Ответы "Центра репродуктивных прав"

 

Source:

http://reproductiverights.org/en/case/interights-v-croatia

CENTER FOR REPRODUCTIVE RIGHTS September 2008

Are governments obliged under international law to provide sexuality education in schools?

Yes. International human rights standards require

that governments guarantee the rights of adolescents to health, life, education and non-discrimination by providing them comprehensive sexuality education in primary and secondary schools that is scientifically accurate and objective, and free of prejudice and discrimination. (1)

Источник:

http://reproductiverights.org/en/case/interights-v-croatia

ЦЕНТР РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ

Сентябрь 2008

Обязаны ли государственные органы в соответствии с международным законодательством обеспечивать сексуальное образование в школах?

Да. Международные стандарты в области прав человека требуют, чтобы государственные органы гарантировали права подростков на жизнь, здоровье, образование, не допускали дискриминации, обеспечивая им всестороннее сексуальное образование в начальных и средних школах, которое должно быть безошибочными с научной точки зрения и объективным, свободным от предрассудков и дискриминации. (1)

What does sexuality education have to do with international human rights?

Everything. Under international human rights

treaties, governments are bound to protect and

ensure the rights to health, life, non-discrimination, education and information of its populations, particularly adolescents. These rights cannot be fully realized and enjoyed if adolescents lack sexuality education. A comprehensive understanding of sexual and reproductive health is imperative to an individual’s ability to protect his or her health and make informed decisions about sexuality and

reproduction. It follows that such information is vital to reducing adolescent pregnancies, unwanted pregnancies and unsafe abortions,(2) and preventing the transmission and spread of sexually transmitted infections (STIs) and HIV/AIDS among young people.(3) Governments cannot effectively guarantee these rights and address these major public health concerns unless they ensure that individuals are armed with comprehensive, evidence-based, nondiscriminatory sexual and reproductive health information.

Какое отношение имеет сексуальное образование к международным правам человека?

Самое непосредственное. В соответствии с международными договорами в области прав человека, государственные органы обязаны защищать и гарантировать права на жизнь, здоровье, образование и информацию, а также не допускать дискриминации своего населения, особенно подростков. Эти права не могут быть реализованы и использованы в полной мере в случае отсутствия сексуального образования подростков. Исчерпывающее понимание сексуального и репродуктивного здоровья крайне необходимо для того, чтобы человек имел возможность защищать его/ее здоровье и принимать информированные решения, связанные с сексуальностью и репродуктивными функциями. Из этого следует, что данные сведения чрезвычайно важны для снижения числа подростковых беременностей, нежелательных беременностей и абортов с высокой степенью риска, (2) а также для предотвращения передачи и распространения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа среди молодежи. (3) Государственные органы не смогут эффективно обеспечивать эти права и решать серьезные вопросы общественного здоровья без предоставления своим гражданам исчерпывающей, научно-обоснованной и не допускающей дискриминации информации о сексуальном и репродуктивном здоровье.

Why is it so critical for human rights and global public health that governments provide sexuality education in schools?

Accurate and objective sexuality education in schools is critical to advancing global public health and promoting human rights. However, sexuality education is alarmingly inadequate or completely lacking in many countries. Increasingly, sexuality education programs in schools are rejected in favor of ideologically driven programs and often put forth medically inaccurate and biased information about contraception, abortion, HIV/AIDS, and sexual orientation. (4) These programs often promote abstinence-only messages, discourage condom use, and rely on gender stereotypes about sex, sexuality, and gender identity. (5) In addition, studies show that such messages are largely ineffective in delaying sexual activity among youth. (6) Absent alternative sources of information, these programs foster unsafe sexual practices, undermine the use of contraception, and ultimately the health of individuals and the public at large.

Почему обеспечение государственными органами сексуального образования в школах является крайне необходимым с точки зрения прав человека и общественного здоровья во всем мире?

Достоверное и объективное сексуальное образование в школах является крайне необходимым для улучшения общественного здоровья во всем мире и поддержки прав человека. Однако, во многих странах сексуальное образование совершенно не соответствует реалиям либо полностью отсутствует. Все в большей степени от школьных программ сексуального образования отказываются в пользу идеологизированных программ, зачастую использующих неточную с медицинской точки зрения и предвзятую информацию о контрацепции, абортах, ВИЧ/СПИД и сексуальной ориентации. (4) Данные программы часто основаны на идее исключительно воздержания, не поощряют использование презервативов и полагаются на половые стереотипы, касающиеся секса, сексуальности и половой идентичности. (5) В довершение, исследования показывают, что такие идеи в основном не эффективны в отношении воспрепятствования сексуальной активности молодежи. (6) Не предоставляя альтернативной информации, данные программы поощряют небезопасные способы секса, подрывают использование контрацепции и в конечном итоге здоровье отдельных людей и общества в целом.

What human rights law creates the obligation to provide sexuality education in schools?

The fundamental rights of individuals to life, health, non-discrimination, education and information, enshrined in international human rights treaties, support and establish obligations in international law for states to provide sexuality education in primary and secondary schools. (7) Indeed, these rights are interpreted to require sexuality education in schools by U.N. treaty-monitoring bodies that monitor state implementation of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (ICESCR), the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR), the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW), and the Convention on the Rights of the Child (CRC).

These treaty-monitoring bodies make periodic observations and recommendations to each state party about its compliance or lack of compliance with a particular treaty. They also issue general comments that elaborate on the content and scope of the rights enshrined in the treaties. Both types of treaty-monitoring body statements serve as legal authorities that interpret the meaning of the treaty obligations of states parties and provide benchmarks for state compliance.

Какой закон в области прав человека создает обязательства по обеспечению сексуального образования в школах?

Базовые права человека на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию охраняются международными договорами в области прав человека, защищают и устанавливают обязательства государств по обеспечению сексуального образования в начальной и средней школе. (7) Фактически, данные права трактуются органами ООН по наблюдению за осуществлением договоров как требование по обеспечению школьного сексуального образования в рамках исполнения государствами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ICESCR), Международного пакта о гражданских и политических правах (ICCPR), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Конвенции о правах ребенка (CRC).

Данные органы по наблюдению за осуществлением договоров периодически направляют свои наблюдения и рекомендации каждому государству-участнику по поводу его соответствия или несоответствия условиям конкретного договора. Они также издают общие замечания, содержащие тщательные разъяснения сущности и сферы применения прав, охраняемых договорами. Оба данных вида официальных отчетов органов по наблюдению за осуществлением договоров служат в качестве источников права, разъясняющих значение договорных обязательств, и обеспечивают исходные данные для их соблюдения государствами-участниками.

How has the international obligation to providesexuality education in schools emerged?

