Экспертное заключение Информационного центра "Сектор" на характер религиозной организации "Сахаджа-йога"
Экспертное заключение Информационного центра “Сектор”
от 9 июня 1998 г. на характер религиозной организации “Сахаджа-йога”,
выполненное по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской
Уважаемая Нина Викторовна!
В ответ на Ваш запрос о характере организации “Сахаджа-Йога” мы можем сообщить следующее:
- На основании рассмотренных материалов данной организации можно сделать вывод, что “Сахаджа-Йога” - это неоиндуистская религиозная организация, нетрадиционный религиозный культ с элементами деструктивности.
- Претензии лидеров “Сахаджа-Йоги” на то, что они якобы представляют в России традиционный индуизм, представляются несостоятельными. Нельзя забывать уже тот факт, что традиционный индуизм в принципе не приемлет прозелитизма.
- Религиозное вероучение “Сахаджа-Йоги” является чуждым и враждебным российской культуре и менталитету.
- Основательница “Сахаджа-Йоги” “ее святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви” Шриваста формирует в своих адептах сознание элитарности и исключительности “Сахаджа-Йоги”, превосходства данного культа над иными религиями и мировоззрениями. “Сахаджа Йога - единственный путь, который может спасти мир...” (Справочное пособие, с. 13). При этом, учитывая недопустимость разжигания религиозной нетерпимости, особо настораживают наставления руководства “Сахаджа-Йоги”, заключающие в себе нападки на традиционные религии. “Религиозные люди становятся догматиками, они вязнут в букве писания... Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству” (Восхождение, с.б1).
- Практикуемое “Сахаджа-Йогой” пробуждение и поднятие так называемой “божественной энергии кундалини” может вызывать справедливые опасения специалистов-психиатров. К тому же, россияне уже знакомы с практикой “поднятия кундалини” по проповедям и тренингам ныне запрещенной японской религиозной корпорации “АУМ Синрике” Секо Асахары, также предлагавшего “пробудить” скрытые энергии.
- Вступая в члены “Сахаджа-Йоги”, человек попадает под контроль лидеров организации, занимает положение подчиненного и, по сути, утрачивает собственную свободу. “Это должно быть религиозным обязательством то, что Вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала” (Справочное пособие, с.60). “...Не очень легко быть Моими детьми, потому что Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о бас” (Справочное пособие, с. 63). “...Международного лидера можно информировать напрямую”, “Ничего не должно скрываться, держаться в тайне” (Справочное пособие, с. 13). “Человека, который подобен Божественному компьютеру, надо лишь подключить к сети питания. Современная Сахаджа Йога разработала новый метод, позволяющий дать реализацию большим массам людей” (Справочное пособие, с. 8).
- Любые претензии представителей “Сахаджа-Йоги” на то, что их учение является просто оздоровительным кружком или некой “сверхнаукой”, не имеющими религиозного характера, - несостоятельны. В текстах самой организации зафиксированы неоднократные акценты на именно религиозном характере доктрины этого культа, претендующего на миссию формирования некой “Вселенской Чистой Религии”.
- Исходя из вышесказанного мы считаем, что любые попытки внедрения вероучения и религиозной практики “Сахаджа-Йоги” в систему государственного образования - вне зависимости от того, под видом чего они внедряются - являются нарушением законодательства Российской Федерации и противоречат Конституции РФ, Закону о свободе совести и о религиозных объединениях (1997 г.), Положению Министерства образования РФ №47/20-11п от 19.03.93 “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ”, Письму Министерства общего и профессионального образования РФ №17-36-37/17-22 от 18.10.96 г. “О соблюдении законодательства РФ о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”.
- Организация “Сахаджа-Йога” многими экспертами (в частности, специалистами Комитета защиты семьи и личности (Петербург), Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова (Москва), Миссионерского отдела Русской Православной Церкви и др.) классифицируется как деструктивная религиозная организация.
Библиография:
- Сахаджа Йога. Справочное пособие. Рекомендации и советы искателям Истины. - Киев: 1995, 71с.
- Йоги Махаджан. Восхождение. - Тольятти: 1991, 91 с.
- А.Полынский. Тольятти уходит в Астрал // Комсомольская правда, 14.3.1997.
- А.Алексеевский. Нирмала Шриваста Деви - изобретательница “вибраторных знаний” и “Сахаджа-Йоги” // Миссионерское обозрение, октябрь 1997. - №10(24).
- “Сахаджа-Йога” - как она есть / Миссионерское обозрение, январь 1998. - №1(27).
- Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел МП РПЦ. - Белгород, 1997, 272 с.
Зам. главного редактора газеты “Татьянин День”
МГУ им. М.В.Ломоносова,
зав. информ-центром “Сектор”
А.Ю.Егорцев