[21.11.2020] Водослив Галины Чудиновой

         


Порфирий Иванов с последователями. Фото из открытых источников

Постоянный автор портала «Русская народная линия» Галина Васильевна Чудинова* уже не первый раз призывает соотечественников практиковать водосливную закалку Порфирия Иванова. 26 января 2017 года в статье «О пользе закаливания» она писала:

«За семь с половиной лет работы доцентом кафедры литературы Луганского пединститута - 1988-1995-й годы - я детально познакомилась с системой закалки Порфирия Иванова. Ездила на его родину в деревню Ореховка, дважды побывала на хуторе Верхний Кондрючий, где закончил свои дни и был похоронен автор «Детки». Общалась с сотнями людей, вылечившихся по его системе от самых тяжёлых заболеваний. Результат, достигнутый Порфирием Ивановым, был, воистину, фантастическим: круглый год, в любую погоду он ходил в одних длинных шортах-трусах. Другое дело, что Учитель, как называл он себя, ничтоже сумняшеся, возомнил себя Богом и заявил, что «смерть как таковую изгонит», а люди обретут вечную земную жизнь. Учение его сводилось к отказу от науки, культуры, искусства, вело к примитивному человеку будущего. Позанимавшись около года по системе Иванова, я напрочь отбросила его лжеучение, прямо противоположное христианству, но сохранила самое ценное - ежедневное целительное обливание холодной водой».

Спустя два года, Чудинова почти слово в слово вновь повторяет свой пассаж о закалке Порфирия в новой своей публикации «Как победить ковид»:

«Необходим диалектический подход к его (П.К.Иванова – А.С.) системе – отказ от лжеучения прямо противоположного христианству, но сохранение самого ценного в ней, целительного обливания холодной водой дважды день».

К счастью, мне не нужно убеждать Галину Васильевну в несовместимости учения П.К.Иванова с православной верой. Она это сама открыто признаёт. Однако Чудинова предлагает нам диалектически подойти к его творчеству и взять на вооружение закалку, которая будто бы помогла сотням людей избавиться от самых разных заболеваний. И, следовательно, Паршекова закалка поможет нам в борьбе с Сovid-19.

Целый год Галина Васильевна провела в секте ивановцев и успела пообщаться с сотнями исцелившихся адептов Паршека… Что же, и я посвятил немало времени изучению феномена ивановщины. В 2003 г. защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте дипломную работу по теме «Ивановщина: история и современность», в 2009 вышла моя книга «Иванов, ивановцы, ивановщина», а в 2013 я защитил уже кандидатскую диссертацию «Культ Порфирия Иванова: история, учение, последние тенденции развития» в ПСТГУ. До сих пор я внимательно слежу за развитием культа Порфирия Иванова. И со всей ответственностью могу заявить, что никаких фактов, подтверждающих сотни выздоровлений от Паршековой закалки не существует. То есть никакому научному исследованию практика Порфирия Иванова при его жизни не подвергалась. Сам Порфирий Иванов лишь вспоминал эпизод с академиком Н.Н.Блохиным, который в 1973 предоставил ему возможность поработать с тяжёлыми больными в Институте экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР. Но Иванов оказался не в состоянии помочь им.

Результат, поразивший Г.В.Чудинову, вовсе не выглядит впечатляющим: «круглый год, в любую погоду он ходил в одних длинных шортах-трусах»! и это всё? Этого достаточно, чтобы вдохновиться его примером? Но я поправлю г-жу Чудинову – Паршек не «круглый год» ходил в трусах. Когда у него было хорошее настроение, он и его вторая жена Валентина Сухаревская, ходили совсем без трусов. Желающие насладиться этим зрелищем могут без труда обнаружить его в интернет-сети. И это состояние Паршек считал более совершенным, чем бытие в трусах. Богу Земли трусы не нужны, он их носил из компромисса с советской властью и психиатрами. Он был психически больным человеком, и никакая закалка не помогла ему вылечиться. Следствием многолетнего босохождения и регулярного переохлаждения стала гангрена правой ноги П.К.Иванова, от которой он и скончался в 1983 г. Боли в ноге продолжались у Порфирия много лет. И никакого исцеления он не обрёл!

Я не ставлю под сомнение пользу водных процедур. Но причём здесь Порфирий Иванов? Неужели нельзя обойтись в закаливании без этого одиозного персонажа? Реабилитация Порфирия Иванова стала бы с неизбежностью реабилитацией и всей его секты. И, разумеется, её главарям нет никакого дела до фантазий Галины Васильевны - Паршек для них остаётся - Богом Земли, Учителем народов и Победителем Природы.