The statements of U.N. treaty-monitoring bodies establish an international obligation to provide sexuality education in schools. The treaty-monitoring bodies have identified inadequate access to sexual and reproductive health education as a barrier to state party compliance with the obligation to ensure the rights to life, health, non-discrimination, education and information and they frequently ask states parties to implement sexuality education programs in schools. (8) For example, the Human Rights Committee (which monitors the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR)) has urged the removal of barriers to adolescents’ access to information about safe sexual practices, such as condom use. (9) The Committees have also cited sexuality education as a means to ensuring the right to health because it contributes to the reduction of the rates of maternal mortality, abortion, adolescent pregnancies, and HIV/AIDS. (10) In addition, the Committee on the Rights of the Child (which monitors the Convention on the Rights of the Child (CRC)) recognizes that the right to education requires the provision of information necessary to develop a healthy lifestyle. (11) The Committees expressly recommend sexual and reproductive health education be made a mandatory and robust component of all students’ schooling. For example, the Committee on the Elimination of Discrimination Against Women urges states parties to make sexuality education compulsory and to provide it “systematically” in schools, (12) including vocational schools. (13) The Committee on the Rights of the Child similarly recommends that states parties make sexuality education part of the official curricula for primary and secondary school (14) and has expressed concern about programs that allow parents to opt-out on behalf of their children. (15)

Каким образом возникли международные обязательства по обеспечению школьного сексуального образования?

Официальные отчеты органов ООН по наблюдению за осуществлением договоров устанавливают международные обязательства по обеспечению школьного сексуального образования. Органы по наблюдению за осуществлением договоров выявили, что доступ к сексуальному и репродуктивному образованию не отвечает требованиям и является препятствием для государства-участника по соблюдению обязательств обеспечения прав на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию. Органы по наблюдению за осуществлением договоров часто направляют запросы государствам-участникам о внедрении школьных программ сексуального образования. (8) Так например, Комитет по Правам Человека (наблюдающий за осуществлением Международного пакта о гражданских и политических правах (ICCPR)), способствовал устранению препятствий в доступе подростков к информации о безопасных способах секса, таких как использование презерватива. (9) Комитеты также ссылаются на сексуальное образование как на средство обеспечения права на здоровье, т.к. оно содействует снижению уровня материнской смертности, абортов, подростковых беременностей и ВИЧ/СПИД. (10) Кроме того, Комитет по правам ребенка (наблюдающий за осуществлением Конвенции о правах ребенка (CRC)) признает, что право на образование требует предоставления необходимой информации для ведения здорового образа жизни. (11) Данные Комитеты прямо рекомендуют сделать сексуальное и репродуктивное образование обязательной и полноценной частью школьного образования. Так, например, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содействует государствам-участникам во внедрении обязательного сексуального образования в средних учебных заведениях (12) (в т.ч. профтехучилищах) (13) и в обеспечении его «систематичности». Комитет по правам ребенка аналогично рекомендует государствам-участникам сделать сексуальное образование частью официальной учебной программы начальных и средних школ (14) и выражает озабоченность по поводу программ, позволяющих родителям отказаться от участия в них от имени своих детей. (15)

In addition to treaty law, are there other internationalauthorities that support the obligation of governmentsto provide sexuality education in schools?

Yes. The recommendations and statements of international organizations and global consensus documents among states also support the obligation to provide sexuality education in schools, and in some cases provide greater guidance on the content of the obligation. For example:

• The International Conference on Population and

Development (ICPD) Programme of Action recognizes that education about sexual and reproductive health must begin in primary school and continue through all levels of formal and non-formal education to be effective. (16)

• The Joint United Nations Programme on HIV/ AIDS (UNAIDS) has concluded that the most effective approaches to sex education begin with educating youth before the onset of sexual activity. (17)

• According to the World Health Organization (WHO), it is critical that sexuality education be started early because, in developing countries in particular, girls in the first classes of secondary school face the greatest risk of the consequences of sexual activity. (18) Beginning sexuality education in primary school also reaches students who are unable to attend secondary school. (19)

• Guidelines from the WHO Regional Office for Europe specifically call on Member States to ensure that education on sexuality and reproduction is included in all secondary school curricula and is comprehensive. (20)

• UNESCO’s EDUCAIDS, a framework for a

comprehensive education sector response to HIV/

AIDS, recommends, inter alia, that HIV/AIDS curricula in schools “begin early, before the onset

of sexual activity;” “build knowledge and skills

to adopt protective behaviors and reduce vulnerabilities;” and “address stigma and discrimination, gender inequality and other structural drivers of the epidemic.” (21)

Кроме международного договорного права, существуют ли какие-то международные организации, поддерживающие государственные органы в обязательном обеспечении сексуального образования в школах?

Да. Рекомендации и официальные доклады международных организаций, а также документы, выражающие всеобщее согласие стран, поддерживают обязательное обеспечение сексуального образования в школах, и в некоторых случаях предоставляют больше указаний в отношении содержания обязательств. Например:

• Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию (ICPD) признает, что образование, связанное с сексуальным и репродуктивным здоровьем должно начинаться в начальной школе и продолжаться на всех уровнях школьного и внешкольного образования. Только в этом случае оно будет эффективно. (16)

• Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) привела к заключению, что наиболее эффективный подход к сексуальному образованию - обучать молодежь до начала ее сексуальной активности. (17)

• Всемирная организация здравоохранения (WHO) утверждает, что чрезвычайно важно рано начинать сексуальное образование, особенно в развивающихся странах, где девочки первых классов средней школы сталкиваются с большим риском последствий сексуальной активности. (18) Вводя сексуальное образование в начальной школе можно также охватить тех учеников, которые не смогут посещать среднюю школу. (19)

• Директивы Европейского Регионального Отделения ВОЗ особенно призывают государства-члены к обеспечению введения всестороннего сексуального и репродуктивного образования во все программы среднего образования. (20)

• Программа ЮНЕСКО EDUCAIDS, являющаяся базовой всесторонней образовательной программой- ответом на ВИЧ/СПИД, рекомендует в числе прочего, начинать школьные программы по ВИЧ/СПИД-информированию «рано, до начала сексуальной активности», «развивать знания и навыки, способствующие развитию защитного поведения и снижению уязвимости» и «решать вопросы дискриминации, полового неравенства и другие структурные стимулы эпидемии». (21)

Are there international standards and guidelines onthe quality of information that sexuality educationprograms must provide?

Yes. U.N. Committees have set out general standards that recommend that states ensure that sexuality education programs provide comprehensive information that is accurate and objective. To be accurate and objective, the information must be evidence-based and must not be biased, ideologically motivated, or censored.

