Карпатах «духовное озарение». С того момента он занялся исследованием верований дохристианской Руси и возрождением обрядов и мировоззрения предков. Движимый идеями возрождения национальной веры и государства, 5 ноября 1943 года Шаян основал «Орден Рыцарей Бога Солнца», целью которого была борьба против Германии и Советского Союза и освобождение Украинского народа от византийско-христианского духовного рабства.

В 1944 году Шаян эмигрировал с Украины. В Лондоне он основал Украинскую Свободную Академию Наук, став ее первым президентом и профессором. Там, на английском языке, он написал несколько трудов об индоевропейских религиях и занялся переводом Ригведы и «Велесовой книги» на украинский язык. В 1972 году его ученики основали в Канаде Институт Шаяна, который занимается исследованием и публикацией его трудов. Там же, в Канаде, в 80-х годах последователи Владимира Шаяна создали первую Общину Родной Украинской Веры, которую сегодня возглавляет Мирослав Ситник.

На Украину идеи Владимира Шаяна проникли в начале 90-х, после распада Советского Союза. В результате, в 1993 году в г. Киеве была официально зарегистрирована Громада (община) Украинских Язычников «Православие», которая считает себя наследницей той веры, которая была запрещена в 988 году после крещения Руси. В настоящее время Громада является руководящим и духовным центром общин Украинских Язычников на Украине и в других странах.

Другой украинец, Лев Силенко, познакомившись с Шаяном в середине сороковых годов, спустя некоторое время решил реформировать его идеи. Известие о том, что Силенко получил новое откровение о Боге и новое понимание Бога вызвало раскол в среде приверженцев Родной Украинской Веры, в результате чего возникло новое движение, Родная Украинская Национальная Вера (РУНВера). Первая община РУНВеры была зарегистрирована в Чикаго (США) в 1966 году. Лишь после образования независимого государства Украины последователи Силенко принесли его учение на родную землю. И первая община РУНВеры была зарегистрирована на Украине в сентябре 1991 года. В октябре 2000 года в Виннице состоялся съезд, который принял решение о создании Всеукраинского религиозного объединения — Собора Родной Украинской Веры. В настоящее время на Украине действует уже более 40 общин РУНВеры.


УЧЕНИЕ

БОГ: Традиционно славяне поклонялись многим богам. Сварогу, отцу всего сущего, поклонялись как верховному божеству. Кроме него, в славянский пантеон входили Даждьбог, (бог солнечного света), Перун (бог грома и войны) и богиня Макошь (Мать богов и богиня плодородия) (http://slavianstvo.org/ru/byl/svedeniia.html). Иногда представления о боге приобретали характер дуализма (Белобог и Чернобог). Во время зимнего солнцестояния (Коляда) Белобог побеждает своего брата, а во время летнего солнцестояния (Купала) Чернобог берет реванш — и этот круговорот бесконечен (http://hometown.aol.com/hpsofsnert/Gods.html). Некоторые современные языческие группы поклоняются не только исконно русским богам, но и божествам индуистского пантеона, переименовывая их на свой лад, — Крышень (Кришна) и Вышень (Вишну) — или германскому богу Тору (Вячеслав Алексеев, «Российское неоязычество», Вестник ЦАИ, №12). И все же большинство язычников не считает себя политеистами. Они верят, что есть лишь один истинный бог, а все другие боги — просто проявления этого верховного божества. Например, «Украинские Язычники» верят, что Бог един, вечен, неизменен, непознаваем и невидим для смертных и имеет много проявлений. Проявления Бога (солнце, ветер, дождь и т.п.), обладают собственными именами, но, по сути, являются одним и тем же Богом, одновременно единым и многообразным. «Велесова книга» говорит об этом так: «И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что имеем многих богов» (http://www.svaroh.alfacom.net/lozko/veles/vleskn4.html). Но этот Бог — не обязательно личность, большинство язычников считают его безличной силой.

ПРАЗДНИКИ: Язычники ежегодно отмечают множество праздников, связанных с природными явлениями и ключевыми моментами сельскохозяйственного года. На странице «Украинских Язычников» в Интернете перечислены 38 праздников (http://www.svaroh.alfacom.net/kolo-2001.htm). Одним из наиболее известных праздников является Купала. Праздник Купалы празднуется в день летнего солнцестояния (22 июня). Он имеет не только национальный, фольклорный, но и космическо-мифологический смысл. Праздник Купалы символизирует объединение противоположных стихий и энергий на основе любви, а не борьбы: Небо — Земля; Огонь — Вода; Мужчина — Женщина. Праздник имеет свои обряды, ритуалы и игры, которые могут немного отличаться от региона к региону. Один из главных моментов праздника — изготовление соломенных кукол Купалы (мужского пола) и Марены (женского пола) в рост человека, которые затем уничтожают (Марену разрывают, а Купалу сжигают), символизируя победу над смертью и очищение суженых. Важным элементом праздника является живой огонь — участники разводят много костров, через которые прыгают попарно, видя в этом испытание любви, а также защиту от всех болезней, горя и бед. Праздник сопровождается играми с участием всех присутствующих. Девушки и парни гадают, стремясь найти своего суженого и определить, насколько удачным будет их брак (http://www.yazychestvo.ru/kupala; http://www.yazychestvo.ru/kupala/obryady.html).