Чудинова уехала из Луганска в 1995 году. А уже через год бесславно закончился в посёлке Успенка Луганской области эксперимент с учащимися одного из младших классов средней школы №2. Класс был оборудован специальными партами для занятий стоя (Паршек писал стоя), детей обливали холодной водой, знакомили с учением П. К. Иванова. По свидетельству директора школы Т.В.Серафимович эксперимент пришлось прекратить, после того как выяснилось, что заболеваемость сколиозом не только не снизилась, но и увеличилась. У многих школьников ухудшилось зрение. Детям пришлось пройти курс реабилитации в районной поликлинике. Печально сложилась и судьба педагога, проводившего этот сомнительный «эксперимент». Юлия Александровна Ивасенко 10 лет провела в секте ивановцев. Родители девушки все эти годы делали всё возможное, чтобы вернуть дочь домой. Но всё было тщетно. Юлия с большим трудом смогла выбраться из секты, только после смерти собственного отца, которая несколько отрезвила сознание девушки.

Не был Порфирий Иванов и автором «Детки», как думает Чудинова. Ни одна рукопись Паршека не содержит «Детки». Её сочинил московский инженер И.Я.Хвощевский, к концу жизни порвавший с сектой.

Сектантская аскетика, известная адептам под видом т.н. «сознательного терпения», неоднократно приводила к тяжёлым последствиям вплоть до смертельных исходов. Например, краснодарский пенсионер Дмитрий Васильевич Гончаров надеялся с помощью «сознательного терпения» достичь долголетия. В 1999 году он писал:

«Я верю в то, что человек может жить уже сейчас до 120 лет, а иногда и более. Человек по своему неблагоразумию, от невоздержанности в еде и питье умирает, не прожив и половины этого срока. <…> Я лично сейчас принимаю пищу: по 2 часа приёма пищи в дни "еды": воскресенье, вторник, четверг, пятница. Остальное время терплю. Это 160 часов в неделю или более 300 дней в году». (См.: Гончаров Д. В. Терпение)

В 2007 году на 80-м году жизни Дмитрий Васильевич скончался. Целый ряд других похожих историй читатель может обнаружить в моей книге. Нет, не удастся с помощью ивановской закалки одолеть ковид, не стоит обольщаться!

Ознакомившись с другими текстами Галины Васильевны, я понял, зачем ей понадобился Паршек. Чудинова сконструировала в своём сознании утопический проект «нового социализма», одухотворённого истинным православием старообрядческого толка. «Новый социализм» должен вобрать в себя всё лучшее из опыта Ленина, Сталина, Берии и, конечно, Паршека. Это просто диалектический подход такой, усвоенный на уроках истмата и диамата. Пользуясь такой гибкой диалектической методой, можно извлечь, что-нибудь хорошее из какой угодно помойки. Например, из нацистской. Говорил же в пылу риторики один современный политик, что у Гитлера многому можно было поучиться? Или у Нерона? Есть и у этого гонителя христиан теперь апологеты среди немецких теологов. Или у Ирода, он был неплохой строитель для своего времени. А Иуда? Не он ли ось человеческой истории? Леонид Андреев, может быть, лучше нас разобрался в евангельской истории?

Всё это лукавая диалектика, за которой видится желание оправдать свои грехи. Втянуть контрабандой в Церковь тех, кто гнал её. И Паршек был среди гонителей тоже. Поучаствовал он в закрытии храмов в 30-е годы. Фактически Чудинова пришла к двоеверию – православие она слепила с коммунистической квазирелигией.

Главный редактор РНЛ А.Степанов заявил однажды, что идеи Чудиновой «представляются ему совершенно неприемлемыми» (15.12.2018), но из уважения к автору он их публикует. В его глазах – Чудинова выражает старообрядческую концепцию русской истории. Очень сомневаюсь, что неосталинизм и неосоциализм с Паршеком в придачу составляют ныне старообрядческую концепцию русской истории. Во всяком случае, официальный сайт РПСЦ о Чудиновой ничего не знает. А вот неосталинизм РНЛ общеизвестен. На этом и сошлись наши слепые патриоты.

У меня сложилось впечатление, что Галина Васильевна малоцерковный человек. В своих текстах она жонглирует по большей части светскими именами. Чаще всего сомнительного толка. Чудинова совершенно справедливо определяет Порфирия Иванова - «Нехристианин Паршек» - так она назвала свою повесть о нём. А сама Чудинова насколько православная христианка? Не напоминает ли она жену Лота, не сумевшую оторвать свой взгляд от родного, но, увы, нечестивого города?

Протоиерей Алексий Слюсаренко,
кандидат богословия,
почётный доцент Луганского университета имени В. И. Даля.
Iriney.ru

 

* Чудинова Галина Васильевна – род. 1947, литератор, кандидат филологических наук, прихожанка строобрядческого храма во имя Стефана Пермского (РПСЦ), живёт в Перми.