For example:

• The Human Rights Committee linked the obligation to provide accurate and objective sexuality education to the right to life under the ICCPR when it asked Poland to “ensure that schools include accurate and objective sexuality education in their curricula.” (22)

• The Economic, Social and Cultural Rights Committee and the Committee on the Rights of the Child find that the rights to health and information require that states refrain from “censoring, withholding or intentionally misrepresenting health-related information, including sexuality education and information.” (23)

• The Committee on the Rights of the Child has concluded that the rights to health and information require states to provide children with adequate, appropriate and timely HIV/AIDS and sexual health information. In addition, “consistent with their obligations to ensure the right to life, survival and development of the child (art. 6), States parties must ensure that children have the ability to acquire the knowledge and skills to protect themselves and others as they begin to express their sexuality.” (24)

• Further, the Committee on the Rights of the Child has stated that adolescents “have the right to access to adequate information essential for their health and development” and that states must ensure “that all adolescent girls and boys, both in and out of school, are provided with, and not denied, accurate and appropriate information on how to protect their health and development and practise healthy behaviours.” (25)

Recommendations from international organizations also support the need for states to provide accurate and evidence-based information in sexuality education programs. (26) For example, the World Health Organization (WHO) has provided specific guidance on how sexuality education should be incorporated into school curricula and recommends that sexuality education be taught as a separate subject, rather than incorporated into other subjects. (27) Such an approach is the best way to ensure that states meet their obligation to promote health effectively through the provision of comprehensive, ongoing and mandatory sexual and reproductive health education. (28)

 

Существуют ли международные стандарты и руководящие документы, регулирующие качество информации, которую должны предоставлять программы сексуального образования?

Да. Комитеты ООН изложили общие стандарты, рекомендующие государствам программы сексуального образования, включающие всестороннюю достоверную и объективную информацию. Чтобы считаться достоверной и объективной, информация должна быть научно-обоснованной, непредвзятой, свободной от идеологической составляющей и цензуры. Например:

• Комитет по правам человека связал обязательство обеспечения достоверного и объективного сексуального образования с правом на жизнь в соответствии с ICCPR, когда направил в Польшу запрос об «обеспечении включения в школьную программу достоверного и объективного сексуального образования». (22)

• Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет по правам ребенка считают, что права на здоровье и информацию требуют от государств воздержаться от «цензуры, сокрытия или намеренного искажения информации, связанной со здоровьем, включая сексуальное образование». (23)

• Комитет по правам ребенка пришел к заключению, что права на здоровье и информацию требуют от государств обеспечения детей достаточной, надлежащей и своевременной информацией о ВИЧ/СПИДе и сексуальном здоровье. Кроме того, «в соответствии с их обязательствами по обеспечению права на жизнь, существование и развитие ребенка (ст. 6), государства-участники должны обеспечить детям возможность приобрести знания и навыки для защиты себя и других, к тому моменту, когда они начнут выражать свою сексуальность». (24)

• Далее Комитет по правам ребенка утверждает, что подростки «имеют право на доступ к адекватной информации, необходимой для их здоровья и развития» и что государства должны гарантировать «всем девочкам и мальчикам подросткового возраста, как в школе, так и вне ее, беспрепятственный доступ к достоверной и надлежащей информации о защите их здоровья и развития, а также здоровом образе жизни». (25)

Рекомендации международных организаций также подтверждают необходимость обеспечения государствами достоверной и научно-обоснованной информации в рамках программ сексуального образования. (26) Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила специальное руководство, посвященное вопросу включения сексуального образования в школьную программу и рекомендовала предпочтительное выделение сексуального образования в качестве отдельного предмета, нежели включение его в состав других предметов. (27) Такой подход является наилучшим способом гарантировать исполнение государствами их обязательств по эффективной пропаганде здорового образа жизни посредством всестороннего, непрерывного и обязательного сексуального и репродуктивного образования. (28)

Do international authorities set standards and guidelineson the topics that should be covered by sexuality educationcurricula in order for it to be comprehensive?

Yes. The U.N. Committees have consistently stated that sexual and reproductive health education programs in schools must be comprehensive, covering topics of prevention of teenage pregnancy, (29) unsafe abortion, (30) the spread and prevention of HIV and other sexually transmitted infections (STIs), (31) family planning and contraception. (32) Furthermore, according to the Committee on the Rights of the Child, education programs should include information aimed at changing cultural views and addressing gender roles and stereotypes that contribute to harmful traditional practices, such as female genital mutilation, honor killings and early marriage. (33) In addition, according to the Committee on Economic, Social, and Cultural Rights, sexuality education curricula must “adapt to the needs of changing societies and communities and respond to the needs of students within their diverse social and cultural settings.” (34) International organizations provide further guidance and support on the topics necessary for sexuality education curricula to be comprehensive. For example, the Joint United Nations Program on HIV/AIDS recommends that

HIV prevention programs should be comprehensive, high quality and evidence-based; promote gender equality and address gender norms and relations; and include accurate and explicit information on safer sex, including correct and consistent male and female condom use. (35) The guidelines of the World Health Organization Regional Office for Europe also call on Member States to educate adolescents on all aspects of sexuality and reproduction. (36) The WHO has also recommended that curricula include explicit information on reproduction and contraception that is “described, their modes of action explained, and their advantages and disadvantages openly discussed – including with respect to the prevention of STDs.” (37) It deems abstinence-only approaches to sexuality education ineffective in practice for protecting young people’s health. (38)

Определяют ли международные организации стандарты и методические рекомендации по вопросам, которые должны рассматриваться в рамках программы сексуального образования, дабы обеспечить ее всесторонность?

Да. Комитеты ООН последовательно сформулировали, что школьные программы сексуального и репродуктивного образования должны быть всесторонними и охватывать вопросы предупреждения подростковой беременности, (29) абортов с высокой степенью риска, (30) распространения и мер предупреждения ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), (31) планирования семьи и контрацепции. (32) Более того, по утверждению Комитета по правам ребенка, образовательные программы должны включать информацию, направленную на изменение культурных взглядов, половых ролей и стереотипов, способствующих вредным традиционным практикам, таким как обрезание у женщин, «убийства чести» и ранний брак. (33) К тому же, по утверждению Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, программа сексуального образования должна быть «адаптирована к нуждам меняющихся обществ и общностей и отвечать нуждам учащихся из различного социального и культурного окружения». (34) Международные организации обеспечивают дальнейшее руководство и поддержку по вопросам, необходимым для всесторонности программы сексуального образования. Например, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу рекомендует, чтобы программы предупреждения ВИЧ были всесторонними, высококачественными и научно-обоснованными; способствовали равенству полов и рассматривали отношения полов; включали точную и подробную информацию о безопасном сексе, в т.ч. правильное и последовательное использование презерватива мужчиной и женщиной. (35) Директивы Европейского Регионального Отделения ВОЗ также призывают государства-члены к обучению подростков всем аспектам сексуальности и репродукции. (36) ВОЗ также рекомендует, чтобы программа включала подробную информацию по репродукции и контрацепции с «описаниями, объяснением способов действия, открытым обсуждением их преимуществ и недостатков, в т.ч. в отношении предупреждения ЗППП». (37) ВОЗ считает подход к сексуальному образованию, основанный исключительно на воздержании, неэффективным в деле защиты здоровья молодых людей. (38)

Are states obligated to ensure that sexuality educationprograms and curricula do not discriminate againstwomen and girls?