НАЦИОНАЛИЗМ: Славянские группы обычно формируются по этническому признаку и склонны к национализму. Большинство из них верит, что каждая нация имеет своих собственных богов и должна поклоняться только им. Христианство считается религией евреев, не имеющей никакого отношения к славянским народам. Русские и украинцы должны поклоняться своим национальным богам, но никак не Иегове. Общины обычно привлекают в свои ряды только людей подходящей национальности.

Некоторые российские языческие группы имеют еще и сильную политическую окраску. Примерами могут служить «Русское Национально-Освободительное Движение», основанное Доброславом в 1994 году, и «Русская Партия России» Виктора Корчагина (Вячеслав Алексеев, «Российское неоязычество», Вестник ЦАИ, №13). Они убеждены, что России суждено быть сильной империей, и стремятся ее укрепить, устраняя те влияния, которые разлагают общество.

Многим языческим группам свойственны сильные антисемитские настроения. Они утверждают, что евреи на протяжении всей истории стремились одолеть предков славян, венедов, завладеть их землями и разрушить их цивилизацию. Некоторые язычники видят в христианстве часть еврейского заговора с целью установления мирового господства. Вину за многие беды, перенесенные Россией и Украиной, также возлагают на евреев. Такие группы считают, что их нация достигнет успеха, лишь вернувшись к своим национальным верованиям и возродив чистоту славянской расы (Виктор Шнирелман, Русские неоязыческие мифы и антисемитизм — http://www.sicsa.huji.ac.il/13shnir.html).

ВРАЖДЕБНОСТЬ К ХРИСТИАНСТВУ: Хотя некоторые языческие группы и сотрудничают с Православной Церковью по политическим мотивам, большинство их открыто враждебно по отношению к христианству. Христианство — это религия, которая завладела их землями, преследовала язычников и уничтожила их культуру. Некоторые языческие группы открыто нападают на Библию и учение Христа. Журнал Украинских Язычников «Сварог» содержит постоянную рубрику «Антихрист», которая посвящена критике Библии. Ярослав Орион пишет: «Библия не свята, Бог не диктовал ее, о ее святости мы узнаем по той грязи, противоречиям и неточностям, собранным в ней. Книги такого типа очень опасны... Библия держит украинский народ в духовном рабстве и интеллектуальном уродстве». (Сварог, №7, 1998, стр. 21) В другой статье из «Сварога» приводится список «разрушительных заповедей Иисуса». Вырывая стихи из контекста, автор статьи доказывает, что Иисус учил следующему: «Возненавидь своих родителей (Лук. 14:26)... Не работай (Матф. 6:28)... Не приглашай родных и друзей к себе на вечерю (Лук. 14:12)» (Сварог, № 6, 1997, стр. 35-36). Отдельные группы язычников почитают Иисуса, но утверждают, что Он был не евреем, а потомком славян, живших в то время в Палестине (Вячеслав Алексеев, «Российское неоязычество», Вестник ЦАИ, №13).

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИИ: Некоторые язычники верят, что история человечества, какой мы знаем ее сегодня, не соответствует истине. Они пытаются исправить эту ошибку, предлагая истинное понимание истории. Вот лишь некоторые из предложенных версий: Анатолий Фоменко утверждает, что Россия никогда не переживала татаро-монгольского ига; по мнению Юрия Петухова, все древние цивилизации, включая Древний Египет и Палестину, имели славянские корни; Виктор Кандыба верит, что человечество возникло на севере, что его родоначальником был Ори, прибывший из созвездия Орион,и что потомки Ори спустились на юг, основав при этом Древний Египет, Шумер и Грецию («Российское неоязычество», Вестник ЦАИ, №13).


ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. Единственный истинный Бог открыт в Библии. Другие боги — ложные боги (1 Кор. 8:4-6; Ис. 45:5, 6; 46:5-10; Втор. 4:39).

2. Бог — Личность. Он обладает разумом (1 Цар. 2:3), чувствами (3 Цар. 11:9) и волей (Марк 3:35).

3. Христос — единственный путь к Богу (Ин. 14:6).

4. Христианство — спасение и для евреев, и для язычников (Рим. 3:29-30).

5. Ответ на статью «Разрушительные заповеди Иисуса»:

- Библия учит нас почитать своих родителей (Мф. 19:19);

- Библия учит нас необходимости работать (1 Фесс. 3:10-12);

- Библия учит нас гостеприимству (1 Пет. 4:9).

© 2003 Центр Апологетических Исследований