Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Член церковного суда отец Петр Мангилев рассказал о деле схиигумена Сергия Романова

    [16.06.2020] Член церковного суда отец Петр Мангилев рассказал о деле схиигумена Сергия Романова

             

    Протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, член церковного суда Екатеринбургской епархии, ответил на вопросы нашего корреспондента в связи с состоявшимся церковным судом, на котором вчера, 15 июня, был рассмотрен вопрос о деятельности схиигумена Сергия (Романова). В Екатеринбургской митрополии протоиерей Петр Мангилев известен как специалист по каноническому праву.

    — Отец Петр, поясните, за что все-таки подвергнут церковному суду заштатный клирик епархии, схиигумен Сергий (Романов)?

    — Отец Сергий выступил с несколькими резкими обличительными проповедями. И эти проповеди, нужно сказать, не совсем однозначно могут быть оценены обществом. Вы понимаете, какая сейчас ситуация в связи с эпидемией, которая есть, и в связи с теми мерами, которые приняты по ограничению распространения болезни. Очень многие люди оказались в сложной жизненной ситуации, уровень социальной напряженности сейчас выше, чем обычно. И в этой ситуации играть на страстях людей, на каких-то чувствах гнева, негодования и т.д. — недопустимо.

    Поэтому владыка (митрополит Кирилл, — прим. ЕАН) в конце апреля просто призвал отца Сергия исполнять то, на что он обещался Богу в своих обетах. И архиерей, который имеет власть и право, который «наблюдает и надзирает», употребил свою власть и сказал батюшке: «Вы призваны молиться. Мы просим вашей молитвы. Мы не просим вашего слова наставления». Отцу Сергию было запрещено выступать с публичными обращениями, запрещено исповедовать — целый ряд установлений. Это было спокойно и ровно владыкой высказано.

    Тем не менее отец Сергий не послушался. Примерно через месяц прозвучала новая проповедь, которая была распространена в Сети.

    Эта «проповедь» не в мирном духе выдержана и содержит агрессивные призывы, которые не свойственны христианину и не должны звучать ни с церковной кафедры, ни из уст священника, тем более схимника.

    Понимаете, слово, которое говорит священник, даже если он, кажется, говорит от себя и даже оговаривается, что это его личное мнение, все равно так или иначе воспринимается слушающими в сопряжении с его саном. И если он говорит неразумное, это вызывает обличение церкви в целом. Здесь священник все равно говорит не как частное лицо, как бы он ни старался. Все равно авторитет сана он использует, что, конечно же, привело к соблазну многих людей.

    — По сути, это нарушение канонического устройства церкви?

    — В одном из апостольских правил говорится о епископе — ему вверены люди Господни, и он даст ответ о душах их. Это его ответственность. Поэтому принимаемые им решения исходят из того, какую пользу для церкви он видит, как он за нее отвечает.

    Если священник начинает входить через что-то, через чьи-то речи в соблазн и в такое взбудораженное состояние, это само по себе уже не может оставаться вне архипастырской ответственности. И здесь правящий архиерей не просто может, он имеет прямую обязанность вмешиваться и разрешать эту ситуацию — ко благу всех, к устроению и к миру.

    — То есть задача архиерея — оградить паству от соблазнов, которые допускает священник. А если священник не слушает своего архипастыря, то церковный суд неизбежен?

    — Надо понимать, что церковный суд не совсем аналогия суда гражданского. Дело в том, что, если мы говорим о гражданском правосудии, оно предполагает прежде всего компенсацию вреда, нанесенную тем или иным проступком. Конечно, и гражданское правосудие предполагает и ставит задачу исправления преступившего закон, но гражданское правосудие не ставит эту задачу на первое место. Задача же церковного суда, в первую очередь, - это всегда исправление того, кто так или иначе отступил от церковной жизни и нарушил те или иные писания. Задача церковного суда в первую очередь и всегда - привести человека к покаянию и исправлению для того, чтобы человек очувствовался, пришел в разум и осознал, что он своими действиями и сам отступает, и соблазняет ближнего своего.

    Это первейшая задача. Прежде всего это увещевание, которое бывает на церковном суде, разговор какой-то и те меры прещения (ограничений, — прим. ЕАН), которые бывают полезны исправлению сложившейся ситуации и тому, чтобы привести человека к духовному здоровью, насколько это возможно.

    — Как можно охарактеризовать действия тех, кто выступает с обращением «в защиту отца Сергия»?

    — Здесь нужно понимать, что всякая проповедь раскола и разделения опасна. Тот, кто сознательно ведет дело к расколу и разделению, соблазняя людей и подталкивая к этому, он, конечно, вовлекает себя в духовную пагубу.

    Внесение в церковь разделения и раскола – это всегда раздирание тела Господня. То есть то, что призвано существовать цельным, раздирается. Поэтому человек должен очень хорошо подумать, прежде чем в такое опускаться.

    — Очень часто упоминают о заслугах схиигумена Сергия (Романова) перед церковью. И в этой связи ставят вопрос: почему его привлекают к суду?