Yes. Under the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW) and the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR), states are required to eliminate discrimination against women by public and private actors in all fields, including in education and schools. (39) CEDAW requires that states parties eliminate all forms of gender stereotyping in sexuality education programs and curricula, including by revising textbooks and school programs. (40) Under CEDAW, sexuality education must be free of prejudice and discrimination, address the specific needs of women and girls, and promote gender equality and positive gender relations in its messages and programming, including “egalitarian views of women’s and men’s roles in thefamily and in society.” (41) In addition to topics on gender relations, the CEDAW Committee has specified that topics on violence against women be included in sexuality education programs. (42)

Обязаны ли государства гарантировать, что программы сексуального образования не ущемляют права женщин и девочек?

Да. В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ICCPR), государства обязаны ликвидировать ущемление прав женщин общественными и частными субъектами во всех сферах деятельности, включая образование и школы. (39) CEDAW требует, чтобы государства-участники ликвидировали все формы половых стереотипов в программах сексуального образования, включая пересмотр учебников и школьных программ. (40) В соответствии с CEDAW, сексуальное образование должно быть свободным от предрассудков и дискриминации, рассматривать характерные нужды женщин и девочек, способствовать в своей основе равенству полов и положительным отношениям полов, в т.ч. «равноправным взглядам на роли женщин и мужчин в семье и обществе». (41) Кроме вопросов об отношениях полов, Комитет CEDAW указал, что вопросы насилия в отношении женщин также следует включать в программы сексуального образования. (42)

Are states also obligated to ensure that sexualityeducation programs and curricula do notdiscriminate on the basis of sexual orientation?

Yes. Like gender discrimination, states are required to eliminate discrimination on the basis of sexual orientation by public and private actors in all fields, including in education and schools. (43) The Committee on the Rights of the Child has stressed the importance of preventing discrimination against LGBT youth, noting that “[a]dolescents who are subject to discrimination are more vulnerable to abuse, other types of violence and exploitation, and their health and development are put at greater risk.” (44) Other international standards support adolescents’ right to be free from discrimination on the basis of sexual orientation in education. For example, under the Yogyakarta Principles on the Application of International Human Rights Law in Relation to Sexual Orientation and Gender Identity, states must not discriminate on the basis of sexual orientation in education, including by ensuring that “education methods, curricula and resources serve to enhance understanding of and respect for, inter alia, diverse sexual orientations and gender identities” (45) and that educational programs work to eliminate “prejudicial or discriminatory attitudes or behaviours” regarding

sexual orientation or gender identity. (46)

Обязаны ли государства также гарантировать, что программы сексуального образования не ущемляют права по признаку сексуальной ориентации?

Да. Как и в случае с дискриминацией по половому признаку, государства обязаны ликвидировать ущемление прав по признаку сексуальной ориентации общественными и частными субъектами во всех сферах деятельности, включая образование и школы. (43) Комитет по правам ребенка подчеркнул важность недопущения дискриминации молодых людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией (лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов – LGBT), отметив, что «подростки, являющиеся объектом дискриминации, более подвержены совращению, иным видам насилия и эксплуатации, и их здоровье и развитие сопряжено с большим риском». (44) Другие международные стандарты поддерживают право подростков на свободу от дискриминации на основе сексуальной ориентации в сфере образования. Например, в соответствии с Джокьякартскими принципами применения международных стандартов в области прав человека в связи с сексуальной ориентацией и половой идентичностью, государства не должны ущемлять права в сфере образования на основе сексуальной ориентации, в т.ч. гарантируя, что «методы обучения, программы и средства служат для повышения понимания и уважения, в числе прочего, различных сексуальных ориентаций и половых идентичностей» (45), а также что образовательные программы направлены на ликвидацию «предвзятого или дискриминационного отношения или поведения» в отношении сексуальной ориентации или половой идентичности. (46)

Conclusion

Under international human rights law, states must

demonstrate that they have taken steps to fulfill their obligations to ensure the right to health, and the related rights to life, non-discrimination, education and information by removing barriers to adolescents’ access to sexual and reproductive health information and providing comprehensive sexuality education in schools that delivers accurate and objective information and is free of prejudice and discrimination. (47)

Заключение

В соответствии с международными стандартами в области прав человека, государства должны наглядно показывать, что они предприняли шаги по исполнению своих обязательств гарантировать право на здоровье и связанные с ним права на жизнь, недопущение дискриминации, образование и информацию, устраняя препятствия на пути доступа подростков к информации о сексуальном и репродуктивном здоровье, а также обеспечивая всестороннее сексуальное образование в школах, предоставляющее достоверную и объективную информацию, свободную от предрассудков и дискриминации. (47)

Endnotes

(1) While international human rights law and standards support a general right of adolescents to receive sexuality education, this paper is limited to the specific right of adolescents to receive sexuality education in schools.

Замечания и дополнительные пояснения

(1) В то время как международные стандарты в области прав человека обеспечивают общее право подростков на получение сексуального образования, данный документ рассматривает конкретное право подростков на получение сексуального образования в школе.

(2) See Programme of Action of the International

Conference on Population and Development, Cairo, Egypt, Sept. 5-13, 1994, paras. 7.44 (a), (b), 7.47, U.N. Doc. A/CONF.171/13/Rev.1 (1995) [hereinafter ICPD Programme of Action]; Key Actions for theFurther Implementation of the Programme of Actionof the International Conference on Population andDevelopment, Report of the Ad Hoc Committee ofthe Whole of the Twenty-first Special Session of theGeneral Assembly, U.N. GAOR, paras. 35(b), 73(c), (e), U.N. Doc. A/S-21/5/Add.1 (1999).

(2) См. Программу действий Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, Египт, 5-13 сентября 1994г., параграфы 7.44(а), (b), 7.47, документы ООН A/CONF.171/13/Rev.1 (1995), [в дальнейшем Программа действий ICPD]; Основные действия по дальнейшему исполнению Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию, Отчет Специального Комитета полного состава XXI специальной сессии Генеральной Ассамблеи, GAOR ООН, параграфы 35(b), 73(c), (e), документы ООН A/S-21/5/Add.1 (1999).

(3) See ICPD Programme of Action, supra note 2, paras. 8.29(a), 8.31, 8.32; see also Further Actionsand Initiatives to Implement the Beijing Declarationand Platform for Action, U.N. GAOR, para. 44, U.N. Doc. A/Res/S-23 (2000).

(3) См. Программу действий ICPD, предыдущая ссылка, параграфы 8.29(a), 8.31, 8.32; см. также Дальнейшие действия и инициативы по выполнению Пекинской декларации и платформа для действия, GAOR ООН, параграф 44, документы ООН A/Res/S-23 (2000).

