Экспертное заключение Информационного центра "Сектор" на характер религиозной организации "Сахаджа-йога"

Экспертное заключение Информационного центра “Сектор”
от 9 июня 1998 г. на характер религиозной организации “Сахаджа-йога”,
выполненное по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской


Уважаемая Нина Викторовна!


В ответ на Ваш запрос о характере организации “Сахаджа-Йога” мы можем сообщить следующее:

  1. На основании рассмотренных материалов данной организации можно сделать вывод, что “Сахаджа-Йога” - это неоиндуистская религиозная организация, нетрадиционный религиозный культ с элементами деструктивности.
  2. Претензии лидеров “Сахаджа-Йоги” на то, что они якобы представляют в России традиционный индуизм, представляются несостоятельными. Нельзя забывать уже тот факт, что традиционный индуизм в принципе не приемлет прозелитизма.
  3. Религиозное вероучение “Сахаджа-Йоги” является чуждым и враждебным российской культуре и менталитету.
  4. Основательница “Сахаджа-Йоги” “ее святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви” Шриваста формирует в своих адептах сознание элитарности и исключительности “Сахаджа-Йоги”, превосходства данного культа над иными религиями и мировоззрениями. “Сахаджа Йога - единственный путь, который может спасти мир...” (Справочное пособие, с. 13). При этом, учитывая недопустимость разжигания религиозной нетерпимости, особо настораживают наставления руководства “Сахаджа-Йоги”, заключающие в себе нападки на традиционные религии. “Религиозные люди становятся догматиками, они вязнут в букве писания... Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству” (Восхождение, с.б1).
  5. Практикуемое “Сахаджа-Йогой” пробуждение и поднятие так называемой “божественной энергии кундалини” может вызывать справедливые опасения специалистов-психиатров. К тому же, россияне уже знакомы с практикой “поднятия кундалини” по проповедям и тренингам ныне запрещенной японской религиозной корпорации “АУМ Синрике” Секо Асахары, также предлагавшего “пробудить” скрытые энергии.
  6. Вступая в члены “Сахаджа-Йоги”, человек попадает под контроль лидеров организации, занимает положение подчиненного и, по сути, утрачивает собственную свободу. “Это должно быть религиозным обязательством то, что Вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала” (Справочное пособие, с.60). “...Не очень легко быть Моими детьми, потому что Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о бас” (Справочное пособие, с. 63). “...Международного лидера можно информировать напрямую”, “Ничего не должно скрываться, держаться в тайне” (Справочное пособие, с. 13). “Человека, который подобен Божественному компьютеру, надо лишь подключить к сети питания. Современная Сахаджа Йога разработала новый метод, позволяющий дать реализацию большим массам людей” (Справочное пособие, с. 8).
  7. Любые претензии представителей “Сахаджа-Йоги” на то, что их учение является просто оздоровительным кружком или некой “сверхнаукой”, не имеющими религиозного характера, - несостоятельны. В текстах самой организации зафиксированы неоднократные акценты на именно религиозном характере доктрины этого культа, претендующего на миссию формирования некой “Вселенской Чистой Религии”.
  8. Исходя из вышесказанного мы считаем, что любые попытки внедрения вероучения и религиозной практики “Сахаджа-Йоги” в систему государственного образования - вне зависимости от того, под видом чего они внедряются - являются нарушением законодательства Российской Федерации и противоречат Конституции РФ, Закону о свободе совести и о религиозных объединениях (1997 г.), Положению Министерства образования РФ №47/20-11п от 19.03.93 “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ”, Письму Министерства общего и профессионального образования РФ №17-36-37/17-22 от 18.10.96 г. “О соблюдении законодательства РФ о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”.
  9. Организация “Сахаджа-Йога” многими экспертами (в частности, специалистами Комитета защиты семьи и личности (Петербург), Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова (Москва), Миссионерского отдела Русской Православной Церкви и др.) классифицируется как деструктивная религиозная организация.


Библиография:

  1. Сахаджа Йога. Справочное пособие. Рекомендации и советы искателям Истины. - Киев: 1995, 71с.
  2. Йоги Махаджан. Восхождение. - Тольятти: 1991, 91 с.
  3. А.Полынский. Тольятти уходит в Астрал // Комсомольская правда, 14.3.1997.
  4. А.Алексеевский. Нирмала Шриваста Деви - изобретательница “вибраторных знаний” и “Сахаджа-Йоги” // Миссионерское обозрение, октябрь 1997. - №10(24).
  5. “Сахаджа-Йога” - как она есть / Миссионерское обозрение, январь 1998. - №1(27).
  6. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел МП РПЦ. - Белгород, 1997, 272 с.

Зам. главного редактора газеты “Татьянин День”
МГУ им. М.В.Ломоносова,
зав. информ-центром “Сектор”
А.Ю.Егорцев