    — Да, много и часто приходится разговаривать о тех добрых делах, которые сделал отец Сергий. Добрые дела действительно делаются, и сделано очень много. Но судят его не за добрые дела. Вы понимаете, так часто бывает, что человек, делающий много и много блага, все-таки тоже может сбиваться иногда по той или иной причине с доброго пути.

    В истории очень много примеров, когда благочестивые люди отстаивали ложные суждения и за это были осуждены церковью. Дело не в том, что люди не способны ошибаться. Ошибаются абсолютно все. Дело в том, когда человек входит в церковь и живет, начинает жить церковной жизнью, он должен понимать, что он может ошибиться и должен признавать за церковью право его поправить. Потому что высказать то или иное неосновательное мнение может каждый человек.

    Возвращаясь к церковному суду, церковный суд – именно такая инстанция, которая призвана, когда возникла подобная ситуация, призвать человека, поговорить с ним и сказать: «Подумай, ты не совсем прав здесь. Давай будем разбираться». Каждый, идя по жизни, может претыкаться.

    Человек может быть великим благодетелем и абсолютно бескорыстным и аскетичным человеком, но его может «завести не туда». Разгоряченное представление о себе как о борце за правду есть один из первых признаков того, что что-то с духовным состоянием не так.

    В действительности стояние в правде действительно требует от человека и мужества, и упорства какого-то, но это, как правило, спокойное и очень твердое состояние человека. Это мы можем видеть по новомученикам и исповедникам Русской церкви, видеть их подвиг, те суды, которые им приходилось выдержать. Вот это нужно иметь в виду. Если я вижу в своем сердце какую-то нездоровую разгоряченность, я должен прежде всего остановиться и подумать, все ли со мной так. Да, так говорит один духовный наставник, но если ему говорится что-то напротив, почему не послушать то, что говорится напротив? Тем более когда звучит мудрое и милосердное слово архипастыря.

    — Есть еще важный момент. Проблемы, о которых говорит отец Сергий, актуальны как никогда. Тем более церковь уже неоднократно высказывалась по вопросам цифровизации, защиты семьи от ювенальной юстиции и пр. Но насколько допустим тон проповедей схиигумена Сергия Романова?

    — Действительно, те проблемы, которые поднимает отец Сергий в своей проповеди, - это такие важные проблемы в современном обществе. И они требуют христианского осмысления и отношения к ним и очень серьезного раздумья и рассуждения. Но одно дело — проблема, которая существует реально, другое дело — форма разговора об этой проблеме и форма подачи, тон разговора.

    На самом деле иногда подобного рода тон разговора, который мы слушаем и видим, формирует к самой очень серьезной проблеме очень несерьезное отношение. И многим людям это обстоятельство мешает задуматься над серьезностью поднимаемых вопросов в силу того, что сама по себе форма и подача проблемы или вопроса, которые возникают в нашей жизни, уже скомпрометированы. То есть это такая форма отвлечения на самом деле внимания от реальных вопросов, от содержания вопросов, когда «чудовской», эпатажной формой отвлекается внимание от содержания и высмеивается как бы, делается пустой на самом деле непустая проблема. То есть когда человек уже не хочет слушать и вдумываться в очень серьезные и важные вещи, потому что они скомпрометированы формой подачи.

    Этот прием обычно используется, и тогда мы можем стать невольным орудием манипуляторов, которые желают именно компрометации.

    В этом плане все-таки каждый должен заниматься своим делом. Церковь не делает политических заявлений, и священник, когда принимает священническую присягу, сразу же дистанцируется от политических заявлений. И этим должны все-таки заниматься миряне, и делать это профессионально, в должной подаче и в должном тоне.

    К сожалению, наш современный мир имеет такое свойство, что мы о серьезных вещах несерьезно говорим. Серьезный разговор – теперь редкость. Мы можем видеть, как выхватываются фразы и на их основании все стараются превратить происходящее в какое-то безумие и фарс. Вместо того, чтобы подумать о реальных угрозах, которые есть, о которых было сказано. В этом плане особенно священнослужитель, видя и понимая какие-то важные общественные процессы, очень серьезно должен думать над формой подачи. Когда это начинает выливаться в не пойми во что и звучат призывы не пойми к чему, это не заостряет проблему, а вводит ее в тупик, и объективно человек начинает действовать в пользу тех сил, с которыми борется.

    Eanews

    Календарь

    Последние новости
    04.07.2020 Прп. Максим Грек о законодательных мерах по противодействию пропаганде ЛГБТ
    04.07.2020 Схиигумен Сергий давно возглавляет секту собственного имени – религиовед
    04.07.2020 Почему Сергий (Романов) лишен сана?
    03.07.2020 Состоялось заседание Епархиального совета
    03.07.2020 Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия
    03.07.2020 Церковный суд постановил извергнуть схиигумена Сергия (Романова) из священного сана
    03.07.2020 Церковный суд лишил схиигумена Сергия сана. Его сторонники в гневе
    02.07.2020 Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский





    Образование и Православие