(4) See Sexuality Information and Education Council of the United States (SIECUS), In Their Own Words: What Abstinence-Only-Until- Marriage Programs Say (2005).

(4) См. Совет Соединенных Штатов по информации и образованию в сексуальной сфере (SIECUS), «Их собственными словами: О чем говорят программы «исключительно воздержание до брака» (2005).

(5) See id.

(5) См. тамже

(6) Mathematica Policy Research, Inc., Impacts of Four Title V, Section 510 Abstinence Education Programs: Final Report 59 (2007), available athttp://www.mathematica-mpr.com/publications/PDFs/impactabstinence.pdf (last viewed June 16, 2008) (finding that the surveyed abstinence programs had “no overall impact on teen sexual activity [and] no differences in rates of unprotected sex” among those who completed the programs).

(6) Математика Полиси Рисерч Инк., Воздействие четырех, титул V, секция 510, Образовательные программы, основанные на воздержании: окончательный отчет 59 (2007), доступно на http://www.mathematica-mpr.com/publications/PDFs/impactabstinence.pdf (последний просмотр 16.06.2008г.) (показавший, что наблюдаемые программы, основанные на воздержании «не имели общего влияния на сексуальную активность подростков [и] не было различий в частоте незащищенного секса» среди тех, кто прослушал данные программы).

(7) The treaties that protect the rights to life, health, non-discrimination, education and information include the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (ICESCR), the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR), the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW), the Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination (CERD), the Convention on the Rights of the Child (CRC), the International Convention on the Rights of Migrant Workers and Members of their Families, and the Convention on the Rights of Persons with Disabilities.

(7) Международные договора, защищающие права на жизнь, здоровье, недопущение дискриминации, образование и информацию включают Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ICESCR), Международный пакт о гражданских и политических правах (ICCPR), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD), Конвенцию о правах ребенка (CRC), Международную Конвенцию о правах рабочих-мигрантов и членов их семей и Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями.

(8) See, e.g., Committee on the Elimination of Discrimination against Women (CEDAW Comm.),Concluding Observations: Burundi, para. 62, U.N. Doc. A/56/38 (2001); CEDAW Comm., ConcludingObservations: Democratic Republic of the Congo, para. 228, U.N. Doc. A/55/38 (2000); CEDAW Comm., Concluding Observations: Jamaica, para. 224, U.N. Doc. A/56/38 (2001); CEDAW Comm., Concluding Observations: Kazakhstan, para. 106, U.N. Doc. A/56/38 (2001); CEDAW Comm., Concluding

Observations: Lithuania, para. 25, CEDAW/C/ LTU/CO/4 (2008); CEDAW Comm., Concluding

Observations:Slovakia, para. 19, CEDAW/C/SVK/ CO/4 (2008); Committee on the Rights of the Child (CRC Comm.), Concluding Observations: Bhutan, para. 45, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.157 (2001); CRC Comm., Concluding Observations: Cambodia, para. 53, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.128 (2000); CRC Comm., Concluding Observations: Comoros, para. 36, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.141 (2000); CRC Comm., Concluding Observations: Egypt, para. 44, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.145 (2001); Committee on Economic, Social, and Cultural Rights (CESCR Comm.), Concluding Observations: Bolivia, para. 43, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.60 (2001); CESCR Comm., Concluding Observations: China, para. 100, U.N.

Doc. E/C.12/1/Add.107 (2005); CESCR Comm.,

Concluding Observations: Poland, paras. 28, 50,

U.N. Doc. E/C.12/1/Add.82 (2002); CESCR Comm., Concluding Observations: Senegal, para. 47, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.62 (2001); CESCR Comm., ConcludingObservations: Ukraine, para. 31, U.N. Doc. E/C.12/1/ Add.65 (2001); Human Rights Committee, ConcludingObservations: Poland, para. 9, U.N. Doc. CCPR/

CO/82/POL (2004).

(8) См., например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Ком. CEDAW), Заключительные результаты исследований: Бурунди, пар. 62, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Демократическая Республика Конго, пар. 228, документы ООН A/55/38 (2000); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Ямайка, пар. 224, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Казахстан, пар. 106, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, CEDAW/C/ LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/ CO/4 (2008); Комитет по правам ребенка (Ком. CRC), Заключительные результаты исследований: Бутан, пар. 45, документы ООН CRC/C/15/Add.157 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Камбоджа, пар. 53, документы ООН CRC/C/15/Add.128 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Коморские Острова, пар. 36, документы ООН CRC/C/15/Add.141 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Египет, пар. 44, документы ООН CRC/C/15/Add.145 (2001); Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (Ком. CESCR), Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Китай, пар. 100, документы ООН E/C.12/1/Add.107 (2005); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Польша, пар-ы 28, 50, документы ООН E/C.12/1/Add.82 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/ Add.65 (2001); Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 9, документы ООН CCPR/CO/82/POL (2004).

 

(9) See, e.g., CESCR Comm., Concluding Observations:Zambia, para. 53, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.106 (2005); Human Rights Committee, Concluding Observations: Poland, para. 11, U.N. Doc. CCPR/C/79/Add.110 (1999).

(9) См., например, Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Замбия, пар. 53, документы ООН E/C.12/1/Add.106 (2005); Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 11, документы ООН CCPR/C/79/Add.110 (1999).

(10) See, e.g., CEDAW Comm., ConcludingObservations: Belize, paras. 56, 57, U.N. Doc. A/54/38 (1999); CEDAW Comm., Concluding Observations:Burundi, para. 62, U.N. Doc. A/56/38 (2001); CEDAW Comm., Concluding Observations: Chile, paras. 226–27, U.N. Doc. A/54/38 (1999); CEDAW Comm., Concluding Observations: DominicanRepublic, para. 349, U.N. Doc. A/53/38 (1998); CEDAW Comm., Concluding Observations: Lithuania, para. 25, CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); CEDAW Comm., Concluding Observations: Nigeria, para 33, CEDAW/C/NGA/CO/6 (2008); Committee on the Rights of the Child (CRC Comm.), ConcludingObservations: Cambodia, para. 52, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.128 (2000); CRC Comm., ConcludingObservations: Colombia, para. 48, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.137 (2000); CRC Comm., ConcludingObservations: Dominican Republic, para. 37, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.150 (2001); CRC Comm., Concluding Observations: Ethiopia, para. 61, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.144 (2001); CESCR Comm., Concluding Observations: Bolivia, para. 43, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.60 (2001); CESCR Comm., ConcludingObservations: Honduras, para. 27, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.57 (2001); CESCR Comm., ConcludingObservations: Libyan Arab Jamahiriya, para. 36, U.N. Doc. E/C.12/LYB/CO/2 (2006); CESCR Comm., Concluding Observations: Senegal, para. 47, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.62 (2001); CESCR Comm., ConcludingObservations: Ukraine, para. 31, U.N. Doc. E/C.12/1/ Add.65 (2001).

(10) См., например, Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Белиз, пар-ы 56, 57, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Бурунди, пар. 62, документы ООН A/56/38 (2001); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Чили, пар-ы 226-27, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 349, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Нигерия, пар. 33, CEDAW/C/NGA/CO/6 (2008); Комитет по правам ребенка (Ком. CRC), Заключительные результаты исследований: Камбоджа, пар. 52, документы ООН CRC/C/15/Add.128 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Колумбия, пар. 48, документы ООН CRC/C/15/Add.137 (2000); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 37, документы ООН CRC/C/15/Add.150 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Эфиопия, пар. 61, документы ООН CRC/C/15/Add.144 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Гондурас, пар. 27, документы ООН E/C.12/1/Add.57 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Ливийская Арабская Джамахирия, пар. 36, документы ООН E/C.12/LYB/CO/2 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/ Add.65 (2001).

(11) CRC Comm., General Comment 1: The Aims ofEducation (2001) in Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by the Human Rights Treaty Bodies, para. 9, U.N. Doc. HRI/GEN/1/ Rev.6 (2003).

(11) Ком. CRC, Замечание общего порядка 1: Цели образования (2001) в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар. 9, документы ООН HRI/GEN/1/ Rev.6 (2003).

(12) See, e.g., CEDAW Comm., ConcludingObservations: Lithuania, para. 25, U. N. Doc. CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); CEDAW Comm.,

Concluding Observations: Republic of Moldova, para. 31, U.N. Doc. CEDAW/C/MDA/CO/3 (2006); CEDAW Comm., Concluding Observations: Turkmenistan, para. 31, U.N. Doc. CEDAW/C/TKM/CO/2 (2006).

(12) См., например, Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Литва, пар. 25, документы ООН CEDAW/C/LTU/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/MDA/CO/3 (2006); , Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Туркменистан, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/TKM/CO/2 (2006).

(13) See CEDAW Comm., Concluding Observations:Republic of Moldova, para. 31, U.N. Doc. CEDAW/C/ MDA/CO/3 (2006).

(13) См. Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 31, документы ООН CEDAW/C/MDA/CO/3 (2006).

(14) See CRC Comm., Concluding Observations: Antiguaand Barbuda, para. 54, U.N. Doc. CRC/C/15/Add.247 (2004); CRC Comm., Concluding Observations:Trinidad and Tobago, para. 54, U.N. Doc. CRC/C/TTO/ CO (2006).

(14) См. Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Антигуа и Барбуда, пар. 54, документы ООН CRC/C/15/Add.247 (2004); . Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Тринидад и Тобаго, пар. 54, документы ООН CRC/C/TTO/ CO (2006).

(15) See CRC Comm., Concluding Observations: Ireland, para. 52, U.N. Doc. CRC/C/IRL/CO/2 (2006).

(15) См. Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Ирландия, пар. 52, документы ООН CRC/C/IRL/CO/2 (2006).

(16) See ICPD Programme of Action, supra note 2, para. 11.9.

(16) См. Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию (ICPD, предыдущая ссылка 2, пар. 11.9.

(17) See Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS), Impact of HIV and Sexual Health Education on the Sexual Behavior of Young People: a Review Update 27 (1997).

(17) См. Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Влияние ВИЧ и образования в области сексуального здоровья на сексуальное поведение молодых людей: обзор, обновленная редакция 27 (1997).

(18) See World Health Organization (WHO), Adolescent Pregnancy: Issues in Adolescent Health and Development 63 (2004) [hereinafter WHO, Adolescent Pregnancy Report].

(18) См. Всемирная организация здравоохранения (WHO), Подростковая беременность: Вопросы подросткового здоровья и развития 63 (2004) [в дальнейшем ВОЗ, Отчет о подростковой беременности].

(19) See id.

(19) См. тамже

(20) World Health Organization Regional Office for Europe, WHO Regional Strategy on Sexual and Reproductive Health 9, 14, EUR/01/5022130 (2001) [hereinafter WHO Regional Strategy Report]; see Safe Project, IPPF European Network, Sexuality Education in Europe 8, available athttp://www.ippfen.org/NR/rdonlyres/7DDD1FA1- 6BE4-415D-B3C2-87694F37CD50/0/sexed.pdf (last visited September 3, 2008) [hereinafter Sexuality Education in Europe].

(20) Европейское Региональное Отделение Всемирной организации здравоохранения, Региональная стратегия ВОЗ в области сексуального и репродуктивного здоровья 9, 14, EUR/01/5022130 (2001) [в дальнейшем Отчет о региональной стратегии ВОЗ]; см. Безопасный проект, Европейская сеть Международной организации по изучению уголовных и пенитенциарных проблем (IPPF), Сексуальное образование в Европе, доступно на http://www.ippfen.org/NR/rdonlyres/7DDD1FA1- 6BE4-415D-B3C2-87694F37CD50/0/sexed.pdf (последний просмотр 03.09.2008г.) [в дальнейшем Сексуальное образование в Европе].

(21) UNESCO, EDUCAIDS, Content, curriculum andlearning materials, http://www.educaids.org/ (last visited September 3, 2008).

(21) ЮНЕСКО, EDUCAIDS, Содержание, программа и учебные материалы, http://www.educaids.org/ (последний просмотр 03.09.2008г.).

(22) Human Rights Committee, ConcludingObservations: Poland, para. 9, U.N. Doc. CCPR/CO/82/POL. (2004).

(22) Комитет по правам человека, Заключительные результаты исследований: Польша, пар. 9, документы ООН CCPR/ CO/82/POL. (2004).

(23) CESCR Comm., General Comment 14: The Rightto the Highest Attainable Standard to Health, para. 34, U.N. Doc. E/C.12/2000/4 (2000); CRC Comm., General Comment 3: HIV/AIDS and the Rights of theChild (2003), in Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by Human Rights Treaty Bodies, para. 16, U.N. Doc. HRI/ GEN/1/Rev.6 (2003).

(23) Ком. CESCR, Замечание общего порядка 14: Право на высочайший достижимый стандарт здоровья, пар. 34, документы ООН E/C.12/2000/4 (2000); Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: ВИЧ/СПИД и права ребенка (2003), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар.16, документы ООН HRI/ GEN/1/Rev.6 (2003).

(24) CRC Comm., General Comment 3, supra note 23, para. 16.

(24) Ком. CRC, Замечание общего порядка 3: предыдущая ссылка 23, пар. 16.

(25) CRC Comm., General Comment 4: AdolescentHealth and Development in the Context of theConvention on the Rights of the Child, para. 26, U.N. Doc. CRC/GC/2003/4 (2003).

(25) Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: Здоровье и развитие подростков в связи с Конвенцией по правам ребенка, пар. 26, документы ООН CRC/GC/2003/4 (2003).

(26) See, e.g., World Health Organization (WHO), Family Life, Reproductive Health and Population Education: Key Elements of a Health-Promoting School, Information Series on School Health Doc. 8, at 30, 38, available at http://www.who.int/school_youth_health/media/en/family_life.pdf (last visited July 31, 2007) [hereinafter WHO, Family Life]; Joint United Nations Programme on HIV/AIDS (UNAIDS), Intensifying HIV Prevention: UNAIDS Policy Position Paper 33 (2005)[hereinafter Intensifying HIV Prevention]; see alsoICPD Programme of Action. supra note 2, at para.7.5(a).

(26) См., например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), семейная жизнь, репродуктивное здоровье и образование населения: основные элементы пропаганды здорового образа жизни в школе, серия информационных документов в сфере школьного здоровья, док. 8, в 30, 38, доступно на http://www.who.int/school_youth_health/media/en/family_life.pdf (последний просмотр 31.07.2007г.) [в дальнейшем ВОЗ, Семейная жизнь]; Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Усиление мер предотвращения ВИЧ: позиция UNAIDS документ 33 (2005) [в дальнейшем Усиление мер предотвращения ВИЧ]; см. также Программа действий ICPD. Предыдущаяссылка 2, в пар. 7.5 (а).

(27) WHO, Family Life, supra note 26, at 39.

(27) ВОЗ, Семейная жизнь, предыдущая ссылка 26, в 39.

(28) See generally id.

(28) См. в целом там же

(29) See, e.g., CRC Comm., General Comment 4, supranote 25, at para. 28; CESCR Comm., ConcludingObservations: Honduras, paras. 27, 48, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.57 (2001); CESCR Comm., Concluding Observations: Mexico, para. 44, U.N. Doc. E/C.12/MEX/CO/4 (2006); CEDAW Comm., Concluding Observations: Uruguay, para. 170, U.N. Doc. A/57/38 (2002).

(29) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, в пар. 28; Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Гондурас, пар-ы 27, 48, документы ООН E/C.12/1/Add.57 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Уругвай, пар. 170, документы ООН Doc. A/57/38 (2002).

(30) See, e.g., CESCR Comm., ConcludingObservations: Benin, paras. 23, 42, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.78 (2002); CESCR Comm., Concluding Observations: Bolivia, para. 43, U.N.

Doc. E/C.12/1/Add.60 (2001); CESCR Comm.,

Concluding Observations: Mexico, para. 43, U.N.

Doc. E/C.12/1/Add.41 (1999); CESCR Comm.,

Concluding Oberservations: Mexico, para. 44, U.N. Doc. E/C.12/MEX/CO/4 (2006); CESCR Comm., Concluding Oberservations: Senegal, para. 47, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.62 (2001).

(30) См., например, Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Бенин, пар-ы 23, 42, документы ООН E/C.12/1/Add.78 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Боливия, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.60 (2001); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 43, документы ООН E/C.12/1/Add.41 (1999); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Мексика, пар. 44, документы ООН E/C.12/MEX/CO/4 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Сенегал, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.62 (2001).

(31) See, e.g., CRC Comm., General Comment4, supra note 25, para. 28; CESCR Comm., Concluding Observations: Cameroon, para. 45, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.40 (1999); CESCR Comm., Concluding Observations: Chile, paras. 27, 55, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.105 (2004); CESCR Comm., Concluding Observations: Libyan Arab Jamahiriya, para. 36, U.N. Doc. E/C.12/LYB/CO/2 (2006); CESCR Comm., Concluding Observations: People’sRepublic of China, para. 60, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.107 (2005); CESCR Comm., ConcludingObservations: Republic of Moldova, para. 48, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.91 (2003); CESCR Comm., Concluding Observations: Russian Federation, para.62, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.94 (2003); CESCR Comm., Concluding Observations: Trinidad andTobago, para. 47, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.80 (2002); CESCR Comm., Concluding Observations: Ukraine, para. 31, U.N. Doc. E/C.12/1/Add.65 (2001); CRC Comm., Concluding Observations: Indonesia, para. 59(c), U.N. Doc. CRC/C/15/Add.223 (2004); CRC Comm., Concluding Observations: Sao Tomeand Principe, para. 47(b), U.N. Doc. CRC/C/15/Add.235 (2004); CRC Comm., ConcludingObservations: Togo, para. 55, CRC/C/15/Add.255 (2005).

(31) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, пар. 28; Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Камерун, пар. 45, документы ООН E/C.12/1/Add.40 (1999); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Чили, пар-ы 27, 55, документы ООН E/C.12/1/Add.105 (2004); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Ливийская Арабская Джамахирия, пар. 36, документы ООН E/C.12/LYB/CO/2 (2006); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Китайская Народная Республика, пар. 60, документы ООН E/C.12/1/Add.107 (2005); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Республика Молдова, пар. 48, документы ООН E/C.12/1/Add.91 (2003); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Российская Федерация, пар. 62, документы ООН E/C.12/1/Add.94 (2003); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Тринидад и Тобаго, пар. 47, документы ООН E/C.12/1/Add.80 (2002); Ком. CESCR, Заключительные результаты исследований: Украина, пар. 31, документы ООН E/C.12/1/Add.65 (2001); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Индонезия, пар. 59(с), документы ООН CRC/C/15/Add.223 (2004); Ком. CRC, Заключительные результаты исследований: Сан-Томе и Принсипи, пар. 47(b), документы ООН CRC/C/15/Add.235 (2004); Ком. CRC, Заключительныерезультатыисследований: Того, пар. 55, CRC/C/15/Add.255 (2005).

(32) See, e.g., CRC Comm., General Comment 4, supranote 25, para. 28; CEDAW Comm., ConcludingObservations: Antigua and Barbuda, para. 267, U.N. Doc. A/52/38/Rev.1, Part II (1997); CEDAW Comm., Concluding Observations: Belize, paras. 56–57, U.N. Doc. A/54/38 (1999); CEDAW Comm., ConcludingObservations: Bosnia and Herzegovina, para. 36,

U.N.Doc. CEDAW/C/BIH/CO/3 (2006); CEDAW Comm., Concluding Observations: Chile, para. 227, U.N. Doc. A/54/38 (1999); CEDAW Comm., Concluding Observations: Dominican Republic, para. 349, U.N. Doc. A/53/38 (1998); CEDAW Comm., Concluding Observations: Greece, para. 208, U.N. Doc. A/55/38 (1999); CEDAW Comm., ConcludingObservations: Peru, para. 342, U.N. Doc. A/53/38 (1998); CEDAW Comm., Concluding Observations:Slovakia, para. 92, U.N. Doc. A/53/38/Rev.1 (1998); CEDAW Comm., Concluding Observations: Slovenia, para. 119, U.N. Doc. A/52/38/Rev.1 (1997); CEDAW Comm., Concluding Observations: Zimbabwe, para. 161, U.N. Doc. A/53/38 (1998).

(32) См., например, Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, пар. 28; Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Антигуа и Барбуда, пар. 267, документы ООН A/52/38/Rev.1, часть 2 (1997); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Белиз, пар-ы 56-57, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Босния и Герцеговина, пар. 36, документы ООН CEDAW/C/BIH/CO/3 (2006); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Чили, пар. 227, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Доминиканская Республика, пар. 349, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Греция, пар. 208, документы ООН A/55/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Перу, пар. 342, документы ООН A/53/38 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 92, документы ООН A/53/38/Rev.1 (1998); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словения, пар. 119, документы ООН A/52/38/Rev.1 (1997); Ком. CEDAW, Заключительныерезультатыисследований: Зимбабве, пар. 161, документы ООН A/53/38 (1998).

(33) See CRC Comm., General Comment 4: AdolescentHealth and Development in the Context of the Conventionon the Rights of the Child, paras. 10, 24, 30, 39(g), U.N. Doc. CRC/GC/2003/4 (2003).

(33) См. Ком. CRC, Замечание общего порядка 4: Здоровье и развитие подростков в связи с Конвенцией по правам ребенка, пар-ы 10, 24, 30, 39(g), документы ООН CRC/GC/2003/4 (2003).

(34) CESCR Comm., General Comment 13: The Right toEducation, para. 6(d), U.N. Doc. E/C.12/1999/10 (1999).

(34) Ком. CESCR, Замечание общего порядка 13: Право на образование, пар. 6(d), документы ООН E/C.12/1999/10 (1999).

(35) Intensifying HIV Prevention, supra note 26, at 33.

(35) Усиление мер предотвращения ВИЧ, предыдущая ссылка 26, в 33.

(36) WHO Regional Strategy Report, supra note 20, at 14.

(36) Отчет о региональной стратегии ВОЗ, предыдущая ссылка 20, в 14.

(37) See WHO, Adolescent Pregnancy Report, supranote 18, at 63.

(37) См. ВОЗ, Отчет о подростковой беременности, предыдущая ссылка 18, в 63.

(38) See id.

(38) См. тамже

(39) Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women (CEDAW), art. 10(c), adopted Dec. 18, 1979, G.A. Res. 34/180, U.N. GAOR, 34th Sess., Supp. No. 46, at 193, U.N. Doc. A/34/46 (1979) (entered into force Sept. 3, 1981); Human Rights Committee, General Comment 28: Equality of RightsBetween Men and Women (Art. 3) (2000), in Compilation of General Comments and General Recommendations by Human Rights Treaty Bodies, para. 31, U.N. Doc. HRI/GEN/1/Rev.5 (2001).

(39) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), ст. 10(с), утвержденная 18.12.1979г. решением Генеральной Ассамблеи 34/180, GAOR ООН, 34ая сессия, доп.№46, в 193, документы ООН A/34/46 (1979) (вступила в силу 03.08.1981г.); Комитет по правам человека, Замечание общего порядка 28: Равенство в правах мужчин и женщин (Ст. 3) (2000), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, пар. 31, документы ООН HRI/GEN/1/Rev.5 (2001).

(40) CEDAW, supra note 39, at art. 10(c); see alsoCEDAW Comm., General Recommendation 24: Womenand Health, para. 18, U.N. Doc. A/54/38 (1999); CEDAW Comm., Concluding Observations: Slovakia, para. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4 (2008); CEDAW Comm., Concluding Observations: Croatia, paras. 200-01, U.N. Doc. A/60/38 (2005).

(40) CEDAW, предыдущая ссылка 39, в ст. 10(c); см. также Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 24: Женщины и здоровье, пар. 18, документы ООН A/54/38 (1999); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Хорватия, пар-ы 200-01, документы ООН A/60/38 (2005).

(41) See CEDAW Comm., General Recommendation 24,supra note 40, at para. 18; CEDAW Comm., ConcludingObservations: Slovakia, para. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4(2008); CEDAW Comm., Concluding Observations:Croatia, paras. 200-01, U.N. Doc. A/60/38 (2005); seegenerally CEDAW Comm., General Recommendation15: Avoidance of Discrimination Against Women inNational Strategies for the Prevention and Control ofAcquired Immunodeficiency Syndrome (AIDS) (1990), in Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by Human Rights Treaty Bodies, at 240, U.N. Doc. HRI/GEN/1/Rev.6 (2003).

(41) См. Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 24: предыдущая ссылка 40, в пар. 18; Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словакия, пар. 19, CEDAW/C/SVK/CO/4 (2008); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Хорватия, пар-ы 200-01, документы ООН A/60/38 (2005); см. в целом Ком. CEDAW, Рекомендации общего порядка 15: Предупреждение дискриминации в отношении женщин в национальных стратегиях по предотвращению и контролю синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) (1990), в Сборнике замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, в 240, документы ООН HRI/GEN/1/Rev.6 (2003).

(42) CEDAW Comm., Report, para. 120, U.N. Doc. A/52/38/Rev.1 (1997); CEDAW Comm., ConcludingObservations: Slovenia, para. 120, U.N. Doc. A/52/38/ Rev.1 (1997).

(42) Ком. CEDAW, Отчет, пар. 120, документы ООН A/52/38/Rev.1 (1997); Ком. CEDAW, Заключительные результаты исследований: Словения, пар. 120, документы ООН A/52/38/ Rev.1 (1997).

(43) Human Rights Committee, General Comment 28,supra note 39, at para. 31; see Toonen v. Australia(488/1992), Human Rights Committee, para. 8.7, U.N. Doc. CCPR/C/50/D/488/1992 (1994) (establishing that sexual orientation is protected from discrimination under the International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR)).

(43) Комитет по правам человека, Замечания общего порядка 28, предыдущая ссылка 39, в пар. 31; см. Тоонен против Австралии (488/1992), Комитет по правам человека, пар. 8.7, документы ООН CCPR/C/50/D/488/1992 (1994) (устанавливающие, что сексуальная ориентация защищается от дискриминации в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (ICCPR)).

(44) CRC Comm., General Comment 4, supra note 25, at para. 6.

(44) Ком. CRC, Замечания общего порядка 4: предыдущая ссылка 25, в пар. 6.

(45) The Yogyakarta Principles on the Application of International Human Rights Law in Relation to Sexual Orientation and Gender Identity, principle 16(d) (2007), available at www.yogyakartaprinciples.org (last visited September 3, 2008).

(45) Джокьякартские принципы применения международных стандартов в области прав человека в связи с сексуальной ориентацией и половой идентичностью, принцип 16(d) (2007), доступно на www.yogyakartaprinciples.org (последний просмотр 03.09.2008г.).

(46) Id. at principle 2(f).

(46) Там жев принципе 2(f).

(47) See CESCR Comm., General Comment 3: The Natureof States Parties Obligations, art. 2(1), U.N. Doc. 14/12/90 (1990).

(47) См. Ком. CESCR, Замечания общего порядка 3: Сущность обязательств стран-участников, ст. 2(1), документы ООН 14/12/90 (1990).